Гаспар Ноэ
"Я никогда не ходил к психотерапевту. Вместо этого я выражал вещи, которые происходят со мной в жизни, через кино".
Биография режиссера
"Отец − очень лёгкий, дружелюбный человек со множеством друзей. Я сразу заметил: чем более смелые и рискованные вещи он делал, тем более успешным становился. Он всегда говорил, что быть творческим человеком гораздо лучше, чем работать в офисе".
Гаспар родился 27 декабря 1963 года в городе Буэнос-Айрес. С раннего детства мальчик был окружен искусством и красотой, потому что его отец Луис Фелипе Ноэ был знаменитым художником Аргентины.

Он рос в богемном кругу среди людей, увлеченных искусством, которые были частыми гостями семейства Ноэ.


Впервые мальчик задумался о карьере режиссера после просмотра фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Ему тогда было 7 лет. Благодаря друзьям, работавшим в кинотеатре, Гаспар смотрел кино каждый день. На глаза ему попадались и картины, предназначенные для взрослой аудитории, что в дальнейшем повлияло на его собственное творчество и мировосприятие.
Когда парню исполнилось 14 лет, его семья переехала в Париж. Гаспар изучал французский язык, а спустя 3 года поступил в кинематографический колледж Луиса Люмьера. Несмотря на атмосферу, в которой рос будущий режиссер, многие знакомые посчитали этот поступок довольно эксцентричным.
Что подтолкнуло к созданию собственного фильма?
Когда Ноэ исполнилось 22 года, он устроился помощником аргентинского режиссера Пино Соланоса на время съемок его знаменитого фильма «Танго. Изгнание Гарделя». Работа вдохновила парня на создание собственной короткометражной ленты.





Спустя 3 года он начал писать сценарий к своему будущему фильму «Вход в пустоту», находясь под впечатлением от картины Роберта Монтгомери «Леди в озере». Как признается сам Ноэ, он никогда не верил ни в какие высшие силы, однако его всегда интересовала «жизнь после смерти», что и стало главной мотивацией снятия подобной картины. Написание сценария затянулось на 15 лет, прежде чем зрители смогли увидеть очередную неоднозначную картину знаменитого кинорежиссера.
Необратимость (2001)
«Необратимость» состоит из тринадцати эпизодов различной длины, смонтированных в обратном хронологическом порядке. Каждый эпизод сделан без внутренних монтажных склеек. Они смонтированы в основном через затемнение, что создает иллюзию неразрывности действия, несмотря на обратную хронологию. Камера постоянно движется и останавливается.
Многие западные издания писали о том, что зрители, находившиеся в залах, падали в обморок во время просмотра, выбегали толпами из сеансов в Каннах, в Торонто и Санденсе. Некоторым приходилось вызывать скорую помощь прямо в залы кинотеатров. И связывают это, прежде всего, с низкочастотным звуковым сопровождением, напоминающим шум землетрясения, оно может вызывать беспокойство, лёгкую тошноту и головокружение. Именно из-за этого, а также из-за мерцающего белого экрана, который способен вызвать припадок даже у не-эпилептиков, в первые 30 минут люди покидали залы. Как рассказывает сам режиссер картины, именно такой реакции он и добивался.
«Время всё разрушает»
Вход в пустоту (2009)
"И смерть не разлучит нас".
Этот фильм — попытка осмысления нашей реальности художественными средствами. В сюжете несколько раз упоминается Тибетская Книга Мёртвых, в которой описывается состояние человека между жизнью и смертью. В основу сюжета положена история брата (Оскара) и сестры (Линды), которые в детстве потеряли родителей в автокатастрофе и повзрослев, переехали жить в Токио. С самого начала фильма зритель смотрит на мир глазами главного героя. Когда он моргает, картинка пропадает. Его мысли мы слышим, как его голос за кадром.

Оскар – наркоман и мелкий драгдилер. Линда – стриптизерша в местном ночном клубе. Когда Оскара убивают полицейские, его душа отделяется от тела, и уже с того света он присматривает за сестрой, которой когда-то пообещал, что никогда ее не бросит.


В этом мучительном фильме Гаспар как потерянная душа, не находящая себе места в сегодняшнем времени, неромантическом и совсем безыллюзорном, которое уже не только «разрушает все» (как говорилось в «Необратимости»), но и не оставляет своим жертвам шанса на перерождение.
Экстаз (2018)
"Рождение — уникальная возможность, смерть — невероятный опыт, а жизнь — ускользающее наслаждение".
Выпускники академии современного танца решают устроить прощальную вечеринку. Однако таинственным образом под нарастающий ритм музыки почти всех охватывает нездоровая эйфория, которой невозможно сопротивляться. Оказывается, кто-то подмешал в сангрию психоделики, и теперь участники этой безумной вечеринки постепенно начинают слетать с катушек.
Фильм снимали без заранее подготовленного сценария. По словам режиссёра, не считая первой сцены, поставленной хореографами, танцорам была дана «свобода выражения на их индивидуальном, близком к бессознательному, языке, который позволил выпустить наружу глубокие внутренние переживания».

Другое правило заключалось в том, чтобы снимать быстро и длинными дублями, благодаря чему в феврале 2018 года режиссёр снял все сцены за две недели. Сцены снимались в хронологическом порядке, однако вопреки стандартным пошаговым постановкам танцев, Гаспар Ноэ подталкивал актёров имитировать состояние одержимости — «подобное трансу во время оккультных ритуалов». В этот раз у режиссёра не было цели через визуальные и звуковые эффекты показать изменённые состояния сознания, переживаемые героями фильма. Напротив — он хотел, чтобы зритель увидел происходящее со стороны.

Чтобы подготовиться к сценам, танцоры прослушивали музыку, уже специально подобранную для фильма. Дабы с почтением отнестись к эпохе, изображённой в фильме, выбирали такую музыку — как энергичную, так и более мелодичную — которая была написана не позже середины 90-х годов. Кроме того, чтобы создать знакомое зрителю настроение, они отбирали треки, которые могли бы быть близки широкой аудитории.

Один из удачных образов — гигантское полотно с цветами французского триколора, составляющее фон для диджейской установки. Сине-бело-красный символ не столько Франции, сколько свободы, равенства и братства, дискредитируется самим сюжетом, по ходу которого люди обнажают свою животную природу: тут и выясняется, что крайняя степень свободы не допускает ни равенства, ни братства.
Значение для кинематографа

Работы Гаспара всегда о простых вещах — о смерти, о любви, о фатальности событий, о высвобождении человеческих пороков. Об этом снято множество фильмов до него, столько же будет снято и после. Но! Вся фишка его работ в самой режиссуре, в подаче, в постановке кадра, в цветовой гамме, в движении камеры, в звуковом аккомпанементе, в лицах актёров, в импровизированных диалогах.