Говард Лавкрафт и специфика "лавкрафтовского ужаса"
В этом материале я хочу подробно разобрать творчество американского писателя и журналиста Говарда Лавкрафта, чьи произведения оказали огромное влияние на современную массовую культуру, что выглядит весьма занятно на фоне того, что среди современников автор не пользовался большой популярностью, а произведения его допускали до печати только в дешевых "бульварных" журналах. В конечном итоге постараемся вывести очаровательную формулу "лавкрафтовского ужаса", которая так привлекает многих любителей пощекотать нервы.

: |
Говард Филлипс Лавкрафт — американский писатель, работавший в жанре ужасов. Не был признан современниками, но после смерти приобрел множество поклонников и последователей. Аутентичный и уникальный стиль автора после выделен в отдельный поджанр хоррора — "Лавкрафтовский Ужас"
Все творчество автора можно объединить в несколько больших циклов. Самым известным считается цикл "Мифы Ктулху", который оказал самое большое влияние на массовую культуру. Помимо него не менее важен "Цикл Снов", на страницах которого описывается сама природа страха.

Tilda Publishing
мы отправляемся на дно сознания
Задержите дыхание
Детство Говарда
Лавкрафт родился в Провиденсе, штат Род-Айленд. Начал писать книги еще в раннем детстве, так как много времени проводил дома, в частности, в библиотеке своего дедушки. Мать Говарда «законсервировала» сына дома после того, как его отец попал в психиатрическую лечебницу. Порой она даже не давала ему выйти на улицу, из-за чего он не смог окончить школу и провалил вступительные экзамены в университет.
Но спустя время его мать повторила судьбу отца: попала в «сумасшедший дом» с депрессией и истерией, где в итоге скончалась.
Не сложно сопоставить увлечение Говарда ужасами с его детством. Сложные отношения с родителями, которые в итоге лишились рассудка, отразились на творчестве автора как во многих психологических моментах, так и в судьбах своих героев-марионеток.
Все главные герои рассказов Лавкрафта в окончании, сталкиваясь с самим порождением страха, сходят с ума и совершают самоубийство.
СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСТВА
Говард Филлипс Лавкрафт признан одним из лучших писателей в жанре хоррора, хотя в 20 веке научная фантастика и мистика являлись нишевой маргинальной литературой, недостойной внимания широкой общественности.
Тем не менее начитанность и умение грамотно построить мир сделали сборники рассказов писателя комплексными произведениями, которые читатель как пазл собирает из кротких и таинственных новелл, объединяя все прочитанное в целостный мир. Многие произведения, особенно самые популярные, не сказать, что до дрожи страшные. Пугают они скорее тем своим мрачным тоном, безнадежностью и бессмыслием всего людского существования. Человеческая жизнь не значит абсолютно ничего, а реально сильные обитатели нашего мира скрываются во тьме, живут в глубине мутных вод, прячутся в неприступных горах, наблюдают за всем из далекого космоса и могут без усилий смести все человечество с лица Земли.
: |
Общая фабула произведений
Сам Автор прекрасно понимал, что структура его произведений весьма однообразна, и сам критически относился к произведениям: считал их откровенно слабыми, что поддерживалось и тем, что как самостоятельное произведение было опубликовано лишь одно, остальные же оставались на страницах дешевых журналов. В целом, типичное произведение от Лавкрафта строится по примерно следующей схеме:
