Артхаус: почему, зачем и как?

Как появилось кино не для всех и к чему это искусство пришло сегодня. Анализ на примере трех отечественных кинокартин
Строгого научного определения термина «артхаус», увы, нет.
Артхаус — кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию. Как правило, подобные фильмы демонстрируются в специализированных (артхаусных) кинотеатрах.

К категории артхауса относят авангардное, фестивальное, не мейнстримовое кино, жанровые картины, расширяющие представления о жанре, работы классиков мирового кинематографа (авторское кино), кино этнических и сексуальных меньшинств, а также так называемое интеллектуальное кино.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖАНРА
Рассмотрим основные этапы возникновения артхауса
Предшественники: 1910-е — 1920-е годы

В 1920-е годы, в кинообществах начало распространяться мнение, что фильмы можно разделить на «… развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию, и серьёзное художественное кино (англ. art cinema), направленное на интеллектуальную аудиторию»
В конце 1940-х годов в американской общественности бытовало мнение о том, что итальянский неореализм и другие «серьезные» европейские жанры отличались от обычных голливудских фильмов.
1960-е — 1970-е годы
«Артхаус» стали гораздо более широко использовать в Соединенных Штатах, чем в Европе
1980-е — 2000-е годы

К 1980-м и 1990-м годам этот термин стал тесно связан с «независимым кино» в США, который разделяет многие из тех же стилистических черт с артхаусом. Такие компании, как Miramax Films работают с независимыми фильмами, которые были признаны коммерчески неуспешными на крупных студиях.
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЖАНРА АРТХАУС
1910-е — 1920-е годы
Предшественниками современного артхауса можно назвать фильмы «Нетерпимость» (1916) Дэвида Гриффита и Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, которые повлияли на развитие европейских движений кино в течение многих десятилетий.

Фильм Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925) был революционной пропагандой, которая использовалась для проверки его теории, при которой монтаж фильма происходит таким образом, чтобы производить наибольший эмоциональный отклик у зрителей. Критики внешнего мира высоко оценили эти фильмы. Основное внимание Эйзенштейна было направлено на структурные вопросы, такие как углы камеры, движение толпы. Эта манера съёмки повлияла на других режиссёров, таких как Всеволод Пудовкин и Александр Довженко.

На артхаус также повлияли фильмы испанских авангардистов
Таких как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали (например, «Золотой век»), а также французского драматурга и режиссёра Жана Кокто
В 1920-е годы, в кинообществах начало распространяться мнение, что фильмы можно разделить на «… развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию, и серьёзное художественное кино (англ. art cinema), направленное на интеллектуальную аудиторию».

В Англии Альфред Хичкок и Айвор Монтегю сформировали Общество кино, которое по их мнению, было «художественным достижением», наряду с такими достижениями как «советские фильмы диалектического монтажа, а также экспрессионистские фильмы немецкой студии Universum Film A. G.»

Cinéma pur, французское авангардное движение 1920—х и 1930—х годов, также повлияли на развитие идей артхауса. Это движение включало в себя дадаистов, таких как Ман Рэй (Emak-Bakia), Рене Клер (Антракт) и Марсель Дюшан (Anemic Cinema).
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЖАНРА АРТХАУС
1930-е — 1950-е годы
В 1930—х и 1940—х годах голливудские фильмы можно было разделить на адаптации художественных литературных произведений (фильм Джона Форда «Осведомитель» (1935) и «Долгий путь домой» по пьесе Юджина О’Нила), а также на коммерчески успешные популярные жанровые фильмы, такие как гангстерские фильмы и триллеры. Уильям Сиска утверждает, что фильмы итальянского неореализма середины и конца 1940-х годов, такие как «Рим — открытый город» (1945), «Пайза» (1946) и «Похитители велосипедов» можно считать «сознательным ходом артхауса»

В конце 1950-х годов французские кинематографисты начали выпускать фильмы, которые попадали под влияние итальянского неореализма и классического голливудского кино.
После Второй мировой войны «… растущий сегмент американской публики киноманов был утомлён голливудскими мейнстримовыми фильмами», и они стали посещать вновь созданные артхаусные кинотеатры, чтобы увидеть «… альтернативу фильмам, демонстрирующихся в коммерческих мейнстримовых кинотеатрах».

Фильмы, представленные в этих кинотеатрах включали в себя « … британские, иноязычные и независимые американские фильмы, а также документальные фильмы и пробуждение голливудских классиков». Такие фильмы, как «Рим — открытый город» (Роберто Росселлини) «Виски в изобилии» (Александр Маккендрик), «Похитители велосипедов» и «Красные башмачки» были показаны значительной американской аудитории.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЖАНРА АРТХАУС
1960-е — 1970-е годы
В 1960-е годы в США слово «артхаус» стало эвфемизмом колоритных итальянских и французских B-фильмов. К 1970-м этот термин стал использоваться для описания порнографических европейских фильмов с художественной структурой, таких как шведский фильм «Я любопытна – жёлтый».

В США термин «артхаус» может относиться к фильмам современных американских художников, в том числе к Энди Уорхолу с его фильмом «Грустное кино» (1969), но иногда этот термин используется очень свободно, чтобы обратиться к широкому кругу фильмов, показанных в репертуарных или «артхаусных кинотеатрах».

