Гиперреализм
На грани реальности
Гиперреализмтечение в современном искусстве, которое в 1990—2000-х годах широко распространилось в живописи, скульптуре и кинематографе. Часто термин используют как синоним фотореализма, однако разница видна даже невооруженным взглядом.
Слово «гиперреализм» было придумано Изи Брашо в 1973 году как французский синоним слова «фотореализм». «Гиперреализм» стал названием большого каталога и выставки в Брюсселе в том же 1973 году. На выставке преимущественно были представлены работы американских фотореалистов , но также были включены работы ряда значительных европейских художников. С этого момента понятие «гиперреализм» стало использоваться европейскими художниками и дилерами, в отношении художников, развивавших принципы фотореализма
В гиперреалистических произведениях уделяется большое внимание деталям и предметам. Картины и скульптуры не являются строгими интерпретациями фотографий и не являются буквальными иллюстрациями определённой сцены или предмета. Вместо этого они используют дополнительные, часто малозаметные, изобразительные элементы, чтобы создать иллюзию реальности, которая на самом деле либо не существует, либо не видна человеческому глазу. В произведениях могут использоваться эмоциональные, социальные, культурные и политические темы, расширяющие смысл нарисованной визуальной иллюзии. Это наиболее ярко отличает подход гиперреализма от предшествовавшего ему фотореализма.
Серия «Дополнительные цвета», написанная австралийской художницей Кэтрин Хендри, представленная на ярмарке современного искусства Art Basel в Гонконге. При первом взгляде на эти картины кажется, что изображенные на них мазки, брызги и капли краски, как будто случайно упавшие с кисти на холст, не нарисованы, а сфотографированы и вставлены в рамку. На самом деле они нарисованы цветными восковыми карандашами.
Вы – эксперт, если склонны разделять фотореализм и гиперреализм. Картины фотореалистов выглядят как технически грамотный фотоснимок в высоком разрешении. В гиперреализме больше загадочности. В фотореализме основной сюжет — пейзаж или портрет общим планом, в гиперреализме — с акцентом на детали. К примеру, если фотореалист изобразит весь сквер, то гиперреалист — одну лавочку в тени, и сделает акцент на узком солнечном луче. Если фотореалист нарисует общий портрет, то гиперреалист — часть лица, сделав акцент на конкретных чертах.
Герхард Рихтер создал 2 популярных портрета своей дочери Бетти — в 1977 и 1988 годах. Второй достаточно четок и ясен, первый более мягок, и главная героиня отворачивается от зрителя, ускользает от него. Эти работы являются самыми простыми и одновременно самыми мистическими за всю историю жанра.
Made on
Tilda