шаг назад
возвращение к ручному труду в 21 веке
или вперед?
это
есть такие?
С трудом верится в то, что в нашем супертехнологичном двадцать первом найдутся люди, готовые тратить дни и месяцы своей жизни на создание изделия, которое машина сделает за считанные минуты. Однако находятся не только желающие мастерить по технологиям тысячелетней давности, но и желающие купить их работу. Конечно, возникают трудности с определением стоимости изделий ручного производства. В сравнении с производственными они кажутся невероятно дорогими
так ли это?
мастера
своими руками
дороже золота
Ювелирная мастерская "Эпос" существует более десяти лет. Ювелир и мастер каменных дел, Алексей Туев, принимает не все заказы и соглашается не со всеми клиентами
почему?
что важно для ювелира?
у украшений есть своя энергия
Алексей считает неправильным видеть в заказчике только деньги. Он старается мастерить строго индивидуальные изделия, чтобы подчеркнуть личность человека, его внешние особенности. Не берется мастер и за сатанистскую символику
сколько вам хотелось бы получить за час ручной полировки?
Изготовление одного изделия может занимать дни, недели и даже месяцы. В зависимости от трудности выполнения желаний заказчика. Алексей поделился своей печальной статистикой: лишь редкие заказчики готовы оплатить ручную работу ювелира, лишь редкие люди понимают, сколь трудоемок процесс изготовления ювелирного украшения
почему?
а дорого ли?
сколько нужно часов, чтобы отлить из металла кольцо?
почему?
восковая заготовка
восковой фрезер
сколько нужно часов, чтобы отлить из металла кольцо?
репортаж с мастер-класса
по отливу украшения
золотые слова
Алексей уже двенадцать лет занимается ювелирным мастерством. У него золотые изделия, золотые руки и даже глаза кажутся золотыми.

- Как рождается идея изделия?

- Надо познакомиться с человеком, приглядеться - там и видно будет. Для меня, как для мастера, важно видеть хотя бы фотографию человека, чтобы понимать подойдет ли ему изделие. Вдруг я сделаю, а оно ему не подойдет?

- А как ты понимаешь, подойдет ли украшение?

- Не знаю, это внутреннее. Нет определенных параметров. Если понимаю, что это украшение не будет хорошо смотреться на клиенте, то отговариваю, предлагаю свое. Как правило, человек соглашается. Многие привыкли доверять мастеру. Кто-то, допустим, не обладает богатой фантазией, но хочется красивую штуку – что делать? Должно быть взаимодоверие между клиентом и мастером. Это достигается только через несколько заказов. Бывает, рисую эскизы. Бывает, просто беру и делаю. Мне проще взять и сделать, я не совсем художник.
Но любой мастер, включая меня, вкладывает в изделие часть себя.
Иногда заказывает человек вещь, а она не получается. А я чувствую, что человек подсознательно из меня энергию тянет. Поработаешь так некоторое время, а потом ходишь пустой, будто ты вагоны разгружал.

- А изделия несут энергию?

- Я, допустим, в это верю, а кто-то относится к изделию просто как к вещи. Зависит от внутренних убеждений. Насколько само изделие соответствует определенным канонам.

- Бывают энергетически плохие изделия?

- Да, бывало и такое. Знаешь, обращаются такие… Вроде как мастер должен делать все – а, нет. Пришли ко мне сатанисты. Я не стал делать их символику, не пошло у меня с ними.
Есть принципы, которые я не переступаю.
Я считаю себя язычником, но я никогда не сделаю вещь, принижающую другую религию. Никогда не сделаю такого.

- А у кого можно научиться ювелирному делу?

- Самый лучший способ – найти мастера, стать его учеником. Наблюдать пробовать, копировать его работу.

- Разве мастера легко делятся секретами? Ты бы раскрыл свои тайны для совершенно чужих людей?

- Ну, почему бы не поделиться опытом с тем, кто открыт для него? Я молод, не считаю себя особо крутым мастером, хотя уже двенадцать лет работаю ювелиром, но и у меня были ученики. Но первый критерий отбора: причины, по которым ученик приходит ко мне. У него должен быть вопрос «Как это сделать?», а не «Сколько я за это заработаю денег?». А так, конечно, я буду делиться. Невозможно просто посмотреть, как это делается, и начать самому делать классно. Нужно работать. А делиться знаниями мне не жалко. Здоровая конкуренция – стимул к развитию. Если человек, который чему-то у тебя научился, превзошел тебя в этом, то как можно оставаться на месте? У каждого мастера свои секреты, но не обязательно у тебя получится так же, как у него. Все мы немножко Кулигины, совершенствуем и технологию, и инструменты под себя. Есть и счастливые инструменты, только ими и работаешь при случае – свои для золота, для серебра. Инструмент – залог качественности изделия, его красоты.

