Инквизиция – явление, которое навсегда оставило свой след в истории
History

Первоначально, еще на рубеже I-II вв., употребление термина «inquisition» было связано исключительно с юридической сферой и к религии не имело никакого отношения. Это, прежде всего, обусловлено его непосредственным значением: с латинского языка слово «inquīsītiō» переводится как «розыски, поиски, расследование». Позже инквизиция была мощным регулятором, созданным в католической церкви для искоренения и наказания людей, отрицающих или сомневающихся в какой-либо из основных доктрин христианской веры, по всей Европе и Америке. Начиная с 12 века и продолжаясь сотни лет, инквизиция печально известна жестокостью своих пыток и преследованием евреев и мусульман. Его худшее проявление было в Испании, где испанская инквизиция была доминирующей силой более 200 лет, в результате чего было сожжено около 30000 человек; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям.

Lucius PP. III

Катаристы


Инквизиция берет свое начало в раннем организованном преследовании некатолических христианских религий в Европе. В 1184 году папа Луций III послал епископов на юг Франции для выслеживания еретиков, называемых катаристами. Эти усилия продолжались в 14 веке.

В тот же период церковь преследовала вальденсов в Германии и Северной Италии. Вальданы апеллировали к идеалам раннего христианства, ратовали за ликвидацию частной собственности и критиковали современную «испорченную» католическую Церковь, ее противопоставление древней Церкви, стремление к праведности без разрыва с мирскими занятиями и образом жизни. В 1231 году папа Григорий поручил орденам доминиканцев и францисканцев взять на себя работу по выслеживанию еретиков.

Работа инквизиторов
Инквизиторы приходили в город и объявляли о своем присутствии, давая гражданам возможность признать свою ересь. Признавшиеся наказывались от паломничества до порки.
Обвиняемых в ереси заставляли давать показания. Если еретик не сознался, пытки и казнь были неизбежны. Еретикам не разрешалось встречаться с обвинителями, им не давали совета, и они часто становились жертвами ложных обвинений.
Бернар Ги написал влиятельное руководство для инквизиторов под названием «Действия инквизиции в еретической порочности» в начале 14 века. Сам Гуй объявил более 600 человек виновными в ереси.
Произошло бесчисленное множество злоупотреблений властью. Французский граф Раймон VII Тулузский был известен тем, что сжигал еретиков на костре, несмотря на то, что они признались.
В 1307 году инквизиторы участвовали в массовых арестах и ​​пытках 15000 рыцарей-тамплиеров во Франции, в результате чего были казнены десятки. Жанна д'Арк, сожженная на костре в 1431 году, является самой известной жертвой этого крыла инквизиции.


Конверсос


В конце 15 века король Испании Фердинанд II и королева Изабелла считали, что коррупция в испанской католической церкви была вызвана евреями, которые, чтобы пережить столетия антисемитизма, обратились в христианство.

Известные как Конверсос, старые влиятельные христианские семьи относились к ним с подозрением. Конверсос обвиняли в чуме и отравлении воды у людей и похищении христианских мальчиков.

Фердинанд и Изабелла опасались, что даже доверенные Конверсос тайно исповедуют свою старую религию; королевская чета также боялась рассердить христианских подданных, которые требовали более жесткой линии против Конверсос – христианская поддержка имела решающее значение в предстоящем крестовом походе против мусульман, запланированном в Гранаде.

Фердинанд считал, что инквизиция - лучший способ финансировать этот крестовый поход, захватив богатство еретиков Конверсос.


Tomás de Torquemada
Торквемада

В 1478 году под влиянием священнослужителя Томаса де Торквемады монархи создали Кастильский трибунал для расследования ереси среди Конверсо. Усилия были сосредоточены на более сильном католическом образовании для Конверсо, но к 1480 году инквизиция была сформирована.
В том же году евреи в Кастилии были отправлены в гетто, отделенные от христиан, а инквизиция расширилась до Севильи. Последовал массовый исход Конверсо.
В 1481 году 20 000 Конверсос признались в ереси, надеясь избежать казни. Инквизиторы постановили, что их раскаяние требует, чтобы они называли других еретиков. К концу года на кострах сожгли сотни Конверсос.

Испанская инквизиция

Услышав жалобы сбежавших в Рим Конверсо, папа Секст заявил, что испанская инквизиция слишком жестока, и ошибочно обвиняет Конверсос. В 1482 году Секст назначил совет, чтобы возглавить инквизицию.
Торквемада был назначен генеральным инквизитором и основал суды по всей Испании. Пытки стали систематизированными и регулярно использовались для получения признательных показаний.
Осуждение признанных еретиков производилось на публичном мероприятии под названием Аутодафе (публичное сожжение еретиков, еретических сочинений по приговорам католической инквизиции в средние века). Все еретики носили вретище с одним глазком над головой. Еретиков, отказавшихся признаться, сжигали на костре.
Иногда люди сопротивлялись инквизиции. В 1485 году один инквизитор умер после отравления, а другой инквизитор был зарезан в церкви. Торквемаде удалось поймать наемных убийц, в отместку сжег на костре 42 человека.
Падение Торквемады наступило, когда он расследовал ереси членов духовенства. Жалобы Папе Александру VI убедили его в том, что Торквемада нуждается в закалке. Торквемада был вынужден разделить руководство с четырьмя другими священнослужителями до своей смерти в 1498 году.


