Булгаков: писатель, врач, пророк
…Так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы,
Что вечно хочет зла
И вечно совершает благо.
Гете, «Фауст»
Булгаков, Михаил Афанасьевич – известный во всем мире драматург и писатель. Славу ему принесли такие произведения, как «Собачье сердце», «Белая гвардия», но самое легендарное произведение – «Мастер и Маргарита». Этот роман переведен на множество языков мира, неоднократно экранизирован, причем не только в России.

Немного о семье автора: его отец был профессором Киевской духовной академии. А мать преподавала в женской гимназии. Этакая семья интеллектуалов. Естественно, сын пошел по стопам родителей, поэтому в 1909 – 1916 годах учился в Киевском университете на медицинском факультете, а после этого работал сельским врачом под Смоленском и в Киеве.




Михаил Афанасьевич Булгаков
18 мая 1891 – 10 марта 1940 г.
В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппе. Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас отец Александр». Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, достойную по тем временам сумму. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг: «Мать ругала за легкомыслие. Придём к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!"»
Булгаков со своей первой
женой Татьяной Лаппой
Удивительно, но писатель был наркозависимым: с 1917 года Булгаков стал употреблять морфий, с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем, приём морфия стал регулярным. Со временем писатель понял, что так больше не может продолжаться и от морфия пришлось отказаться совсем.
Дом в Киеве, в котором до 1921 года жил Булгаков
В декабре 1917 года Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде, известному московскому врачу-гинекологу Н. М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». C февраля 1932 года Булгаков жил в доме 3/5 по Нащокинскому переулку, а c 1937 года Булгаков с женой жили в трёхкомнатной кооперативной квартире в Доме писателей по адресу Лаврушинский переулок, д. 17.

В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами «Гудок», «Рабочий» и журналами «Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех». В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.


Нащокинский переулок, дом 3/5, где проживал Булгаков
В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей
В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая в 1925 году стала его женой.

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой в 1932 году.

Но тут случилось несчастье: разлад с властью. Произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», а спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.
В 1939 году у писателя появились огромные проблемы со здоровьем: он стремительно терял зрение, была болезнь почек. Писатель вновь стал употреблять морфий, но исключительно в медицинских целях.
В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». Роман впервые был опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, то есть спустя 26 лет после смерти писателя, и принёс Булгакову мировую известность. К сожалению, как и у многих писателей, эта слава была посмертной…

Интересный факт: спустя три четверти века на страницах романа «Мастер и Маргарита были обнаружены следы морфия. Бытовало мнение, что писатель – наркоман, и произведение писалось им в состоянии наркотического опьянения. Хотя, как было сказано ранее, морфий принимался лишь как сильное обезболивающее.

Сбывшиеся прогнозы писателя и мистика вокруг него
Булгаков - пророк и мистик
Несколько историй о встрече писателя с Гоголем, его способности видеть будущее, и странном пожаре в квартире
О том, как Гоголь спас Булгакова от зависимости

Дело было в 1917 году. Больной дифтерией писатель лечился специальной сывороткой, на которую у него проявилась аллергическая реакция. Избавляться от последствий приема антидифтерийной сыворотки писатель решил с помощью морфия. Через несколько приемов Булгаков начал привыкать к морфию, при попытке подмена препарата у него даже начиналась страшная ломка.

В одном из своих дневников Михаил Афанасьевич писал, что той жуткой ночью, к нему в комнату быстрым шагом зашел «низенький, остроносый человек с маленькими, безумными глазами». Незнакомец склонился над кроватью писателя и злобно пригрозил ему пальцем. После шока от представшего перед ним Гоголя Булгаков навсегда завязал с морфием.
О таланте предвидеть

Булгаков часто повторял: «Я должен жениться три раза». Предсказание сбылось. Как и многие другие пророчества писателя.

Незадолго до смерти Михаил Булгаков назвал своему другу, драматургу Ермолинскому, месяц и даже день собственной кончины. Правда, скорее всего, роль в такой точности сыграло медицинское образование. Однако третья супруга писателя Елена Сергеевна упомянула в своем дневнике, что годами ранее, когда ничто еще не предвещало беды, муж неожиданно сказал ей: «Имей в виду, я буду очень тяжело умирать, — дай мне клятву, что ты не отдашь меня в больницу, а я умру у тебя на руках».
О странном пожаре

«Загорелось как-то необыкновенно, быстро и сильно, как не бывает даже при бензине. Сейчас же задымились обои, загорелась сорванная гардина на полу и начали тлеть рамы в разбитых окнах».
Этот эпизод пожара в квартире Берлиоза продиктован жене Елене Сергеевне в ночь с 22 на 23 января 1934 года. Об этом даже есть запись в ее дневнике.

