THEATRE
Моноспектакль: история и особенности жанра
Моноспектакль – это спектакль, в котором исполнителем является один актер.
В таких спектаклях, как правило, не используют сложные декорации и реквизит. В основе постановок лежат либо специально написанные литературные произведения – монодрамы, либо адаптированные традиционные пьесы. Одиночные представления давали еще античные поэты. Такие выступления были популярны и в Средневековье. Их часто устраивали поэты-трубадуры, барды и менестрели. В середине XVIII века появляется жанр, отдаленно напоминающий современный моноспектакль – мелодекламация (художественное чтение стихов или прозы с использованием музыки). Ярким представителем жанра по праву можно считать Владимира Яхонтова, основателя театра одного актера.
Евгений Гришковец и его работа "Как я съел собаку", (1998), получившая в 2000 г. "Золотую маску".
Однажды на одну московскую сцену вышел мужчина и сообщил, что он расскажет про человека, которого больше нет, в смысле – он раньше был, но потом его не стало. Это был Евгений Гришковец. Он помнил то, о чем другие люди вспоминают мимоходом и никогда не говорят вслух – о дембельском альбоме, об обиде, что мультфильм, которого так ждал, оказался кукольным, об ощущении того, как течет время. Тот монолог назывался «Как я съел собаку», и он поделил театральную реальность. Была жизнь до Гришковца – и есть жизнь с Гришковцом.

Моноспектакль – весьма непростой жанр.
Когда актер на сцене остается один, он волей-неволей оказывается в центре внимания. Рядом нет товарищей, которые могут поддержать в случае чего, на которых может переключиться внимание зрителя. С какими же еще трудностями сталкиваются актеры жанра моноспектакля? Читайте в нашем интервью с актрисой из Магнитогорска.

Особенности жанра
Основная мысль моноспектакля, его эмоциональная направленность, ощущение будет таким, каким пожелает и сможет создать актер на сцене.

Зачастую декорации в моноспектаклях не используются, что позволяет зрителю самому додумать их, опираясь на то, что говорит и демонстрирует актер. Однако, исполнитель вполне может и не пренебрегать декорациями и реквизитом. Порой на глазах у зрителя может развернуться целое действо с переодеванием и радикальной сменой образа. Именно таковым является моноспектакль Вадима Долговых по культовому роману Фредерика Бегбедера «Любовь живет три года». Прямо сейчас вы можете посмотреть репортаж с показа спектакля.
Темы моноспектаклей
Моноспектакль – это серьезная постановка, затрагивающая животрепещущие темы для любого человека. Жизнь, смерть, любовь, предательство, утрата надежды, вера в Бога – эти темы актуальны и интересны каждому мыслящему человеку. Оставаясь наедине со зрителями, актер вместе с ними ищет ответы на поставленные вопросы.
Жанр моноспектакля был особенно популярен в СССР. Леонид Филатов выступал с пьесой «Про Федота-стрельца, удалого молодца», а Константин Райкин создал постановки «Самое любимое» и «Вечер с Достоевским».

Предлагаем вам послушать репортаж с абитуриенткой Челябинского государственного института культуры Марией (фамилия скрыта). Вы сможете услышать современную читку одного из перечисленных выше произведений и узнать, в чём же особенности и сложности моноспектаклей.

Не каждому актеру хватит смелости выступить в спектакле, рассчитанного на одного актера. Для этого нужно знать, что хочешь донести до зрителя, важно понимать, что на сцене можно надеяться только на себя. Как и в обычной жизни, в моноспектакле нужно в роли героя прожить конкретную ситуацию, судьбу.
Викторина
Проверяем знания
Сможешь ли ты ответить на все вопросы? Проверь свою внимательность
Вперед
Что такое моноспектакль?
Дальше
Проверить
Узнать результаты
Какими подручными средствами может пользоваться актер моноспектакля?
Дальше
Проверить
Узнать результаты
Кем является Вадим Долговых?
Дальше
Проверить
Узнать результаты
Кем является Лена Кононенко?
Дальше
Проверить
Узнать результаты
Какова задача актера во время показа моноспектакля?
Дальше
Проверить
Узнать результаты
Ты не очень внимателен, но старался!
Попробуй прочитать лонгрид еще раз и возвращайся за более хорошим результатом.
Еще раз
Ты молодец, но можешь лучше!
У тебя неплохой результат, но ты все же ошибся пару раз. Попробуй перечитать лонгрид чтобы улучшить результат!
Еще раз
Твоя внимательность не знает границ!
Ты невероятный человек! Внимательность и интерес к жанру моноспектаклей это отличные качества, которые ты сочетаешь в себе. Так держать!
Еще раз

Лонгрид подготовлен Яной Кравченко,

студенткой факультета журналистики ЧелГУ,

группа ФЖ-202

Фотографии были взяты из архивов героев и автора.
Картинки в разделе «Результаты викторины» взяты с открытого источника.