Великий поэт с нелегкой судьбой – Анна Ахматова
План проекта:
1
Рождение
2
Детство
3
Раннее творчество
4
Анна Ахматова и акмеизм
5
«Славу миру»
6
«Реквием»
7
«Поэма без героев»
8
Личная жизнь
9
Интервью с Анной Ахматовой
10
Смерть
11
Документальный фильм
Рождение
Маленькая Анна Ахматова
Будущая гранд-дама отечественной поэзии появилась на свет 11 (23 н.ст.) июня 1889 года в одесском предместье Большой Фонтан. Ее отец Андрей Антонович Горенко, капитан второго ранга в отставке, красавец и любимец женщин, был женат вторым браком на ее матери Инне Эразмовне, дочери военного историка Строгова из семьи ординарца Александра Суворова.

Девочка стала третьим ребенком. Всего в семье было шестеро детей. Через год глава семьи получил должность в правительственном органе Госконтроля, и они переехали в Царское Село. Там маленькая Аня прикоснулась к волнующему миру пушкинской эпохи, застав великолепие памятников архитектуры, парков и скверов городка, вдохновлявших на творчество юного литературного гения.
Мои первые воспоминания –царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».
Анна Ахматова
Детство
Читать Анна научилась по школьному пособию авторства графа Толстого «Азбука», включавшему загадки, басни, короткие истории, а французский освоила, слушая учителя, обучавшего языку старшую сестру и брата. Росла она индивидуалисткой, летом гостила у деда под Севастополем, где за безрассудство и взбалмошность ее прозвали «дикой девчонкой». В 10 лет она стала учащейся Мариинской гимназии, а в 11 осознала свой литературный дар и начала сочинять стихи.
В 1905 ее родители развелись – у отца появилась пассия, и он оставил семью. Мать решила уехать на юг, где были отличные условия для лечения больных туберкулёзом детей. Ане пришлось покинуть любимый город на Неве и перейти на домашнее обучение. Через год для завершения гимназического образования она переехала к родственникам в Киев, где жила в крайней нужде, чувствуя себя приживалкой, но была в гимназии одной из лучших учениц.

Маленькая Анна Ахматова
Ранее творчество
В 1908-1910 гг. она являлась студенткой вначале юрфака киевских Высших женских курсов, затем историко-литературного отделения аналогичного питерского вуза.
Анна Горенко - Ахматова?
Во втором номере издания «Сириус», выходившего в Париже при участии будущего мужа Николая Гумилева, датируемом 1907 годом, состоялась дебютная публикация поэтессы – десятистрочное стихотворение «На руке его много блестящих колец…». Когда отец узнал о пробах пера дочери, то объявил ее декаденткой и велел не порочить его имя. Тогда Анна решила использовать в качестве литературного имени фамилию прабабушки-татарки, утверждая, что принадлежит к роду хана Ахмата. В результате Анна Горенко стала Анной Ахматовой.

Лев Гумилев
«Ей не хватало терпения. И большую часть урока она просто сердилась за забытые сыном французские слова. Текло время, наступало успокоение. И снова — ненадолго. Такие перепады настроений раздражали обоих»
В июне 1934 года Лев Гумилев поступил на исторический факультет Ленинградского университета. У него плохо обстояли дела с иностранными языками: он сдавал французский и латинский языки, французский он изучал у матери, но дело не пошло из-за «антипедагогического таланта» Ахматовой
Арест Льва произошёл в Ленинграде 23 октября. О причинах ареста писали много, но все сходятся на том, что Гумилёв и Николай Пунин попали под волну репрессий против ленинградской интеллигенции, последовавшей после убийства революционера и политического деятеля Сергея Кирова.

После ареста и Гумилёв, и Пунин дали признательные показания, причём Пунин — на первом же допросе. Гумилёв признался в антисоветских разговорах и «террористических настроениях», а также в авторстве антисоветского (посвящённого убийству Кирова) стихотворения «Экбатана», хотя его текст найден не был. Некоторые предполагали, что конечной целью был арест Ахматовой, поскольку начальник Управления НКВД по Ленинградской области Л. М. Заковский даже подал наркому Г. Г. Ягоде докладную записку, где просил дать санкцию на арест Ахматовой.