Генералы-инквизиторы

Diego de Deza
генеральный инквизитор
Диего де Деза занял пост генерального инквизитора, усилив охоту на ересь в городах и собрав множество обвиняемых еретиков, включая представителей знати и местных властей. Некоторым удалось подкупом выйти из заключения и смерти, что отражает уровень коррупции при де Дезе.
Fernando de Aragón "el Católico"
король Кастилии
После смерти Изабеллы в 1504 году Фердинанд повысил до генерального инквизитора кардинала Гонсало Хименеса де Сиснероса, главы испанской католической церкви. Шименес ранее оставил след в Гранаде, преследуя исламских мавров.
Francisco Jiménez de Cisneros
глава испанской церкви 
Как генерал-инквизитор, Ксименес преследовал мусульман в Северной Африке, поощряя Фердинанда к военным действиям. Захватив африканские города, там обосновалась инквизиция. Ксименес был уволен в 1517 году после просьб видных Конверсо, но инквизиции было позволено продолжаться.

«Баскские ведьмы»

После 1530 года испанская инквизиция направила свое внимание на реформаторов-протестантов, чтобы не допустить проникновения этого религиозного направления в страну, как это случилось в Германии и Франции. В то время как казни были повседневными событиями по всей Европе, на Иберийском полуострове все было иначе. За 350 лет своего существования испанская инквизиция отправила на костер около четырех тысяч человек. Это значительно меньше, чем количество жертв «охоты на ведьм», бушевавшей в остальных католических и протестантских странах, когда сожжено было около 60 тысяч человек.
Испания была избавлена от этого потому, что вера в ведьм в Испании в действительности была весьма низкой. Еще со времен господства вестготов она считалась преступлением и ересью сама по себе. Вера в ведовство сохранялась только в самых северных горных районах Галисии и Страны Басков.
Когда в начале XVII века на севере Испании, в Логроньо (недалеко от Наварры и Страны Басков), появились первые случаи обвинения, инквизиция отправила туда своих людей для расследования. На протяжении двух лет было арестовано почти все население деревушки Сугаррамурди и окрестных сел (около 300 человек). 6 и 7 ноября 1610 года в Логроньо состоялось грандиозное аутодафе – процесс над «баскскими ведьмами», или дело «ведьминской деревни», в результате которого были сожжены 11 человек из 40 обвиненных в колдовстве.


Римская инквизиция

Рим возобновил свою инквизицию в 1542 году, когда Папа Павел III создал Высшую Священную Конгрегацию Римской и Вселенской Инквизиции для борьбы с протестантской ересью. Эта инквизиция наиболее известна тем, что в 1633 году предстала перед судом над Галилеем .
В 1545 году был создан Испанский указатель - список европейских книг, считающихся еретическими и запрещенных в Испании, на основе собственного Index Librorum Prohibitorum римской инквизиции . В качестве других намеков на озабоченность Рима испанская инквизиция сосредоточила внимание на росте населения испанских протестантов в 1550-х годах.
В 1556 году на испанский престол взошел Филипп II . Ранее он привез римскую инквизицию в Нидерланды, где лютеран выслеживали и сжигали на костре.

Инквизиция в Новом Свете

По мере расширения Испании в Америку, в 1570 году в Мексике была основана инквизиция. В 1574 году лютеране были сожжены на костре, а инквизиция пришла в Перу, где протестантов также пытали и сжигали заживо.
В 1580 году Испания завоевала Португалию и начала собирать и убивать евреев, бежавших из Испании. Филипп II также возобновил военные действия против мавров, которые восстали и оказались либо убиты, либо проданы в рабство.
Филипп II умер в 1598 году, и его сын Филипп III подавил восстание мусульман, изгнав их. С 1609 по 1615 год 150 000 мусульман, принявших католицизм, были изгнаны из Испании.
К середине 1600-х годов инквизиция и католическое господство стали настолько подавляющим фактом повседневной жизни на испанских территориях, что протестанты вообще избегали этих мест.

Конец испанской инквизиции

В 1808 году Наполеон завоевал Испанию и приказал отменить там инквизицию.
После поражения Наполеона в 1814 году Фердинанд VII работал над восстановлением инквизиции, но в конечном итоге ему помешало французское правительство, которое помогло Фердинанду преодолеть ожесточенное восстание. Частью соглашения с Францией было упразднение инквизиции, которая прекратила свое существование к 1834 году.
Последним казненным инквизицией был Каэтано Риполь, испанский школьный учитель, повешенный за ересь в 1826 году.
Высшая Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции все еще существует, хотя несколько раз меняла свое название. В настоящее время она называется Конгрегацией доктрины веры.
С удачным приходом эпохи Реформации (и затем – Просвещения) ужасы инквизиционных расправ стали уходить в прошлое.
Датой окончательного краха католических трибуналов можно считать 1834 год, когда Мария-Кристина Бурбонская, будучи регентшей при своей 4-летней дочери, подписала специальный указ, упраздняющий все инквизиционные учреждения.
На то время оставалась только Священная канцелярия, основным занятием которой было отлучение от церкви.

В 2005 году понтифик Иоанн-Павел II принес покаяние от лица церкви за «грехи нетерпимости» и все грехи, совершенные инквизицией за время ее деятельности.