Пафосное вступление
Сам автор или рассказчик пафосно повествует о ничтожности места человека в мире и о том какая беда произойдёт, если глупое человечество узнает об этом с помощью науки или чтения очень нехороших книг. Особенный акцент на возможном сумасшествии.
Прибытие
Сюжет начинается с вынужденного либо добровольного прибытия в Богом забытое место. Зачастую сюжет происходит на территории "Страны Лавкрафта" - в вымышленных городах и местах, расположенных в границах современных штатов Массачусетс, Вермонт и Род-Айленд.
Описание депрессивного окружения
На это обязательно уйдет от 2 до 10 страниц, а также уделяется внимание проживающим в локации "необразованным выродившимся обывателям". Особый акцент на вырождении, что будет так или иначе упомянуто раза 3-4.
Столкновение с неизвестным
С героем происходит событие, которое невозможно объяснить научно и наверняка сказать что это. Обычно это нападение какого-то монстра или паранормальные галлюцинации с посещением других миров и лицезрением древних цивилизаций, периодичекси встречаются оба варианта одновременно.
Циклы книг Лавкрафта пестрят многообразием "очаровательных" существ, которых сложно перечислить за раз. Говард Филлипс Лавкрафт поселил в своем мире разнообразных обитателей: как глубоководных хтонических существ вроде Ктулху, так и невиданных обитателей других планет, таких как Ми-Го.
Подробная информация о книжных бестиях в этом блоке.
Страница может содержать громкие
звуки, а так же повышенный градус любви и обожания.
Понятно, больше не показывать
Close
Поиск Объяснения
Герой пытается выяснить причину произошедшего, зачастую делает это в судорожной спешке из страха за свою жизнь и жизнь других. Во время исследования обязательно несколько раз упоминается и показывается что-то омерзительное, богомерзкое и противное человеческой природе. Переподносится все пафосно и нарочито отвратительно.
Выявление Причины
Причиной бед оказывается либо существо из "Мифов Ктулху", либо поклоняющиеся ему культисты, либо особо выродившийся местный житель из пункта выше, а иногда и вовсе все вместе. Герой обязательно 2-3 страницы красочно смакует каким мерзким явилось существо, как оно отвратительно для человеческого глаза.
Финал
Происходит финальная встреча, завершается она "победой" героя или побегом. Как вариант, рассказ заканчивается на внезапном твисте, где герой сам является существом нечеловеческой природы. Так или иначе персонаж всё равно остаётся с психологической травмой, за чем следует суицид или уход в себя.
Tilda Publishing
Вышесказанное совсем не означает, что все произведения автора копия друг друга с измененными переменными, но некоторое однообразие в глаза все-таки бросается.
С другой стороны, бульварная формула очень схожа с современным подходом к сценариям мистических сериалов вроде "Сумеречной Зоны" и "Сверхъестественного".
При желании можно и произведения рассматривать как своеобразный сериал в формате "монстр недели".
Победа в произведениях Лавкрафта
В произведении герой никогда не выходит победителем, единственный способ справиться с натиском зла - отсрочить его гнев, оставив там, где оно обитало в относительном покое: закрыть портал, бросить глубоко под водой или на необитаемом клочке земли.
НУЖЕН ЛИ УЖАС ЛАВКРАФТА СОВРЕМЕННЫМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ МЕДИА?