Анна Андреевна через неделю после ареста мужа и сына отправилась в Москву, где через какое-то время переехала на квартиру Булгаковых. 31 октября она отдала в Секретариат ЦК письмо на имя Сталина.
В письме говорилось:

«Арест двух единственно близких мне людей наносит мне такой удар, который я уже не могу перенести. Я прошу Вас, Иосиф Виссарионович, вернуть мне мужа и сына, уверенная, что об этом никогда никто не пожалеет».
2 ноября Ахматова поехала к Пастернакам. К тому времени Сталин уже прочёл письмо Ахматовой, наложив резолюцию:

«т. Ягода. Освободить из под ареста и Пунина, и Гумилёва и сообщить об исполнении.
И. Сталин».

Уже 3 ноября было подписано «Постановление об изменении меры пресечения», по которому Гумилёва и Пунина должны были «немедленно» освободить, а 4 ноября следственное дело было прекращено, и всех задержанных отпустили прямо посреди ночи, причём Пунин просил оставить их до утра.
Анна Ахматова и акмеизм
Анна Ахматова
В период вступления в литературу поэтесса стала сторонницей акмеизма, нового направления, декларировавшего предметность образов в противовес недосказанности символизма. Первую известность она приобрела, выступив в арт-кафе «Бродячая собака», где собиралась богема имперской столицы. Благосклонно публика приняла и ее дебютный сборник «Вечер», увидевший свет в 1912. В нем символ вечной женственности, распространенный в интеллектуальном обществе того времени, она заменила чувствительной и нежной «земной» героиней.

Ахматова восприняла эту сторону акмеистической «программы», по-своему трансформировав ее в соответствии с природой своего таланта. Она всегда как бы учитывала, что мир существует в двух ипостасях – видимой и невидимой, и нередко действительно подходила к «самому краю» непознаваемого, но всегда останавливалась там, где мир был еще видим и тверд. Акмеистическая реалистичность, неореализм, Ахматовой выразилась в четкости изображения внешней обстановки, интерьера, даже в своеобразной стереоскопичности изображения, когда отчетливо видна подробность, тот или иной штрих, а также в психологической мотивированности всех поступков и переживаний, в полнейшей объективности анализа любовного чувства.

Сборник "Вечер"
«Слава миру»
6 ноября 1949 года в квартиру на Фонтанке, 34, где Ахматова жила с сыном Львом, явился следователь с ордером на арест сына. А «заодно» сделал обыск и в комнате матери. Когда она очнулась, Ахматова была так потрясена этим, что, хотя следователь почти ничего и не унес с собой, вскоре после его отбытия устроила «самосожжение». Такого не знала русская литература со времен Гоголя. В печи с трудом горели фотографии любимых, черновики старых стихов и наброски новых, совершенно «невинные» письма Н. В. Недоброво, автобиографическая и пушкиноведческая проза и целые альбомы со стихами.

Она тогда чудом осталась жива. Для того чтобы «как Феникс из пепла // В эфире восстать голубом», надо было прожить еще десять лет классический лагерный срок. Но она была «вольной» в лагере томился сын. На этот раз за нее, за отца он отсидел еще в тридцатых. ей необходимо было выжить - хотя бы для того, чтобы выручить из беды единственного сына. Может быть, на этот раз ее спас Пушкин. Вместо сожженных работ о «первом поэте» Ахматова пишет новые, где по-новому решает вопрос о достоинстве поэта и о «тайной свободе» поэта.

Стратегический замысел цикла «Слава миру» Ахматовой заключался в том, чтобы предупредить беду, отвести ее от близких. Первые стихи, входящие в этот цикл, написаны еще до ареста Льва Николаевича. Так, стихотворение «Падение Берлина» в автографе датируется октябрем 1949 года. Когда же непоправимое свершилось, и Лев Николаевич оказался невольным заложником матери, у нее просто не осталось иных средство, чтобы попытаться выручить сына из неволи.

В этих экстремальных условиях Ахматовой начинает казаться, что стихи не столько цель, сколько средство. Действительно, в те жестокие времена даже стихи превращались в средство уничтожения людей. Она прекрасно помнила, какую цепь арестов вызвало чтение Мандельштамом его эпиграммы на Сталина (одобрение Львом этих стихов было одной из причин его первого ареста). Поэтому и летели стихи в огонь, что из-за них хватали и арестовывали ни в чем, кроме любви к поэзии, не повинных людей. Такие стихи казались Ахматовой не только не нужными, но и опасными, несущими с собой зло. Ей почудилось, что в качестве спасительного средства нужны совсем другие стихи.