Далее Елена Сергеевна повествует, что отправилась в кухню приготовить что-нибудь перекусить. В кухне кипятилось на керосинке белье, домработница, пребывающая не в духе, «рванула таз с керосинки, та полетела со стола, в угол, где стоял бидон и четверть с керосином — не закрытые. Вспыхнул огонь».
Примчавшийся на женские крики Булгаков, «в одной рубахе, босой… застал уже кухню в огне».

Наконец, мы можем перейти к теме нашего проекта – роману «Мастер и Маргарита».
Мастер и Маргарита
«Мастер и Маргарита» — самое известное произведение Михаила Афанасьевича Булгакова. Работа над шедевром русской литературы началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя. Роман относится к незавершённым произведениям; редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна. Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. В последующих редакциях среди героев произведения появились автор романа о Понтии Пилате и его возлюбленная. Окончательное название — «Мастер и Маргарита» — оформилось только в 1937 году.
Весной 1930 года Булгаков сжёг первую редакцию романа; причиной, толкнувшей его на этот шаг, стал документ, полученный из Главреперткома, в котором говорилось, что новая пьеса Михаила Афанасьевича — «Кабала святош» — «к представлению не разрешена»

В письме советскому правительству, отправленном через десять дней после уничтожения рукописи, Михаил Афанасьевич упоминал, что…

«Лично, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе».
М.А.Булгаков
Писатель, врач, пророк
Интересный факт: это событие описано в главе «Явление героя», когда Мастер «вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь».
Основательная работа над произведением началась через два года; свидетельством того, насколько важной была она для Булгакова, является авторская реплика, обнаруженная на одном из листков:
«Помоги, Господи, написать роман!»
Интересный факт: Мало того, что Мастер появился лишь в последнем варианте романа, так он еще и имена носил разные: Поэт, Фауст, и только потом стал самим собой.
О своей увлечённости сюжетом Булгаков рассказывал в письме Викентию Вересаеву:
«Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей заново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадёт в Лету!»
— Булгаков в письме Викентию Вересаеву
Музей М. А. Булгакова («Нехорошая квартира»)

Известная по роману «Мастер и Маргарита» Нехорошая квартира номер 50 в доме 302-бис по Большой Садовой, в которой жил Воланд, имеет свой прототип. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10


"Нехорошая квартира"
Интерес к первому московскому адресу М.А. Булгакова появился сразу после публикации романа "Мастер и Маргарита". Поклонники писателя стали приходить в 6-й подъезд дома номер 10 по Большой Садовой с 1970-х годов. Стены, лестница, дверь знаменитой "Нехорошей" квартиры № 50, описанной Булгаковым в романе, постепенно покрылись несколькими слоями иллюстраций к произведению, любимыми цитатами и обращениями к персонажам. Здесь возник настоящий "народный музей" со своими традициями, героями, своей жизнью. В подъезде снимались фильмы, устраивались концерты, спектакли. В 1990-е годы сама квартира № 50, где с 1921 по 1924 гг. М.А. Булгаков жил со своей женой Т.Н. Лаппа, открылась для посетителей. Ее 10 комнат стали площадкой для общения и творческих экспериментов многочисленных поклонников. В марте 2007 года знаменитая "Нехорошая квартира" получила статус единственного в России государственного музея М.А. Булгакова.

Музей был создан на основе полученной от Международного представительства Благотворительного фонда им. М.А. Булгакова (президент В.Ф. Дименко) коллекции мемориальных предметов и документов, связанных с жизнью и творчеством писателя, в количестве 517 ед. хр.

В настоящее время в музее идет работа по созданию постоянной экспозиции на базе коллекции. Кроме этой научной работы, как и прежде, в "Нехорошей квартире" бурлит художественная жизнь: проводятся концерты, литературные и культурологические семинары, открываются новые выставки, идут пользующиеся огромной популярностью спектакли.

Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2010 г. - проект "Пятое измерение "нехорошей квартиры", 2017 г. - проект "Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского"



«Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром» — это была настоящая крыша над головой, которую он, к слову сказать, в голодные 1920-е гг. считал наивысшей радостью.

Михаил Булгаков
Над проектом работали
Тимур Саитгалин
Документалист, ведущий
Яна Ермакова
Креативный дизайн-директор, редактор
Константин Андриянов
Журналист, аналитик, серфер
Анна Журавлева
Автор блока о музее писателя
Павел Сапегин
Автор блока о пророчествах и мистике вокруг Булгакова
Made on
Tilda