- Как определяется красота изделия?

- О, это очень субъективно. Есть мода, конечно. В этом сезоне модно носить кольца с танзанитом (прозрачный сине-фиолетовый камень) – так ведь сейчас все ломанутся его носить. Тот, кто не стремится быть модным, обладает более широкими интересами. Увидит кто-то у мамы или подруги изделие, а не понимает, что не подходит ему самому. А ты смотришь, как человек одевается, что носит – и понимаешь, что человеку это совсем не к лицу. Конечно, я за эксперименты, но за обоснованные. Есть клиенты, которые полностью доверяют твоей фантазии и не торопят, и я благодарен им за это. Делаешь тогда, когда есть вдохновение, знаешь, как это в итоге будет выглядеть. В спешке же творчества нет, рамки мешают.

Сегодня 21 век. Я не встречал ни одного секрета мастерства, который бы был не описан в книгах, не обсуждался в интернете. Вопрос в том, насколько ты хорошо ищешь. Литература, сайты… Все, чем мы, мастера-ювелиры, сейчас владеем было придумано еще до нас. Мы ведь до сих пор отливаем изделия по технологии, придуманной две с половиной тысячи.

- Технология сохранилась так долго?

- Конечно, традиции! Естественно, есть поправки на современное оборудование и инструмент, разработки. Ну а костяк остается прежним. Еще ни один станок не смог положить эмаль, закрепить столь же красиво камень. Сделать вручную резцами красивую гравировку. Техника двигается, но еще, я думаю, не одна сотня лет пройдет, прежде чем техника заменит человеческий труд. Конечно, сегодня появление станков 3д-моделирования, фрезеров работу упрощают… Да и упала ценность ручного труда. Никто не заплатит за изделие недельного срока изготовления вручную, если на станке его можно сделать за пару часов.

- То есть есть конкуренция между мастерами-частниками и заводами? Сейчас в магазинах столько безделушек…

- В какой-то степени, да. С Азией конкурировать вообще бесполезно, да и не имеет никакого смысла. Они делают быстро, ну а качество… Далеко, конечно, до нормального, но тоже уже почти неплохо. Сейчас популярна славяно-скандинавская тематика, вот они и делают. Никого не удивишь этим, делает теперь каждый второй. Все умеют копировать, отливать…

- А мне кажется, все равно отличие есть. Иначе зачем людям идти именно к тебе?

- Репутация. Создается сложно, а ломается за один раз. Качество изделия все решает.
Ты где-то в ущерб себе можешь делать изделие, но ты понимаешь, что человек придет к тебе и еще раз.
А иначе можно легко потерять своих клиентов.

- В ущерб себе?

- Потратишь больше времени, поработаешь дольше, но оставишь задел на будущее. Человек увидит качество, оценит его – и вернется еще не раз.

Сегодня народ наелся Китая, хочется чего-то индивидуального. Желание это набирает обороты, и появляется надежда, что когда-нибудь мы снова придем к ручному труду.

Это будет модно, востребованно, а народ будет готов за это платить. А пока у нас нет этой традиции, хотя в Европе развивается.
Клиенты будут понимать, что в нашем деле свои тонкости. Например, потеря металла. Не все сейчас понимают, что во время обработки металл теряется, стачивается… Потом жалуются, что вот де у них золото украл. Для меня главное правило – полная информированность клиента во всех вопросах изготовления. Есть и те, кто хитрит, но я понимаю, что в таком случае потеряю свою репутацию.
А репутация в нашем деле – самое главное. Ты можешь потерять в деньгах, во времени, но потеря репутации – куда хуже…

есть принципы
ювелир рассказывает о своей работе
которые я никогда не переступаю
почему важно видеться с ювелиром лично
о чем думает ювелир, когда мастерит?
«Как это сделать?»
«Сколько я за это заработаю денег?»
а не
о красоте изделия
ты где-то в ущерб себе можешь делать изделие, но ты понимаешь, что человек придет к тебе и еще раз
о приоритетах
домотканый шелк
прямо сейчас вглядитесь в фон
красиво?
это
внимание
орнамент сделан вручную, с помощью вырезанных на дереве штампов и краски из марены
его создала
художница по текстилю
интервью
с Анастасией Мастрюковой
"Булавкой"
кто такой художник по текстилю?
может, именно эти люди сохраняют сердце нашей культуры?
Сейчас преимущество изделий ручного труда перед массовыми выпусками становится все более очевидным. Возможно, история и правда циклична - значит, скоро мы вернёмся к узко специализированным профессиям, уникальным изделиям и, может быть, термин "общество потребления" приобретет новый смысл.
для души,
не для денег
через века
какое будущее ждет их искусство
Made on
Tilda