Повод напрашивался сам приближалась «славная» дата 70-летие И. В. Сталина, нашлись и подсказчики, и советчики из числа профессиональных умельцев. Но главное, повторяю, было в позиции самой Ахматовой, впервые в жизни решившейся действовать по методу – «цель оправдывает средства». К тому же, ее отношение к Сталину тогда было, видимо, далеко не однозначным. Да, конечно, «палач», «падишах», «самозванец» всеми этими словами, за каждое из которых запросто можно было поплатиться жизнью, она его уже наградила. Но она помнила, конечно, и о своем первом письме Сталину в 1935 году, после которого и сын, и Н. Пунин были освобождены как по мановению волшебной палочки. Не могла не помнить и о сталинской заботе о ней в 1939 году, благодаря которой ее снова стали печатать. Личной воле Сталина приписывала она и чудесное спасение ее из осажденного Ленинграда, где непременно погибла бы... И вот теперь, уже после того, как в одном из апрельских номеров журнала «Огонек» были напечатаны первые стихи из цикла «Слава миру» и среди них два, откровенно славословящие Сталина, Ахматова обращается к нему с письмом, в котором сдержанно молит только о сыне, ни слова не говоря о собственном раскаянии. О себе как о поэте ни звука, подразумевается, что это все и так известно и ей, и ему, и говорить об этом не следует:
Письмо Анны Ахматовой Сталину
Это письмо по тону скорее вызывающее, чем оправдательное. Ахматова не признает виновной ни себя (что следовало бы сделать в первую очередь, ведь сын пострадал на этот раз из-за нее), ни сына что ж доказывать невиновность того, кто невиновен. Мать просит о снисхождении к сыну, не слишком заботясь даже о гладкости стиля («Умоляю Вас о возвращении…»). Последняя фраза в письме похожа на присягу, но кому? Письмо явно предполагало, что Сталин уже прочтет к этому времени напечатанные в журнале стихи, оценит их по достоинству и. сопоставив с письмом, сделает вывод, то есть освободит сына. Этого не произошло. Видимо, стихи не произвели должного впечатления. Такого тонкого ценителя поэзии, каким был Иосиф Виссарионович, обмануть было трудно. Конечно, он оценил по достоинству неприкрытую лесть, переполнявшую эти стихи, но не мог не отметить и отсутствие искренности, столь же неприкрыто в них сквозящее.

Так или иначе, но Ахматова поставленной цели не добилась: сын не был освобожден. Он был отпущен только в 1956 году.


Лев Гумилев
Поэма «Реквием»
«Реквием» – это поэма Анны Ахматовой о годах репрессий. Она – мать, у которой дважды арестовывали сына. И она вместе с другими матерями стояла в очереди с передачей у «Крестов».
В «Реквиеме» Ахматова рассказывает о великом горе женщин, разлученных со своими близкими. Произведение обращено непосредственно и к тем, кого они оплакивают. Это арестованные, уходящие на каторгу или расстрел.
Трагедия, о которой идет речь в поэме, вызывает в памяти самое страшное из преступлений, которые знает человечество – распятие Христа. И здесь поэтесса сумела разглядеть горе матери, о котором даже сказать страшно:

«Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел».


Сама Мать не плачет, точнее, не плачет ее лицо, так как оно уже устало плакать. Лицо выражает страдание, а плачет душа. Ведь душа никогда не сможет забыть этого горя. Она будет рыдать вечно. Вся глубина страдания выразилась на лице Матери, поэтому никто и не посмел на нее взглянуть.

Плач по казненному сыну – это не только плач Женщины над сыном, это плач Марии над Иисусом, это плач всех матерей над своими сыновьями.

Те, кто хоть раз задумывался о слове «молитва», или сам молил небо о чем-то своем, может быть, знает, что молитва матери – святая святых, потому что она совершенно бескорыстна, и Бог слушает ее очень внимательно…И в поэме Анны Ахматовой есть эта молитва.