Режиссер Реджер Корман отмечает, что зрители могли увидеть какую-то сущность европейского артхауса в голливудских фильмах семидесятых, артхаус, который никогда не был просто европейским кино, а в действительности чаще был мировым кино, хотя изо всех сил пытался получить широкое признание.
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЖАНРА АРТХАУС
1980-е — 2000-е годы
К 1980-м и 1990-м годам этот термин артхаус стал тесно связан с «независимым кино» в США, который разделяет многие из тех же стилистических черт с артхаусом. Такие компании, как Miramax Films работают с независимыми фильмами, которые были признаны коммерчески неуспешными на крупных студиях. Когда крупные киностудии заняли нишу привлекательности независимых фильмов, они создали специальные подразделения, не связанные с мейнстримом, такие как Focus Features (подразделение студии Universal Pictures) и Paramount Vantage (подразделение Paramount Pictures).

Кинокритики спорят, действительно ли можно считать фильмы из этих специальных подразделений «независимыми фильмами», учитывая, что они имеют финансовую поддержку от крупных студий.

«
Рената Литвинова
Северный ветер (2021)
Распад матриархального клана в декорациях роскошного замка. Мрачная сказка Ренаты Литвиновой о любви и смерти
«Северный ветер» можно назвать даже фильмом-предупреждением, потому что когда в некотором сообществе культивируется ненависть, а не любовь, то это приговор даже для самого могущественного в мире клана.
Как и раньше, Рената Литвинова рифмует любовь и смерть — это краеугольный камень всего ее творчества, ее эстетики. Но если в ее предыдущих фильмах смерть всегда подавалась как высшее таинство, высшее благо и единственный путь, ведущий к любви, то теперь акценты серьезно сместились. В «Богине» героиня должна была умереть, чтобы узнать хоть что-нибудь об этом чувстве, в «Северном ветре» любовь становится высшим благом и целью. Правда, она все такая же недостижимая.

«Северный ветер» чарует и завораживает. Важно, что его можно трактовать совершенно по-разному. Его можно назвать даже фильмом-предупреждением, потому что когда в некотором сообществе культивируется ненависть, а не любовь, то это приговор даже для самого могущественного в мире клана.

»
Кирилл Серебренников
Ученик (2016)

Главный герой, мальчик Вениамин, считает, что знает все о моральных нормах. Его поведение для окружающих становится серьезным испытанием. Где граница между моралью и нетерпимостью, свободой и вседозволенностью, проповедью и терроризмом, религией и манипуляцией?

Страшнейший фильм Кирилла Серебренникова, выросший из его же спектакля (М)ученик.
Грандиозное попадание в современную Россию. Обнажение всего того, что тайно или явно окутало воздух страны. Самое скрупулёзное исследование всех нарывов общества со времён Груза 200 Балабанова.
Сюжет в сущности прост. Мальчик, внезапно, без корней, уверовал в Бога. Но взял из Библии лишь жестокость, а насаждает свою веру карикатурной силой, доходя до мыслей об убийстве.
Это фильм не о вере и не о Боге, не об атеизме. Это о ненависти, критическом уровне злобы, комплексах и агрессии, что поглотили существо сплоченного большинства. Разумно полагая, что все те бесы, кого описывает он в картине заропчут, Серебренников делает фильм нарочито внятным, и периодически сваливает в карикатуру и абсурд.

Великолепная игра актёров. Музыка. Фабула. Повествование. Не зря на Каннском кинофестивале был получен почётный приз, а выход фильма сопровождался суетой всех этих народных контролей, ультра верующих, патрулей нравственности. Такие картины часто выходят накануне беды. Пусть в этот раз так не будет, хотя фильм порождает внутри тревогу, которую я не испытывал много лет.


«
Иван ИВАНОВИЧ Твердовский
Зоология (2016)

Наташа живет вдвоем с матерью в небольшом приморском городке. Жизнь ее скучна и размеренна. В зоопарке, где она работает, Наташа уже давно стала объектом для насмешек. Но внезапно с ней происходит странная метаморфоза — ни с того, ни с сего у нее вырастает хвост. Ей предстоит пройти через стыд, надежду и отчаяние, чтобы обрести себя.

«Зоология» Ивана И. Твердовского — фильм с выдающейся по нашим временам фестивальной судьбой — вышел на экраны спустя полгода после премьеры на «Кинотавре».
Хвост — этот двусмысленный атавизм, обнаруженный в результате визита к рентгенологу,— дает возможность одинокой увядающей женщине неожиданно ощутить себя желанной. Впрочем, ненадолго, ибо мужчина, увлекшийся ею (тот самый рентгенолог в тонком исполнении Дмитрия Грошева), на самом деле видит в ней зверушку из кунсткамеры. В любом случае их союз лишен будущего, а героиня остается со своим одиночеством перед единственным перспективным решением — волевым порядком избавиться от лишнего органа, стать как все.
Картина Твердовского чрезвычайно скромна по своим выразительным средствам, но ее жанр и стиль, сам тип кино, который она представляет, непрост и ускользает от определений. Если это комедия, то горькая, а если драма, то позволяющая себе быть смешной. Если провокация, то без агрессии и выпендрежа. Если притча с элементами фэнтези, то она не претендует на глобальность. Скорее перед нами интимный художественный жест, что не мешает ему выглядеть радикальным на фоне конформизма, ставшего опознавательным знаком новейшего российского кино.

Фильм Твердовского куда мудрее и актуальней, чем кажется большинству его интерпретаторов, он вовсе не экстравагантная шутка про сексуальность, и уж конечно он не только про то, что инаковость делает нас изгоями. Он в конечном итоге про страх принять реальность, узнать о себе правду, понять и принять себя во всей неоднозначной сложности и полноте.


АРТХАУС НЕ ВЫХОДИТ
ИЗ МОДЫ
Сейчас интеллектуальное кино Ларса фон Триера, Дэвида Линча, Стэнли Кубрика, Квентина Тарантино становится все более востребованным. Современный российский артхаус представляют Андрей Звягинцев, Кантемир Балагов, Николай Дрейден и другие режиссеры.