Насколько сейчас активно в медиа стараются отразить атмосферу хоррора Лавкрафта?
Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, я обратился к новостной сводке.
Как сейчас обстоят дела - узнаем в данном материале, в нем представлены актуальные на сегодняшний день анонсы прямо связанные с персонажами писателя, это поможет убедиться в том, что людям все еще интересна вымышленная мифология Говарда Филлипса Лавкрафта.

Наиболее сейчас ужас Лавкрафта популярен в играх
Связано это с высокой популярностью игр среди других видов авудиосоциального искусства
Под Маяком Никто Не Живет?!
Независимые разработчики часто создают свои творения в стилистике, схожей с стилем писателя. Например, недавно вышедшая "No One Lives Under The Lighthouse", сделанная разработчиками из СНГ, узнать о ней подробнее мы можем из материала далее.
БЕСТИАРИЙ
Азатот
Этот бог стоит во главе пантеона, имеет безграничную силу, находится в центре бесконечности. Упоминается в романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», и нескольких рассказах, например в «Снах в ведьмином доме» и «Шепчущем во тьме».
Азатот — Бесформенный и неразумный бог, однако "бесформенность" объясняется лишь тем, что ни одно живое существо не в состоянии его описать, к внешности Азатота не применимы никакие описательные категории, а для человека он слишком страшен, чтобы хотя бы попытаться его рассмотреть. Живет там, куда не доходят даже грезы, однако Азатоту что-то снится, он в ужасе от увиденного издает неописуемые и лишающие разума звуки, схожие с мелодией флейты и ударами в мерзкие барабаны, но, в силу отсутствия хоть малейшего разума, сам не понимает что они значат. Лавкрафт называет его Султаном демонов, Кипящим ядерным хаосом. Автор именует его "ядерным", имея ввиду его центральное положение в мироздании, а не ради намека на его радиоактивность. Вокруг этого бога нет культов, а обратившиеся в поклонение ему - жертвуют разумом, душой и телом.
Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого.
Шуб-Ниггурат
Черная Коза Лесов с Тысячей Младых - сущность, являющаяся прямым порождением тьмы и классифицируется как «божество извращенного плодородия».
Богиня-Мать и Всематерь. Предположительно основана на образе богини Иштар и, по всей видимости, является концептуальным источником самой Жизни.
Выглядит как бесформенная масса с черными длинными щупальцами и множеством роняющих слизь ртов. Передвигается на кривых козлиных ногах. Её сопровождают множество подобных существ, которых она постоянно извергает из себя, а затем снова пожирает и переваривает. Это её дети.
Относительно дружелюбно, защищает и покровительствует своим культам, правильным обрядом можно вызвать богиню в новолуние в любом лесу. Культ богини в мире Лавкрафта один из самых многочисленных.
Я достаточно разочаровался, чтобы знать, что мнение человека по любому вопросу не стоит и выеденного яйца, не будучи подкрепленным информацией достаточно подлинной.
Ктулху
Самое популярное существо в мифологии Лавкрафта. Знающих о нем людей намного больше, чем знающих о самом писателе, создавшем его.
Ктулху - это исполинское морское чудовище, древний бог, спящий в разрушенном затонувшем городе Р'Льех на дне Тихого Океана. В своем подводном обиталище Ктулху ждет, когда космические тела примут нужное положение, чтобы тот смог воспрянуть ото сна и начать нести хаос и разрушения.
Не смотря на большую популярность, является далеко не самым большим и опасным чудовищем в мифологии, однако определенно занимает место одного из самых значимых.
Не вызывай того, кого не сможешь повергнуть...
Глубоководные
Разумная раса существ-гуманоидов, имеющих черты рыб и жаб во внешности. Живут племенами на необитаемых островах, отдельно от людей. Однако, представители глубоководных периодически вступали в браки с людьми, проживающими на побережьях и порождали гибридов, которые в зрелом возрасте начинали приобретать физиологические признаки амфибий. Глубоководные появляются в Иннсмуте и соседних с ним городах, которые являются частью вымышленной «Страны Лавкрафта». Из рассказа «Комната с заколоченными ставнями» становится известно, что Глубоководные плотоядны и питаются только мясом и рыбой, но могут долго обходиться без пищи. В результате голодания уменьшаются в размерах, но, поев, возвращаются к прежним габаритам.
Не вызывай того, кого не сможешь повергнуть...
Ми-Го
Разумные инопланетные существа из далекого космоса, в данный момент самая крупная их колония в солнечной системе находится на планете Юггот. Собой представляют гибрид ракообразного с грибом, имеют пару крыльев.
Не являются враждебными, таковыми их считает лишь один из персонажей писателя, а самим пришельцам на человечество абсолютно наплевать и Земля их интересует лишь как источник ценных минералов. Контактируют только со своими помощниками-людьми — наёмниками, которые должны отвадить излишне любопытных товарищей от их занятий. Наградой за помощь является возможность посетить Юггот и другие миры, однако достигается "путешествие" извлечением мозга жертвы и консервацией его в герметичный сосуд, так как другого способа для транспортировки существа не практикуют, а сами перемещаются при помощи крыльев.
Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого.
ГЕОГРАФИЯ
Мир Говарда Лавкрафта умудряется оставаться в пределах нескольких городов и при этом выходить за границы вселенной.
Здесь вы найдете краткое описание мира писателя.