Анна Ахматова поэма «Реквием»
Это реквием по мечтам, надеждам матерей. Реквием по их детям.
Анна Ахматова
отрывок из поэмы "Реквием"
Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Для самой поэтессы написание поэмы обернулось тяжёлым испытанием - до написания поэмы были арестованы два самых близких человека – третий муж Николай Пунин отбывал второй из трёх сроков в «Крестах», позднее, в смутном 1938 году, участь ждала сына Николая Гумилёва и Анны Ахматовой – Льва. Лев Гумилёв пробыл в застенках без малого девять лет, его ждала война, реабилитация, амнистировали его только в 1956 году. Самым страшным для Ахматовой стал именно смутный 1938 год: Ахматова находилась по 17-19 часов в очереди к сыну, с передачками, дорабатывала рукописи поэмы в проходных изолятора.

Наиболее плодотворно она работала над поэмой в тяжёлых 1938-1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквием» после того, как прочитывала людям, которым доверяла.

В 1960-е годы «Реквием» начал распространяться в самиздате. В 1964 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1964 года).

Полный текст «Реквиема» был опубликован лишь в 1987 году в Перестройку, в журналах «Октябрь» № 3 и «Нева» № 6. Теперь поэма входит в общеобязательную школьную программу.

Анна Ахматова с мужем (Николай Гумилев) и сыном (Лев Гумилев)
«Поэма без героя»
Над «Поэмой без героя» Анна Ахматова работала более двадцати лет, с 1940 по 1962 г.
Со слов Ахматовой, поэма была начата в Фонтанном доме в ночь на 27 декабря 1940 г., когда были написаны два куска первой части («1913») и «Посвящение». Толчком к её созданию стало воспоминание о любовном треугольнике Пьеро (Всеволод Князев), Коломбины (Ольга Судейкина) и Арлекина (Михаил Кузмин).

Первые отрывки, относящиеся к поэме, Ахматова читала ещё осенью, вскоре после того, как Лидия Чуковская принесла ей поэму Кузмина «Форель разбивает лёд», откуда были позаимствованы ассоциативный принцип построения и метрическая схема.
Некоторое время Ахматова предполагала, что это сочинение будет иметь театральную версию («трагический балет»), о чем свидетельствуют ее черновики, по которым литературоведы производят реконструкцию замысла.

В основном поэма была завершена в 1943 г. в Ташкенте, где Ахматова находилась в эвакуации. В дальнейшем Ахматова ещё несколько раз возвращалась к поэме и перерабатывала её вплоть до 1960-х годов. В ходе этих переработок объём поэмы увеличился почти вдвое.

В «Поэме без героя» Ахматова описывает давно прошедшую эпоху — предреволюционные годы, время своей молодости и литературного дебюта - соотнося ее с сознанием современного ей читателя. Это описание делается из исторического отдаления, когда уже известны и судьбы большинства тогдашних друзей и знакомых, и метаморфоза России в целом. Это набрасывает на героев поэмы особенный почти мистический флёр: ведь все они — уже тени, как ни трудно пишущей поэму Ахматовой с этим смириться:

– Как же это могло случиться,
Что одна я из них жива?

Ахматова первоначально посвятила вторую часть и эпилог поэмы Владимиру Гаршину («Городу и другу»). Однако в 1944 г., сразу после возвращения Ахматовой из эвакуации, последовал разрыв отношений, после которого Ахматова отозвалась о Гаршине как о психически больном человеке.

Полностью при жизни автора произведение в СССР не было опубликовано и ходило в машинописных копиях.

Анна Ахматова поэма «Поэма без героя»
Личная жизнь
С Николаем Гумилевым, который стал ее мужем, Анна познакомилась, когда ей было всего 14. 17-летний Николай был поражен ее таинственной, завораживающей красотой: лучистые серые глаза, густые длинные черные волосы, античный профиль делали эту девушку не похожей ни на кого.
На целых десять лет Анна стала источником вдохновения для молодого поэта. Он забрасывал ее цветами и стихами. Однажды, в день ее рождения, он подарил Анне цветы, сорванные под окнами императорского дворца. В отчаянии от неразделенной любви на Пасху 1905 года Гумилев пытался покончить с собой, чем только напугал и разочаровал девушку окончательно. Она перестала с ним встречаться.
Гумилев продолжал вновь и вновь делать ей предложение и трижды покушался на собственную жизнь. В ноябре 1909 года Ахматова неожиданно дала согласие на брак, принимая избранника не как любовь, но как судьбу.

