Флешмоб
Что такое флешмоб?
Это массовая, спланированная акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, следует определенному сценарию (заранее оговоренным действиям), после чего расходится.

Этот вид арт-коммуникаций рассчитан на случайных зрителей, должен вызвать смешанные чувства зрителей: интерес, удивление, непонимание и даже желание принять участие.Коммуникативные цели, которые преследуют флешмобы: поиск новых друзей, эмоциональное общение, групповая психотерапия, ощущение причастности к общему делу, самоутверждение, попытка произвести впечатление на окружающих, возможность почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения.

Принципы флешмоба , которые нельзя нарушать:
  • Флешмоб – это акция без руководителя, никакого командного центра нет: никто не может указывать участникам действий, что им делать.
  • Акция флешмоба должна быть от начала до конца спонтанной.
  • Флешмоб не может преследовать рекламные или финансовые цели.
  • Флешмоб – это деперсонификация в самом прямом смысле этого слова (в идеальном варианте, участники акции даже не знакомы друг с другом).
  • В средствах массовой информации флешмоб освещать нельзя.


Общепринятые правила флешмоба:

  1. Никто из участников не платит и не получает денег.
  2. Действие должно казаться спонтанным.
  3. Должно сложиться впечатление, что мобберы — такие же случайные прохожие, как и все.
  4. Сценарий чаще всего имеет абсурдный характер (действия мобберов не должны поддаваться логическому объяснению, за исключением танцевального флешмоба).
  5. Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны делать все с серьёзным видом).
  6. Флешмоб не должен содержать рекламу или же её элементы, акции не принуждают к голосованию за кого-либо.

История флешмоба
Зарождение флешмоба связывают с выходом в октябре 2002 года книги социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умной толпы» стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций, все из которых, по сути своей, являются разновидностями смартмоба. В июне 2003 года Роб Зазуэта из Сан-Франциско, ознакомившись с трудами Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций flocksmart.com (сейчас портал недоступен).

Первый флешмоб был намечен на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке, США, но не состоялся. Ему помешала заранее предупреждённая полиция. Организаторы избежали этой проблемы при проведении второго флешмоба, который состоялся 17 июня 2003 года. Участники пришли в заранее определённое место, где они получили инструкции по поводу окончательного места и времени прямо перед тем, как он начинался. Приблизительно 200 человек (по другим источникам 150) собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Йорка и пришли купить «коврик любви». Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе.

Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флешмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда. Но это были скорее одиночные случаи, не являющиеся массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флешмобу стремительно стать популярным практически по всему миру. Поэтому можно утверждать, что он имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.

Самый массовый флешмоб состоялся 8 сентября 2009 года в Чикаго на открытии 24-го сезона знаменитого шоу Опры Уинфри с концертом знаменитостей. Тот флешмоб, который устроили зрители, повергло в шок группу Black Eyed Peas, исполнявшую песню «I Gotta Feeling». Даже Опра ничего не знала об этом. Данный флешмоб занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый большой в мире. В нём участвовало около 21 тысячи человек.
Разновидности
флешмоба
X-mob (eXperimental mob) – это такой эффект «дежавю», когда мобберы пытаются самые обычные дела делать самым повседневным образом в привычном месте. Лучше всего объяснить на примере. Человек пытается вспомнить, есть ли у него в кармане телефон, достает его из кармана и кладет обратно, и действие начинается сначала. Главное в этих действиях, что ощущают сами участники, их переживания, здесь нет задачи удивить зрителя. Но если на действия смотреть какое-то время, то эффект тихого помешательства вам обеспечен. Этот флешмоб называется еще реальный или нонспектакулярный, и порождает эффект изменения сознания.
Танцевальный флешмоб. Люди собираются, чтобы вместе танцевать какой-нибудь танец на площади, в торговом центре, в любом месте, специально для этого не предназначенном. Самое яркое массовое танцевальное «помешательство» мобберов из 10 стран состоялось под музыку Майкла Джексона из клипа «Thriller», когда более 5000 танцоров явили миру танец из этого клипа. Но подобные мероприятия требуют и подготовки, и тренировки.
Известная на весь мир своими флешмобами филипинская тюрьма впервые станцевала под «Thriller» еще в 2007 году. Тогда ролик был загружен в Youtube, но большой популярностью у пользователей не пользовался. После смерти короля поп-музыки заключенные решили исполнить еще один танец в память о кумире. На помощь им пришел один из хореографов Майкла Джексона Трэвис Пэйн, который вместе с зеками и еще двумя профессиональными танцорами исполнил танец под песню «Drill». Сам флешмоб посвящен миру во всем мире за который всю жизнь боролся Майкл Джексон.
Экстрим-моб
.
Данный флешмоб, как следует из названия, носит экстремальный характер: иногда участники такого флешмоба провоцируют случайных прохожих. Дело доходит до хулиганских действий. Так участники одной из подобных акций устроили бой подушками с прохожими, которые такого не ожидали.
Арт-моб (или моб-арт). Разновидность флешмоба, участники которого репетируют свое выступление, есть режиссер, сценарист, люди, помогающие с организацией, реквизит, так как мобберы претендуют на зрелищность своего мероприятия, на некоторую художественную ценность.
Date-моб (с английского date — свидание): мобберы пытаются знакомиться друг с другом необычным, интересным способом. И проводится такой флешмоб из расчета: одна акция – одна пара. Самое главное, что участники впервые встретятся в день флешмоба, и они не должны знать никого из тех, с кем им придется контактировать. Ярким примером является знакомство парня с девушкой, когда на парня надевается маска так, чтобы он ничего не видел. А девушка из-за маски не видела лица парня. Молодого человека в маске оставляют в незнакомом месте, через некоторое время к нему подходит девушка, берет за руку и ведет за собой, рассказывая обо всем, что она видит (лужи, дома, деревья, машины, люди…). Прогулка продолжается полчаса или час. Затем девушка оставляет молодого человека, и лишь после этого ему снимают маску.
Сегодня флешмоб пытаются использовать специалисты по рекламе, в области маркетинга… Надо понимать, что подобные мероприятия уже не носят спонтанный характер, имеют строго определенный сценарий, а исполнители за свою работу получают деньги, и мобберами не являются. Для примера приведу одну акцию. В вагоне метро сидит девушка и читает журнал с определенной обложкой. На следующей остановке входит девушка с таким же журналом. И так происходит до тех пор, пока девушек с этим журналом не становится гораздо больше, чем пассажиров без журнала. На одной из остановок все девушки с журналом покидают поезд. Ясное дело, что за неделю продажи этого журнала побили рекорд.
Ещё немного флешмобов
Связаться с нами
Телефон: +7 723 456 78 90
Почта: info@company.org
Made on
Tilda