Новая Англия
Если события рассказа происохдит в Земле, то с вероятностью 90% они происходят в Новой Англии — на родине писателя, в самом "историческом" районе Северной Америки. Сюда прибывали когда-то первые поселенцы, отсюда началась Америка...
Неоготическая атмосфера, строения в колониальном стиле — черта Лавкрафтовской эстетики. Именно в этом месте сосуществуют представители знатных древних родов и деградировашие местные жители - реднеки. Идеальное место для развития самых жутких событий.
Карта
Космос
Для своих произведений Лавкрафт придумал несколько неизвестных науке планет, но и упоминал существующие. Например, в новелле "В Стенах Эрикса" человечество в будущем строит на Венере поселение Терра-Нова. Есть так же планета Юггот, которую Говард отождествляет с Плутоном, на которой обитают инопланетные разумные грибы Ми-Го.
Страна Снов
Хоть и именуется страной, однако на практике является целой мультивселенной, посетить которую могут путешественники между мирами - сновидцы. По внутреннему наполнению напоминает древнюю Индию и Ближний Восток, а обитают там мифические существа из восточной мифологии. В сущности - гибкое вневременное пространство, которое герой Лавкрафта может изменять при должной силе разума.
Сны
Новая Англия
Ниже представлена интерактивная карта с самыми известными точками, где могли происходить события рассказов.
Аркхем - Город, фигурирует в большинстве произведений Лавкрафта. В городе постоянно пропадают люди, находят растерзанные тела, устраивают жертвоприношения. Все это лишь малая часть тайн города.
Иннсмут - Небольшой портовый город. Собирательный образ всех опустевших во время Великой Депрессии городов США.
Основан в 1643 году. После основания город очень долго процветал, однако после войны 1812-1814 годов большинство жителей погибло. Единственными источниками дохода остались мельницы и торговля рыбой.
Центральное обиталище Культа Дагона, место жительства гибридов глубоководных.
Болтон - индустриальный город по-соседству с Аркхемом, где находится цирк Болтона, фигурирующий в нескольких произведениях. В целом ничем не примечателен.
Салем - Реальный пригород Бостона.
В мире Лакрафта упоминается как "Деревня, из которой происходят все колдовские семьи".
Мискатоникский университет - Университет в Аркхэме, название образовано от реки Мискатоник, протекающей через город.
Мискатоникский университет известен своим собранием оккультной литературы. В рассказах, описывающих университетскую библиотеку, утверждается, что в ней хранится один из немногих уцелевших экземпляров «Некрономикона» безумного араба Али Аль-Хазреда.
Йхантлей - Подводный город глубоководных.
Формула ужаса Лавкрафта и при чем тут сны?
Мир писателя очень глубок и порой его бывает сложно описать: рассказ выходит архаичным, сумбурным и спутанным, скорее оставляющим больше вопросов, чем дающим ответы. Хотя если углубиться - в этом и кроется смысл лавкрафтовского ужаса - ответить на все задаваемые вопросы никогда не будет возможно.
Весь страх в произведениях строится на неизвестности. Когда ты не видишь то, чего боишься, голова начинает сома перебирать пугающие образы и для каждого это индивидуально. Все мы боимся, но боимся по разному, соответственно, чтобы попасть в точку и надавить именно на индивидуальный страх, необходимо, чтобы читатель сам его себе придумал.

Но как писатель сам пришел к этому? Как вышло так, что Говард Лавкрафт смог создать самый популярный бестиарий, откуда исходят его личные страхи, лежащие в основе многих существ и событий?

Подробнее об этом можно узнать из материала ниже
Очень много снов Лавкрафта действительно легло в основу литературы ужасов и не только под авторством Лавкрафта, а более поздних авторов и последователей, например, его большой поклонник Стивен Кинг в нескольких произведениях делал референсы в сторону событий, которые в своих письмах описывал Говард Филлипс Лавкрафт.
Tilda Publishing
В заключение можно сказать, что творчество автора создает целую концепцию ужаса, основанною на границах человеческого разума и его границах. Сейчас у Говарда Филлипса Лавкрафта множество последователей по всему миру, а вселенная "Мифов Ктулху" расширялась даже после смерти, многие авторы приложили руку к аутентичной вселенной писателя, тем не менее вопрос о каноничности произведений написанных после смерти остается под вопросом. Ровно так же можно отнестись в принципе к авторам, творящим в жанре "лавкрафтовского ужаса". Не смотря на весьма однообразную фабулу, Говард является безусловно лучшим представителем этого поджанра, так как является его автором...