Рейв, инфекция, септаккорд
Чем живет концертная индустрия Челябинска?
Почти забытое явление предкоронавирусной эпохи – концерт вживую. Камерные вечера или полные стадионы, энергичные танцы в клубе или спокойное времяпрепровождение на сидячих местах, переливы гармошки или рев электрогитар – музыкальную жизнь Челябинска сложно назвать скучной. В городе-миллионнике достаточно много непохожих друг на друга площадок, на которых выступают исполнители разных жанров и форматов. На челябинские концерты приезжают люди даже из других городов.
Любители классической музыки, вероятно, наизусть знают те концертные залы, где можно ее услышать: это Челябинская государственная филармония и Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М. И. Глинки. Величественные колонны, лепнина на потолке, длинные ряды бархатных сидений и живые звуки оркестра создают традиционный облик и атмосферу этих площадок. Впрочем, исполняется здесь не только классическая музыка. Часто в филармонии бывают вечера джаза, а в театр оперы и балета приезжают с представлениями знаменитые артисты: Лариса Долина, Александр Розенбаум, Валерий Кипелов, Борис Гребенщиков, группа «Чайф».
Челябинск – многонациональный город. Концертная индустрия также поддерживает культурный диалог между народами. Так, в ДК ЧТЗ, ДК Металлургов и ДК Железнодорожников часто проходят выступления, посвященные русскому, башкирскому, татарскому и украинскому фольклорам. Эти концерты не пользуются широкой популярностью, но стабильно собирают ценителей этого направления искусства.
Но, пожалуй, главная ассоциация со словами «концертная индустрия» – это клубные выступления. В Челябинске чаще всего они проходят в клубах «Галактика развлечений» и Ozz, ресторане «Максимиллианс» и в World Trade Center. В разные годы тут выступали группы Lumen, «Порнофильмы», «Аффинаж», «Пилот», Poets Of The Fall, «Кукрыниксы» и Anacondaz.

В большинстве подобных клубов бывает тяжело разместить много зрителей, в переполненном зале жарко, в толпе возможны травмы, трудно найти спокойный угол, что может испугать часть публики. Некоторые залы (например, «Галактика») имеют своеобразную планировку: в центре помещения стоят колонны, что дополнительно «съедает» пространство.

Вместе с тем в клубах, в которых при желании можно дотронуться до исполнителя, уютнее. На танцполе разворачивается мош (пляска, в которой участники врезаются друг в друга и толкаются), мелькают электрические огни, кто-то из зрителей устраивает флэшмоб: у отдельных музыкантов в Челябинске есть мощная поддержка «саппорта» – движения фанатов, жизнь которых неразрывно связана с группой. Это делает подобные выступления более живыми, яркими.
.
Один из таких концертов стал темой следующей радиокорреспонденции.
(Не) Все идет по плану
Пандемия коронавирусной инфекции – громадная встряска для музыкальной индустрии всего мира: залы пустуют, организаторы подсчитывают убытки, зрители тоскуют по живым выступлениям. За границей крайне редкие концерты проходят в условиях строгого соблюдения дистанции. В России на открытых площадках могут состояться в июле, а в закрытых залах – не ранее сентября. А что же в Челябинске? Музыкальные представления были достаточно важной частью жизни горожан, чтобы ощутить изменения в этой сфере.
Как повлияла пандемия на работников концертной индустрии и простых слушателей – далее в сюжете.
Дом, гитара, камера, мотор
Вместе с тем индустрия не умирает, но приспосабливается к нынешней ситуации. Артисты и организаторы проводят теперь выступления онлайн, и порой виртуальные мероприятия обгоняют по числу посещений реальные. Так, марафон #ЯБУДУЖДАТЬСВОЮМУЗЫКУ собрал более миллиона просмотров. В концертной жизни Челябинска также происходят интересные события – и не только в интернет-пространстве!

Автор лонгрида: Валерия Хисамутдинова
Иллюстрации: chelopera.ru, pexels.com, pixabay.com, nashcleyabinsk.ru, lspofficial.ru
От Баха до Басты