Михаил Афанасьевич Булгаков.
Писатель-романист
Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель, драматург, театральный режиссер и актер, родившийся 15 мая 1891 года и умерший 10 марта 1940 года. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
Три периода творчества Булгакова: сатирический (1919–1926), драматический (1926–1937), трагический (1937–1940).
Как романист Булгаков начинает писать в 1923 году. Писателя отличают особенности мотивной организации романов, определяющие неповторимость булгаковского индивидуально-авторского стиля. Одним из таких мотивов является приход дьявола, и если в «Белой гвардии» он завуалирован в образе Петлюры, захватывающим Киев, то в «Мастере и Маргарите» он появляется в собственном обличие – Воланде.
Первым романом, над которым Булгаков будет впоследствии трудиться два года, становится «Белая гвардия».
Первый роман
Белая гвардия (1925)
О семье русских интеллигентов и их друзьях, которые переживают социальный катаклизм гражданской войны.
Сюжет «Белой гвардии» связан с событиями гражданской войны. Булгакова интересовала история в эпоху значительного поворота. Описания боев и переворотов, потрясающих Киев в 1918–1919 годах, исторически точны. Но наряду с документально точным описанием для писателя характерно свободное обращение с фактами вплоть до их фантастического преображения. В многоплановую структуру романа естественно вплетаются сны, предчувствия, предзнаменования, рождённые переживаниями героев.
Булгаков довольно точно изобразил дом Турбиных, в основу которого легли воспоминания писателя о его доме в Киеве. Правда в романе присутствовала одна деталь, не существовавшая в реальности, но, тем не менее, сильно испортившая жизнь хозяевам дома. Дело в том, что ознакомившись с произведением писателя, владельцы практически полностью разрушили постройку в попытке отыскать клад, описанный в «Белой гвардии». В итоге, незадачливые искатели сокровищ остались ни с чем.
Героем можешь ты не быть, но добровольцем быть обязан.
Затронут процесс разрушения русской интеллигенции.
Автор придерживается гуманистической позиции.
Описываемые исторические события относятся к концу 1918 года.
Для главных героев (Турбиных, Мышлаевского, Шервинского, Най-Турса), представляющих русскую интеллигенцию, честь – понятие высокое, вечное.
В образе Турбиных Булгаков показывает людей, которые стремятся честно разобраться в происходящих событиях.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Настоящее перед нашими глазами.
Оно таково, что глаза эти хочется закрыть.
Революционная езда. Час едешь – два стоишь.
второй роман
Мастер и Маргарита (1966–1967)
О реальности бога и дьявола, трех мирах и душевных терзаниях героев.
Последний роман Булгаков начинает писать в 1929–30 годы. Он раздвинул границы жанра и достиг органического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал. Особенность – фантастика, которая представляет собой способ видения мира, своего рода метафору реальной жизни, однако в структуре романа фантастическое несет в себе еще и груз авторских обобщений. Произведение в том виде, в котором его знает весь мир — это третий вариант редакции.
Воланд получил свое имя от персонажа поэмы «Фауст» Гете.
Первый вариант романа был сожжен Булгаковым. Позже в уста Воланда писатель вкладывает фразу, что рукописи не горят.
«Чтoбы знaли… Чтoбы знaли», – последние слова Булгакова о романе.
Прототипом Маргариты является третья супруга Михаила Булгакова Елена. После выхода в обществе к паре относились неоднозначно. Люди считали, что настолько подробное описание дьявола и потусторонних сил известно семье Булгаковых не понаслышке. Елену и Михаила часто обвиняли в связи с нечистой силой.
В первой рукописи не было ни любимого нами Мастера, ни прекрасной Маргариты. Во главе повествования был сам Дьявол, и произведение очень напоминало «Фауста», только на русский лад.
Писатель собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях. Среди опубликованных рецензий, по подсчетам Булгакова, было 298 отрицательных и лишь три оценивали творчество мастера положительно.
Три мира в романе: Москва 20–30-х годов, Ершалаим, потусторонний мир Воланда.
Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
– Я в восхищении, – монотонно пел Коровьев, – мы в восхищении, королева в восхищении.
Кони рванулись, и всадники поднялись вверх и поскакали. Маргарита чувствовала, как ее бешеный конь грызет и тянет мундштук. Плащ Воланда вздуло над головами всей кавалькады, этим плащом начало закрывать вечереющий небосвод.
В одной из сцен Бегемот объясняет гражданам: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Оказывается, в момент, когда Булгаков в очередной раз редактировал эпизод, в квартире этажом выше неожиданно начался пожар. Огонь успели вовремя затушить, при попытке же отыскать источник возгорания выяснилось – на кухне соседей писателя загорелся самый обыкновенный примус.
Булгаков трудился над романом долгих 12 лет и не закончил его. Публикация состоялась только в 1966 году, почти через 30 лет после смерти писателя, благодаря его жене Елене Сергеевне, которая пронесла рукопись через нелегкие сталинские времена.
Заключение
Используя минимум словесных средств, Булгаков как романист рассказывал о вещах сложных, затрагивая самые болевые точки современной жизни. «Белая гвардия» в самом стиле своем объединила черты поэтического эпоса и тонкого психологического письма, которые подчеркнули исторические события 1918 года, когда на Украине шло противостояние социалистической Директории, стоящей на позициях государственной независимости, и консервативной прогерманской власти. В романе «Мастер и Маргарита» были отражены массовые чистки и репрессии 1920–30-х годов, пожары в Москве символизировали печальные последствия революции для России.
При жизни Булгаков боялся, что его имя после смерти будет забыто, а написанное канет в безвестность, так и не дойдя до читателей и зрителей. Его опасения были напрасными, к нему пришло заслуженное признание и слава.
Наша команда:
Анастасия Российская
@kreisfreiestadt
Екатерина Волосникова
@cath_vs
Полина Малышева
@malopolina
Made on
Tilda