漫画
[manga]
Становление искусства иллюстрации XII века и как она выглядит сейчас
Посвящения
00
Работа посвящается Кэнтаро Миуре, создателю манги "Berserk",
умершему 6 мая 2021 года от разрыва аорты
Самое популярное детище Миуры — манга Berserk, ставшая культовой. За все время существования серии графических романов, продано более 50 миллионов книг. Жизненный путь Гатса, главного героя манги, уложен в 379 глав, колоссально повлиявших на каноны жанра фентези в целом.
Вступление
01
Манга, или Комикку, это японские комиксы. Помимо территориального фактора, комиксы в жанре манга имеют множество характерных черт, не присущих другим графическим романам. К примеру расположение страниц и блоков справа-налево. Однако они не всегда были такими, какие они сейчас. Ранее термин 漫画 [mã̠ŋɡa̠] использовался для характеристики нелепых картинок и имеет глубокие корни в традиционном японском искусстве. В этом материале мы поговорим о становлении этого жанра и разберемся, является ли современная манга чтивом для фриков и озабоченных подростков без друзей.
Что такое Манга?
Начало
02
Манга впервые упоминается в XII веке в Японии, когда монах Тоба созадет "Веселые картинки из жизни животных".
Серия картинок на четырех свитках повествует о животных, которые изображают людей.
Эти работы в будущем заложили каноны "современной манги", такие как изображение фигур в движении.
Вплоть до 1880-х годов Манга вбирала в себя черты исключительно традиционной японской живописи, связано это с железным занавесом в Японии.
В период с 1868 по 1889 годы в Японии происходит Реставрация Мейдзи, массовая реформация политического строя. Благодаря ей Япония из отсталой аграрной страны превращается в одну из самых могущественных стран на мировой арене. В ходе реформ железный занавес пал, дав зеленый свет ввозу импортных товаров. Среди импорта были и европейские комиксы, в результате чего японские художники стали учиться у своих западных коллег, перенимая их опыт.
В 1904 году выходит первый "сериальный комикс" Tagosaki to Makube no Toukyou kenbutsu, это юмористическая манга, вбирающая в себя новообретенные черты европейского комикса, такие как композиция, и пропорции. Тогда манге не было уделено много внимания, она воспринималась лишь как новое увлечение для молодежи, однако обрело огромную популярность во время и после Второй Мировой Войны, когда использовалась как средство пропаганды
После Второй мировой Войны в разоренной и лежащей в руинах стране выходит первый полноформатный комикс "Новый Остров Сокровищ". Он напечатан на самой дешевой бумаге и продавался за бесценок. Работа разошлась колоссальным на то время тиражом в 400 тысяч копий.
Этой работой Осаму Тэдзука, автор "Острова", заложил основные стилистические составляющие современной манги. Такой, какой она является сейчас. В ней впервые были использованы звуковые эффекты, крупные планы, графическое подчёркивание движения в кадре— словом, все те графические приёмы, без которых нынешняя манга немыслима. «Новый Остров сокровищ» и более поздний Astro Boy стали невероятно популярны. За свою жизнь Тэдзука создал ещё множество работ, приобрёл учеников и последователей, развивших его идеи, и сделал мангу полноправным (если не основным) направлением массовой культуры.
С этого момента начинается эпоха современной манги, которая длится до сих пор. Остров Сокровищ буквально стал отправной точкой, после которой японская культура стала немыслима без манги.
Черты
03
Манга, хоть и формировалась под влиянием запада, имеет очень много отличий от американского и европейского графического романа...
Первое что бросается в глаза: расположение блоков.
Манга читается справа-налево!
Усредненный порядок чтения выглядит так.
Связано это с японской письменностью, которая построена столбцами и читается именно от левого края. этим же обусловлена вытянутость большинства бабблов с репликами и текстом.
-
Для публикации на западе мангу особым образом готовят к выпуску, а именно, отзеркаливают блоки для удобства чтения, однако мангаки считают, что это ломает композицию, потому выступают против этого и от локализаторов часто требуют публиковать книги без зеркального отражения.
Опора в манге почти всегда идет на рисунок, поэтому в японских комиксах относительно мало текста. Главные герои почти всегда отрисованы очень детально, когда статисты и декорации почти не прорисованны. И это не столько черта стиля, сколько вынужденная мера. Мангаки работают при ужасных условиях, производя около 30 страниц рисунка в неделю, при этом оплата их труда даже в наши дни очень низкая. Поэтому в угоду скорости многие детали упускаются.
Связано это с японской письменностью, которая построена столбцами и читается именно от правого края. Этим же обусловлена вытянутость большинства бабблов с репликами и текстом.
-
Для публикации на западе мангу особым образом готовят к выпуску, а именно, отзеркаливают блоки для удобства чтения, однако мангаки считают, что это ломает композицию, потому выступают против этого и от локализаторов часто требуют публиковать книги без зеркального отражения.
ОДНАКО!..
Существует исключения. Например, культовая манга Акира, задние планы которой поражают деталями...
Tilda Publishing
Манга почти всегда была весьма разнообразным искусством, потому стиль рисунка очень сильно разнится от автора к автору, но тем не менее началось все именно с таких фундаментальных работ как astro boy под авторством Осаму Тэдзуки, которые заложили стиль, который позже повально копировали другие. Большие глаза и гротескные пропорции.
Однако ближе к нашему времени стиль стал более реалистичным, но вновь исказился под влиянием авторов аниме. Японская анимация с самого начала направлена на оживление комиксов, однако для удешевления производства авторы жертвуют плавностью и многими чертами, которые характерны для манги. Идеи Осаму Тэдзуки в аниме возведены в абсолют и большие глаза, навязанные западными ретро-комиксами становятся буквально визитной карточкой анимации.
Тем не менее, все еще существует манга, которая может похвастаться выдающимся рисунком, отличающимся от современных фансервисных аниме.
Пробы
03.2
В России
04
Среди всех развитых европейских стран в России манга представлена наиболее скудным ассортиментом. Связано это с маленькой популярностью комиксов в Росссии в принципе. Манга в большинстве своем ориентирована на подростковую и взрослую аудиторию, а у нас считается, что комиксы - детское развлечение.
Рекомендации
05
Мы были крайне удивлены, когда люди, которые терпеть не могут аниме и предвзято относятся к японщине, с интересом читают мангу.
ОДНАКО!..
И...
Похоже теперь ваш черед.
Мы не призываем вас повально читать японские комиксы, но тихо осуждаем,если вы хейтер.
Итоги
06
Итоги
В результате этой работы мы разобрались в истоках происхождения японского комикса, посмотрели на то, как к ней относятся люди и обсудили интересные и достойные ознакомления линейки.

В результате работы:
Упомянуто 9 графических романов
Затрачено 17 часов времени
Потеряно одно желание жить

В работе использованы иллюстрации из следующих произведений:
Новый Остров Сокровищ, Веселые Картинки Про Животных, Тагосаки и Макубе исследуют Токио, Берсерк, Акира, Astro Boy, Паразит, Vagabond, Devilman

Автор работы:
Евгений Рыженьков