валерия гриднева и полина захарова
клер дени
род. 21.04.1946
представительница современного авторского кино франции, кинорежиссерка, сценаристка, преподавательница.
the cinema should be human and be part of people's lives; it should focus on ordinary existences in sometimes extraordinary situations and places. that is what really motivates me.
ранняя жизнь
Дени была рождена в Париже, но росла в французских колониях Африки, где ее отец служил чиновником: Буркина-Фасо, Камерун, Французский берег Сомали (ныне Джибути) и Сенегал. Они переезжали каждые два года, чтобы дети учили географию. Детство Клер в Западной Африке очень повлияло на ее отношение к некоторым политическим вопросам. Это проявится в первых ее фильмах о колониализме и пост-колониализме в Африке.

Дени обычно смотрела старые и поврежденные копии фильмов о войне, посланных США, также она любила читать. будучи подростком обычно она читала то, что нужно, в школе, а по ночам тайком читала мамины детективы. Клер было 14, когда она с матерью и сестрой переехала в пригород парижа. Во Францию, которую она толком не знала. Причиной переезда было желание родителей, чтобы дети получили хорошее образование не в колонии.
Шоколад, 1988

Семья французского чиновника в Западной Африке незадолго до ухода колонизаторов. Вечно занятой муж, вечно скучающая жена и дочь по имени Франция, коротающая дни в компании чернокожего слуги Протея. Ход событий неожиданно меняется, когда недалеко от дома вынужденно приземляется самолет.

Хорошая работа, 1999

Иностранный легион, у солдат жестокие тренировки, хотя иногда похожи на балет, марш-броски, караулы, глажка, танцы на дискотеках с черными и зазывными девами. Ревности не место в таком мире, но, когда она проникает, она берет свою жертву за горло, солнце с нею заодно.

Фильм был назван одним из величайших фильмов 90-ых.

Белый материал, 2009

Действие разворачивается в неназванной африканской стране, раздираемой восстаниями. Белая француженка Мария, подвергая себя опасности, отказывается бросать свои кофейные плантации и возвращаться вместе с сыном во Францию. Но у ее бывшего мужа Андре есть свои планы...

По версии BBC фильм занял 97 место в списке величайших фильмов 2000-ых, а в 2017 году фильм был упомянут пятнадцатым в списке «Лучшие фильмы 21 века на данный момент» по версии The New York Times.

Впусти солнце, 2017

Разведённая 50-летняя художница Изабель практически не видится с дочерью, а бывший муж постоянно и тщетно пытается возобновить их отношения. Женщину буквально осаждают мужчины, чаще всего женатые. Один из них — высокомерный банкир, живущий с тягой к книгам и искусству, но он не собирается бросать супругу ради любовницы. Другой — театральный актер, страдающий алкоголизмом. «Мы с женой расстаемся, правда, я ей ещё об этом не сказал», — его неуверенность рушит всю ту огромную симпатию, которую Изабель к нему испытывала. Однако женщина все равно не оставляет попыток найти настоящую любовь, пусть даже для этого и придется обратиться к экстрасенсу.

Высшее общество, 2018

Где-то за пределами Солнечной системы экипаж космического корабля выполняет необычную миссию. Его цель – ближайшая к Земле черная дыра. На его борту команда молодых мужчин и женщин — преступников, приговоренных к пожизненному заключению. В их числе Монте, добровольно отказавшийся от любви и интимных отношений. Обманным путем его семя вживляется одной из космических узниц. Рождается девочка, которой суждено изменить жизнь героя…

If a building becomes architecture, then it is art
— работа вне студии > работа в студии

— Дени редко использует крупные планы

— фокус в фильмах чаще всего идет на лица и тела протагонистов. то, как обстановка вокруг взаимодействует с людьми — самое важное

— в ее фильмах почти не встретить клише

— Дени переплетает историю со своей личной историей жизни, придавая таким образом автобиографический элемент. именно такой подход позволяет называть ее фильмы авторскими

— она работает с любыми жанрами, начиная от ужасов («Что ни день, то неприятности», 2001) и заканчивая романтической драмой («Пятница, вечер», 2002)

— дени не считает, что у ее карьеры есть определенная «траектория»

— режиссерка тщательно подбирает название фильма, чтобы отразить «сырую реальность», в отличие от более традиционного подхода, в котором названия призывают зрителя переосмыслить увиденное

— Дени снимает быстро, а редактирует долго. она делает несколько удачных дублей на съемках, а затем проводит большое количество времени за монтажом, создавая фильм
Вывод: потрясающая и талантливая женщина, обладающая уникальным подходом к созданию фильмов, уделяющая внимание звуку, текстурам, цвету и тому, как ее фильм отобразит ту или иную проблему.