Анна Ахматова и Николай Гумилев
Гумилев — моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной.
Анна Ахматова о Николае Гумилеве (пишет Голенищеву-Кутузову, который нравился ей значительно больше Николая)
Никто из родственников невесты не пришел на венчание, считая брак заведомо обреченным. Тем не менее венчание состоялось в конце июня 1910 года. Вскоре после свадьбы, достигнув того, к чему он так долго стремился, Гумилев охладел к молодой супруге. Он стал много путешествовать и редко бывать дома.

Весной 1912 года вышел первый сборник Ахматовой тиражом в 300 экземпляров. В этом же году у Анны и Николая рождается сын Лев. Но муж оказался совершенно не готов к ограничению собственной свободы: «Он любил три вещи на свете: за вечерней пенье, белых павлинов и стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети. Не любил чая с малиной и женской истерики… А я была его женой». Сына забрала к себе свекровь.

Анна продолжала писать и из взбалмошной девчушки превратилась в величественно-царственную женщину. Ей начали подражать, ее рисовали, ею восхищались, ее окружили толпы воздыхателей. Гумилев полусерьезно-полушутя намекал: «Аня, больше пяти неприлично!».

Когда началась Первая мировая война, Гумилев уехал на фронт. Весной 1915 года он получил ранение, и Ахматова постоянно навещала его в госпитале. За доблесть Николай Гумилев был награжден Георгиевским крестом. При этом он продолжил заниматься литературой, жил в Лондоне, Париже и в Россию вернулся в апреле 1918 года.

Ахматова, чувствуя себя вдовой при живом супруге, попросила его о разводе, сообщив, что выходит замуж за Владимира Шилейко. Позднее она назвала второй брак «промежуточным».

Владимир Шилейко был известным ученым и поэтом.
Некрасивый, безумно ревнивый, неприспособленный к жизни, он, конечно, не мог дать ей счастья. Ее же привлекала возможность быть полезной великому человеку. Она считала, что между ними исключено соперничество, которое помешало браку с Гумилевым. Она часами писала под диктовку переводы его текстов, готовила и даже колола дрова. А он не позволял ей выходить из дома, сжигая нераспечатанными все письма, не давал писать стихи.

Выручил Анну друг, композитор Артур Лурье. Шилейко увезли в больницу для лечения радикулита. А Ахматова за это время устроилась на работу в библиотеку Агрономического института. Там ей дали казенную квартиру и дрова. После больницы Шилейко был вынужден переехать к ней. Но в квартире, где Анна сама была хозяйкой, домашний деспот утих. Однако летом 1921 года они расстались окончательно.
С историком и критиком Николаем Пуниным Анна Ахматова состояла в гражданском браке.
Для непосвященных людей они выглядели счастливой парой. Но на самом деле их отношения сложились в мучительный треугольник.

Гражданский муж Ахматовой продолжал жить в одном доме с дочерью Ириной и своей первой женой Анной Аренс, которая также страдала от этого, оставаясь в доме на правах близкого друга.

Ахматова много помогала Пунину в его литературных исследованиях, переводя для него с итальянского, французского, английского.

В 1953 году Николай Пунин погиб в сталинских застенках.

Анна Ахматова и Николай Пунин
«Королева поэзии» вела активную светскую жизнь. Среди ее увлеченностей были многие, включая графа Валентина Зубова, композитора Артура Лурье, блистательного поэта Николая Недоброво, его друга, литератора и офицера белой гвардии Бориса Анрепа, а также патологоанатома Владимира Гаршина.
Интервью с Анной Ахматовой
«Фонтанный дом» — южный дворовый флигель дворца Д. Н. Шереметева (квартира Н. Н. Пунина). Ахматова жила здесь большую часть жизни: с 1924 по 1952 г.
Награды Анны Ахматовой
1964
Анна Ахматова получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии.
1965
Анна Ахматова в Англии на вручение диплома почётного доктора Оксфордского университета
Смерть Анны Ахматовой
Документальный фильм об Анне Ахматовой
Проект подготовили:
Мария Смирнова
Наталия Нежиренко