Инсталляции, как разновидности актуальных культурных практик.
Что такое "инсталляция"?
Коротко и точно
— форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и зрительной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создании интерьерного пространства.
Виды инсталляций:
Инсталляции можно подразделить на три основных типа:
1.
сюжетно-повествовате-ый
2.
объектно-предметный
3.
зрительно-визионерский
Используемые материалы

Отличительной чертой инсталляции от других видов искусства является применение абсолютно всех видов материалов.

В инсталляции могут быть использованы как обычные материалы: дерево; металл; бумага; камень, так и абсолютно необычные: создание с помощью высоких технологий, использование переработанных материалов, частей целого, оборудования и так далее.

При создании инсталляции художник не имеет никаких границ в выборе материала, для создания своей задумки
В начале 1980-х годов в списках самых современных художников имя Йозефа Бойса стояло на первом месте. Американский художник Роберт Раушенберг работал в основном в технике коллажа и редимейда, продолжая традиции, идущие из искусства кубизма.

Для творчества американского художника Эдварда Кинхольца характерны пространства — инвайронменты. Наполненные вещами и манекенами, они напоминают застывшие сцены из какого-то сатирического спектакля. В своих композициях американец Эдвард Кинхольц использовал манекены, чучела и реальные предметы интерьера, также вводил аудиоэффекты и специально программировал запахи.

Илья Кабаков — лидер самого успешного направления советского искусства — концептуализма. Вадим Захаров — художник, принадлежащий ко второму поколению московских концептуалистов. Самые известны инсталляции: «Искусство русского искусства от русского авангарда до московской концептуальной школы» (2003—2004), «Дон Кихот против интернета» (1999—2000), «Даная» (2013), «Космическая одиссея» (2014), "Ресторан «Философский пароход» (2014)[2].

Художник-мистификатор, поэт, перфомансист, эссеист Дмитрий Пригов пытался отразить в своём творчестве легенды советского и российского концептуализма. Художники Виталий Комар и Александр Меламид работают в разных жанрах и техниках: от классической живописи и скульптуры до концептуальных фотографий и инсталляций.

Современные российские художники, работающие в жанре инсталляции — Ирина Корина, Сергей Шеховцев (столь верен своему излюбленному материалу, что даже одно время подписывал свои произведения как Сергей Поролон Шеховцев), Марта Волкова и Слава Шевеленко, Кира Суботин и другие.

В 1990-е гг. во всём мире большое распространение приобретает особый вид инсталляции — видеоинсталляция, в которой в замкнутом (обычно тёмном) пространстве зрителю предъявляются видеомониторы или проекции видеоизображений на стены. Здесь инсталляция достигает максимального сближения с кино.

Поговорим о сути иллюстраций и как правильно стоит их "читать"?

Аллан Капроу: инсталляция – все пространство города
Первый кто осмыслил инсталляцию как художественную практику.

Одним из первых художников, которые осознанно подходили к созданию инсталляции как художественного объекта, был Аллан Капроу. Сам художник обозначал свои работы как инвайронмент, что переводиться как «окружающая среда». В его творчестве инсталляция выступает как способ взаимодействия с публикой, нередко для создания его произведений привлекалась публика: простые прохожие или специально обученные актеры. Одной из особенностей творчества художника было то, что он воспринимал окружающее его пространство как трехмерный объект творчества.
И каждый «участник», точнее, любой человек мог повлиять на произведение искусства, стать его соавтором, просто присутствуя в пространстве. Капроу говорил, что главное в его творчестве – это возможность формирования у зрителя критического мышления.

"Этот язык основан на ассоциативном и эмоциональном восприятии. Благодаря различным пластическим, ритмическим, композиционным, цветовым сочетаниям объект или информация, транслируемые конкретным визуальным образом, вызывают определенные эмоциональные переживания или особый отклик; этот язык основан на историческом и социокультурном."
А.Ю ДЕМШИНА — ИСКУССТВОВЕД


нам Джун Пайк: пионер видеоарта
Первый кто начал работать с видео в своей художественной практике.

Нам Джун Пайк первооткрыватель видео-арта. Для его творчества характерно использование различных медиа, симбиоз скульптуры, перформанса, театра, музыки. Использование подобного «инструментария» позволило Нам Джун Пайку создавать визуальный образ, в котором отражались глобальные процессы. Он неоднократно обращался в своем творчестве к вечным вопросам: времени, природы, памяти, политики и многих других вещей, которые требуют комплексного изучения. Нам Джун Пайк совмещал в своих инсталляциях современные технологии и классические визуальные практики.

Созерцание
Лейтмотивом его творческих поисков было — созерцание, в знаковой работе художник размещает статую Будды перед включенным/выключенным телевизором. Тем самым ставит вопрос, кто кого созерцает Будда современность или современность Будду?
Йозеф Бойс: художник-шаман
Первый кто использовал личный опыт в создании инсталляций.

Йозеф Бойс ключевая фигура для формирования современного искусства. Родился художник в Германии в семье католического священника. В юности Бойс увлекался точными науками и готовился стать врачом. Но после того, как его призвали в армию — его мировоззрение меняется. Во многом на него повлияла авиакатастрофа, которую он пережил во время службы. Именно трагический личный опыт помогает понять Бойсу его истинное призвание. После катастрофы Бойс начинает занимается художественными практиками, создает первые инсталляции, которые всегда дополняет перформативными аспектами.
Все его инсталляции говорят о возврате к корням и архаике, поиску первичной энергии, которая может существовать только в природе. Художник использовал в своих работах мед, жир и войлок как формы архаичного мира. В его работах органика старого мира противопоставлялась неорганике современного.





7000 дубов
В своей последней инсталляции «7000 дубов» Бойс хотел высадить 7 тысяч дубов по всему миру, которые символизировали бы сплоченность человечества перед лицом экологических изменений. К сожалению, этот проект остался незаконченным из-за смерти художника.
5 лучших инсталляций современного искусства

ТОП-5
1. Инсталляция «Inside Out»
В честь проведения Олимпийских игр в Рио, французский уличный художник JR создал огромную фигуру атлета, прыгающего через многоэтажный дом
2. Инсталляция «JR au Louvre»
Все тот же художник JR заставил исчезнуть известнейшую стеклянную пирамиду рядом с Лувром в Париже. Он добился этого эффекта, завернув её в полотно с принтом стоящего позади пирамиды фасада музея.
3. Инсталляция «Plexus 35»
Все тот же художник JR заставил исчезнуть известнейшую стеклянную пирамиду рядом с Лувром в Париже. Он добился этого эффекта, завернув её в полотно с принтом стоящего позади пирамиды фасада музея.
4. Инсталляция «Розовый дом»
Чтобы сохранить традиционное искусство вязания крючком и подогреть к нему интерес, скульптор из Польши Агата Олексияк (или просто Олек) покрыла целый дом огромным вязанным чехлом розового цвета.
5. Инсталляция «Дождь»
Украинский художник Назар Билык воздвиг в Киеве скульптуру мужчины с огромной каплей воды на лице. Это произведение символизирует взаимоотношение людей с природными элементами





Made on
Tilda