Небесное ремесло, или Трудности романтичной профессии

Каково это быть в профессии, когда в твоих руках огромное воздушное судно, а за спиной сидит сотня, а то и больше пассажиров?

Многие считают, что профессия пилота – одна из самых романтических профессий. Конечно, в каждой работе встречаются свои плюсы и минусы. Но действительно ли «быть частью неба» настолько романтично? Этим и многим другим со мной поделился второй пилот авиакомпании «Ямал».

Почему именно авиация, что привлекло?
– Вообще, после 9 класса планировал идти в строительный. Все экзамены сдал и поступил. Потом как-то поехал с дядей на рыбалку, он работает диспетчером в аэропорту. Посидели, пообщались, он рассказал много интересного. Сначала хотел пойти на диспетчера, а потом подумал, посмотрел передачи различные и затянуло. В итоге решил пойти в 11 класс и поставил себе цель поступить в летное училище. На первый взгляд казалось, что это красивая и романтичная профессия – это и привлекло. Еще сыграло немаловажную роль то, что это реально мужская, настоящая профессия. На тот момент она показалась мне самой подходящей.

Какие сложности встречаются в твоей профессии?

– Сложности данной профессии начинаются с самого поступления: ты проходишь жесткий отбор. Сначала физические упражнения, которые выворачивают тебя наизнанку, а затем прохождение врачей. И в принципе это довольно-таки сложная специальность, исходя даже из того, что происходит постоянная учеба (зачеты, тестирования, тренировка на авиатренажерах). Нет такого времени, чтобы ты что-то не читал, с чем-то новым не знакомился, что-то не изучал. Минимум раз в год мы проходим профессиональное обучение: аварийно-спасательная подготовка, опасные грузы, английский язык. Да и сама работа непростая: сбитый график, отсутствие запланированного времени, частые командировки, постоянные стрессы. Смена часовых поясов и работа в ночное время суток неблагоприятно сказывается на здоровье. Также сложность в погодных условиях: грозы, ливни, ветра. Зимой часто плохая видимость из-за туманов и метелей.

Передо мной всегда стоит очень большая ответственность: хоть один человек, хоть сто – ответственность одинаковая.

Ты просто выполняешь свою работу и отвечаешь за тех людей, которые сидят в салоне. Перед тобой стоит задача доставить человека из пункта А в пункт Б.

У тебя есть какие-то традиции перед рейсом?

– Безусловно. Существует традиция – перед каждым вылетом, во время осмотра самолета, большинство летного состава гладит нос самолета и здоровается ним, просит хорошей работы, и чтобы не подводил. И, конечно, после рейса благодаришь самолет за полет. Мы общаемся с ним, как с живым!

– Расскажи о своем самом запоминающемся рейсе
– В училище у нас было два выпускных типа. Первый самолет – Як-18Т – на нем нам нужно было отлетать 100 часов. Когда выполняется крайний полет, ты понимаешь, что на этом самолете ты вряд ли полетишь, поэтому максимально пытаешься запомнить каждые минуты полета именно на этом воздушном судне. Второй тип – L-410 – тоже незабываемые полеты и первоначальный восторг. Когда понимал, что крайний полет на этом самолете, пытался запомнить и отложить в памяти, как проходило все. Также, когда впервые полетел – самые незабываемые ощущения. Ну и, конечно, запоминаются рейсы при плохих погодных условиях, когда пилот отдается максимально своей работе и понимает, чем может закончиться полет.
Видел ли что-то необычное в небе?
– Как-то раз мы летели из Краснодара в Симферополь и со стороны гор наблюдали линзовидные облака – это очень редкое и в то же время опасное погодное явление. Наверное, это то самый необычный случай, который приходилось видеть в полете.

Чем они опасны?
– Опасны тем, что вблизи них очень сильная зона турбулентности, а также сильный переменный ветер.
Можешь рассказать какой-нибудь малоизвестный факт или секрет, о котором знают не все пассажиры?
– Закрытые изнутри двери туалета можно открыть снаружи!
Также мне удалось пообщаться с будущим бортпроводником, который проходит обучение в авиакомпании «Уральские авиалинии». Кандидаты осваивают «новую профессию» на протяжении четырех месяцев. Это время для них очень насыщенное и плодотворное: они изучают типы и строение самолетов, учатся оказывать полноценную медицинскую помощь, проводить аварийно-спасательные комплексы работ.
Расскажи об обучении и о своих впечатлениях
– Моя учеба началась в середине мая и продлится около четырех месяцев. Вся программа поделена на блоки – получаешь теоретические знания, сдаешь экзамен, затем практические и снова экзамен. И так чередуется. Объем информации очень большой, нужно знать досконально все от и до, поскольку работа очень ответственная. Конечно, в сжатые сроки изучать абсолютно новую для тебя сферу тяжело, но безумно интересно! Впереди меня ждут экзамены, получение удостоверения бортпроводника, а дальше – жизнь, наполненная яркими красками!

Евгения НАЛОБИНА