УТРЕННИЕ ЧАСЫ
Еженедельный журнал
Рахманинов Иван Герасимович
Создатель журнала
Родился в селе Казинка Козловского уезда (ныне Старая Казинка Мичуринского района) в дворянской семье богатого помещика. В родительском доме обучался языкам, литературе, пробовал переводить. Далее служил в лейб-гвардии конном полку, где 1-го января 1782 года был из вахмистров произведен в корнеты, в 1790 году в ротмистры, а 1-го января 1793 года из ротмистров конной гвардии был уволен к статским делам, с чином бригадира, и больше не служил.


Ещё во время службы в конной гвардии он издавал журнал «Утренние часы» (1788-89) и основал типографию в Петербурге. В 70-е годы он работал в качестве переводчика в Петербургском «Обществе, старающемся о напечатании книг», организованном Н. И. Новиковым.


"Утренние часы" — журнал, издававшийся частным порядком в Петербурге И.Г. Рахманиновым и П.А. Озеровым в течение года, с апреля 1788 г. по май 1789 г., и выходивший еженедельными номерами. Вышло 4 части (52 "недели"). В журнале сотрудничали Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, А.Ф. Лабзин, В.С. Подшивалов, молодой И.А.Крылов, переводчик А.А. Нартов. Свои переводы помещал на страницах журнала и Рахманинов. Среди подписавшихся на первую книжку журнала наряду с князем П.Н. Трубецким и А.Г. Демидовым значится фамилия А.Н. Радищева, что не исключало какой-то формы сотрудничества его в издании, хотя прямых свидетельств на этот счет нет.
Содержание
Большую часть материалов журнала составляли переводы нравоучительных сочинений, выбранные из различных европейских источников в форме компиляций. "Побуждения к добродетели и нравоучения" — такова цель, определявшая программу издания, как она указывалась во вступительном обращении к читателям: "...не иное что побудило нас сделаться издателями сих листов, как ощущение в душах наших той истины закона, что человек сотворен для пользы человека". И соответственно все содержание подчинялось пробуждению в читателях любви к ближнему и нравственной ответственности. Из номера в номер следуют рубрики "Советы от отца к сыну" или "Черты великодушия и добродетели", представлявшие собой подборку исторических анекдотов из жизни людей, прославившихся добродетельностью. Под названием "Забавный путешественник" Рахманинов в нескольких номерах печатает фрагменты памфлетного сочинения одного из ярких публицистов позднего этапа французского Просвещения Л.С. Мерсье "Картины Парижа". Очень активно представлены были на страницах журнала разнообразные формы нравоучительной сатиры — басни, прозаические эссе, нравоописательные очерки, стихотворная сатира П.А. Озерова "Наставление молодому Суетону, вступающему в свет". Но основной принцип отбора материалов для "Утренних часов" диктовался назидательно-нравоучительными установками, и ведущей формой их оставались нравственные рассуждения: "Разговор о пользе просвещения", "Правосудие", "Размышление о смерти", "О человеческой свободе", "О нежелании богатства" — подобные материалы составляют основу содержания издания. Главное требование к литературе — служить нравственности.
В журнале «Утренние часы», кроме переводов из Вольтера и Мерсье, проникнутых духом вольнодумия и сделанных главным образом самим Рахманиновым, печатались сочинения и переводы П.А. Озерова, А.А.Нартова, А.Ф.Лабзина, В.С.Подшивалова, Т.И.Ильина, С.ЛПеченеева, Г.Р.Державина, И.И.Дмитриева и других.

Наиболее деятельное участие в «Утренних часах» принял молодой И. А. Крылов. Он напечатал в этом журнале несколько своих ранних басен.
"Сколь пагубны таковые книги, коих предмет единственно способствует возродить порок и неверие и дать оным восторжествовать. Сколь бедственны и презрения достойны творцы оных, учинившиеся знаменитыми единственно по недостатку века нашего в мудрости и добродетели".
Подобный тезис, явно исполненный полемического скепсиса по отношению к просветительским упованиям новейших философов, звучит в рассуждении «О пользе и необходимости нравственной науки». При всей идеологической аморфности отправных установок по своему содержательному пафосу «Утренние часы», несомненно, имели демократическую направленность и в этом отношении могут рассматриваться в одном ряду с ранним журнальным опытом И.А. Крылова «Почта духов», выходившим в эти же годы.
"Утренние часы" в цельнокожаном переплете конца XVIII - начала XIX вв. На корешке тиснением золотом мотивы геометрического и растительного орнамента, две наклейки из красной и зеленой кожи с названием журнала и номером частей, внизу инициалы: «П.Н.».
Окончание печати журнала
Екатерина II в 1793 г. прислала указ тамбовскому губернатору: "Чтобы вы как наискорее и без малейшего разглашения приказали помянутую типографию у Рахманинова запечатать и печатание запретить, а книги все конфисковать и ко мне всем оным прислать реестр". Указ этот был мгновенно исполнен, и на дверях Рахманиновских складов и типографии появились замки и печати. Дело хотя и затянулось до следующего царствования, но все равно могло бы кончиться для И.Г. Рахманинова плохо. На счастье, в 1797 г. запечатанная типография и склад со всеми книгами, изданными "русским вольтерьянцем", внезапно сгорели.
Нет никакого сомнения, что пожар произошел не без участия самого И.Г. Рахманинова. Рахманиновское "дело" после этого само собой прекратилось, и лишь все изданные им книги было приказано "собрать и без изъятия сжечь".
Это, разумеется, не могло поощрить читателей хранить такие издания, а в их числе значился и журнал "Утренние часы".
Неудивительно поэтому, что журнал, явившийся первой ареной литературной деятельности молодого Крылова, стал чрезвычайно редким.
Made on
Tilda