Алексей Балабанов
В чём сила?
«Ну здравствуй, брат»

Алексей Балабанов – поистине культовый русский режиссёр. Он жил в России, он снимал в России, он показывал Россию. Он любил свою страну и выражал отношение к ней в своих картинах. Иногда у него получалось делать это очень резко и жестко (как это было в фильме «Груз-200»), иногда крайне успешно («Брат» и «Брат 2»). Но своему авторскому «я» он оставался верен до конца жизни.
Алексей Октябринович Балабанов родился и вырос в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Изначально у него не было установки стать режиссёром и снимать большое кино. В Свердловске он окончил среднюю школу, а после – переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков в Нижнем Новгороде. Отслужил в армии, где был борт-переводчиком и много летал в страны Африки и Азии. Этот опыт пригодился ему при создании картины «Груз-200». Демобилизовавшись, Алексей Октябринович поступает на Высшие режиссерские курсы в Москве, где попал на курс «Авторское кино» к известному режиссеру Борису Галантеру. Тогда же был снят первый короткометражный художественный фильм «Раньше было другое время» с участием группы из свердловского рок-клуба «Наутилус Помпилиус».
Творческие методы режиссёра не похожи на другие. Он почти никогда не работал с актерами, любил естественность в кадре. Его главным замечанием было: «Не играй». Алексей Октябринович ценил живую энергетику, пытался снять всё с одного дубля, так как считал, что актёры по-настоящему вкладываются в первый дубль. Лжи не было ни в фильмах, ни в жизни самого режиссёра. Он был честен перед самим собой и перед зрителем. Для придания особой атмосферы фильму и дополнительной энергии, Балабанов переозвучивал своих героев. Самый известный факт – герой Виктора Сухорукова в фильме «Брат» говорит голосом Алексея Полуяна, сыгравшего милиционера в фильме «Груз-200».
«Он считал, что звучание - это съемка фильма во второй раз. Главное для него [Балабанова] было совместить несовместимые вещи: роль одна, ее сыграл артист. А потом эту же роль сыграл другой артист. А он это взял и вместе склеил. Это же интересно. Появляется дополнительная энергия».

– Надежда Васильева, художник по костюмам и жена Балабанова.
5 главных фильмов
1. Брат (1997 год)

Культовый фильм для молодёжи нулевых. Главный герой – Данила Багров, вернувшийся из армии молодой человек, который жаждет справедливости в этом несправедливом и жестоком мире.

По натуре добрый и отзывчивый парень, он добивается той самой справедливости достаточно жестокими методами (угрожает оружием, стреляет в бандитов).

Большой интерес для Данилы представляет музыка, особенно группа Вячеслава Бутусова «Наутилус Помпилиус».

Данила стал кумиром поколения. На него хотели быть похожим, его героизмом восхищались, а его фраза из второго фильма: «В чём сила? А сила в правде. Чья правда, тот и сильней», разлетелась по стране.

«Не брат ты мне, гнида черножопая»
«Плеер такой реальный, одет как обсос»
«Здравствуйте, Крылья Наутилусов есть?»
2. Жмурки (2005 год)

Гротесковая комедия-боевик. Два молодых бандита – Саймон и Сергей работают на авторитета Сергея Михайловича, который контролирует наркоторговлю в городе. Ребятам часто не везёт – их подстерегают неудачи на заданиях Сергея Михайловича, что его очень расстраивает.

Начинается настоящая игра в «жмурки», только выигрывает тот, кто последним не «зажмурился», т.е. выжил в этой лихой игре 90-х.

Фильм пестрит острыми шутками, гениальной игрой Дмитрия Дюжева и отличной музыкой, которая является настоящей страстью его героя – Саймона. В одной из квартир, где орудуют ребята, он находит сборник качественных пластинок, одну из которых ставит на фон и под неё вместе с Сергеем пытают эфиопа. После инцидента Саймон уносит в качестве трофея понравившиеся пластинки.

«Обосретесь еще раз, вот при ребенке говорю, огорчусь»
–Смотри, Саймон, сколько здесь винила!
–Вау, зырь, смотри! ELO первый, видал! Stray Cats! О-о, Sparks! У него серьёзная коллекция!
–Когда мы его убьём, можешь забрать это себе.


3. Мне не больно (2006 год)

Комедийная мелодрама, режиссёром которой выступил Алексей Балабанов. История разворачивается в Петербурге, где трое друзей-авантюристов – Миша, Олег и Аля пытаются заработать денег на ремонте квартир. На одном из заказов у Миши завязываются отношения с клиенткой, Татой, роль которой исполняет Рената Литвинова. Выясняется, что Тата живёт не одна, а под покровительством богатого мужчины, который забрал её из больницы, чтобы сделать счастливой и ни в чём не нуждающейся. Но в больнице она оказалась из-за рака крови, куда впоследствии вернётся вновь, ведь между ней и богачом ничего нет. Но роман с Мишей стал для неё глотком свободы и мимолётной любви. В конце фильма героиня умирает.

«Главное в этой жизни — найти своих и успокоиться»
4. Груз 200 (2007 год)

Самый противоречивый фильм в творчестве режиссёра. Картина вызвала огромный резонанс: в кинотеатрах отказывались продавать билеты, зрители уходили с показов, а музыканты обижались за использование их песен в фильме. Кстати, этим музыкантом был Юрий Лоза, который в программе «Закрытый показ», где обсуждали новую картину Алексея Октябриновича, высказал мнение: «Я считаю, что песня подобрана неудачно и моя песня здесь вообще ни к селу, ни к городу. Никакого отношения к тому времени фильм не имеет. Фильм плохой. Звуковой ряд плохой. Игра актёров плохая. Фильм настолько не нравится, потому что он ни одного человека не сделал лучше».

«Мухи у нас»
«Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина... Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране - момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким».

– Алексей Балабанов
5. Я тоже хочу (2012 год)

Последняя работа Алексея Октябриновича, которая в каком-то смысле стала для него пророческой. По сюжету компания из пяти человек едет к мистической Колокольне счастья, которая по слухам должна «принять» избранных и тогда они познают счастье.

У колокольни режиссёр появляется в камео, где говорит, что колокольня его не принимает и счастье ему не положено. После он умирает у её подножия.

«Здорова, командиры! Ну что у вас, зима? А мы за счастьем едем»
18 мая 2013 года Алексей Балабанов скончался. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Великий режиссёр российского кинематографа оставил после себя десятки сильных картин, которые по-прежнему каждый зритель интерпретирует с близкой для себя точки зрения. Фильмы Балабанова о жизни, о правде и справедливости. О смерти, лжи и подлости. Это суровая реальность.