ЛОНГРИД
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛАХ
Проблема выбора профессии в старших классах
«Это для тебя»
Когда я училась в старших классах, то испытывала достаточно серьезный стресс из-за того, что не знала, кем хочу быть. Постоянно сомневалась, думала и изучала мир вокруг. Кажется, с поступлением в университет ничего не изменилось. Этот материал я посвящаю себе в прошлом и всем тем, кто думает, что после поступления ВУЗ все закончится.
Школьная пора запоминается счастливой и беззаботной далеко не каждому.
Чаще всего это происходит из-за тех сложностей в старших классах,
с которыми сталкиваются ученики. Именно в этот период ребята нуждаются в большей поддержке, понимании, а также им необходимо быть уверенными в себе и своих силах.
Однако мало тех, кто проходит такой этап безболезненно для морального и физического состояния. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам.
Вопреки мнению о том, что профориентация начинается в старших классах и заканчивается поступлением в университет, стоит сказать: профессиональное становление личности начинается еще с дошкольного возраста. Однако в детских садах уж точно не выделяются часы под занятия профориентацией. Именно поэтому число тех, кто не может найти себя в жизни, увеличивается с каждым годом. Почти никто не относится серьезно к профессиональным желаниям ребенка дошкольного возраста. Хотя при правильном их развитии они воплотятся не только в детской игре, но и в дальнейшей жизни.

Основные стадии
профессионального становления
Стадия роста

Начинается в дошкольном возрасте, а заканчивается в подростковом. Будущая профессия здесь выбирается благодаря воображению. Основной метод — игра, в котором ребенок может занимать какую-то должность.

Стадия выяснения
Осуществляется активное познание своих интересов. Подросток находит интересные занятия и подработки, ориентированные на подготовку к поступлению в вуз на конкретную специальность. После его окончания студент вступает в профессиональную деятельность.
Профессиональная адаптация
В возрасте 25-30 лет личность пробует себя в той или иной деятельности. Начинает зарабатывать себе репутацию. На этой стадии существуют два выхода: либо человек закрепляется в определенной сфере, либо начинает искать другую.
Стадия профессиональной стабилизации
Личность приобретает определенную профессиональную роль, которую выполняет в процессе деятельности. Человек понимает, что ему необходимо трудиться, повышать квалификацию. Данную стадию проходят взрослые в возрасте от 30 до 50 лет.
Стадия послепрофессионализма
В этот период человек уходит на пенсию, оставляя рабочие обязанности. Однако весь накопленный опыт он может передавать молодому поколению, которое только входит в стадию профессиональной адаптации.
В ходе исследования профессионального становления я узнала, что такой процесс является одним из самых сложных и может продолжаться в течение длительного периода жизни. Однако в современном обществе люди привыкли считать профориентацию проблемой подростков и молодежи. Поэтому в рамках лонгрида мне хотелось бы рассмотреть именно школьный этап специализации.
Типичные проблемы детей в старшей школе
Отсутствие системы профориентации
Сегодня человек, оканчивающий школу, абсолютно не представляет, как выглядит хотя бы
какая-нибудь профессия.
Проблемы профориентации обнаруживаются в институтский период, так как на 1-2-м курсе у вчерашних школьников происходит «озарение»

Взрослая жизнь не по возрасту
Еще в 7-8 классах у подростков происходит гормональный скачок. Это та ситуация, когда учеба оказывается на последнем месте. Именно поэтому часто возникает конфликт между не по мере взрослой физической жизнью и статусом ученика.
Раннее профилирование
Многие школы используют профилирование, начиная с 7-8 класса, когда ученик еще не может делать выбор в пользу чего - то. Если к 11-му классу человек понимает, что он хочет поменять профиль, то ему очень сложно успешно сдать те предметы, которые он не изучал углубленно.
Недостаток интереса и отказ от всего
В старших классах у подростка может быть хорошая успеваемость. По всем предметам он получает оценки 4 или 5. Однако при этом нет выраженного интереса ни к чему.
Можно сделать вывод о том, что все проблемы, с которыми сталкиваются старшеклассники так или иначе связаны с низким уровнем развития профориентации.
На данный момент школы не выступают в роли надежного фундамента для того, чтобы школьники могли быть уверенными в будущем. Профориентация учеников отдана на откуп администрации и учителям.
В России значительно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Этому послужили многие факторы. Например, в СМИ формируется мнение о потребительском отношении подростков к жизни. Люди старшего возраста разделяют престижность профессий и навязывают свое мнение школьникам. Хотя подобные классификации не всегда совпадают с реальностью.
Как часто можно услышать от окружающих, что экономист или юрист - престижная профессия, а работать веб - дизайнером значит жить за чертой бедности?

В 2019 году Минпросвещение России проводило проект "Билет в будущее", в рамках которого проводился опрос. Опрашивали более 200 тысяч детей.
Результаты оказались крайне ужасающими. В подтверждение своим словам приведу вырезку из цитаты Ирины Потехиной по поводу данного опроса.

«В конце прошлого года у нас стартовал проект «Билет в будущее», в рамках которого около 200 тыс. детей из 30 регионов прошли профориентационное тестирование. И вот задача была не в том, чтобы подсказать ребенку, какую профессию выбрать, а в том, чтобы показать ему, что такая проблема как выбор существует. Проанализировали результаты и увидели крайне впечатляющие цифры: почти 90% детей не понимают, чего они хотят, и не знают, где искать. Примерно 10% детей понимают, чего хотят, но не знают, что искать. Только 1,5% детей "уже что-то выбрали и даже следуют в этом направлении.»

Ирина Потехина
заместитель главы министерства образования
Карьера важна тем, что она позволяет улучшить самооценку, понять собственную значимость.
Низкий уровень профориентации в России также влияет на неэффективную деятельность по выбору пути после окончания школы. Подростки совершают достаточное количество ошибок, перечеркивая успешное продвижение в карьере.
В профориентации большое значение имеет работа школьного психолога, который помогает уменьшить количество заблуждений, прежде всего, о характере и темпераменте человека ключевых понятий в специализации.
Целью профориентационной работы школьного психолога в программе ставится создание условий для формирования внутренней потребности и готовности к профессиональному самоопределению через психологическое сопровождение профориентационного выбора учащихся средней школы.


Кто или что повлияло на выбор профессии?
46%

Обращаются за помощью к родителям и близким родственникам
23%

Обращаются за помощью к друзьям и знакомым
10%

Обращаются за помощью к учителям
Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большее значение, чем рекомендации школы, учителей.
Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма сказываются на судьбе детей.


Основные типы позиций родителей
Позиция родителей в процессе профориентации чрезвычайна важна. Это влияет на степень его активности, осознанности, самостоятельности в выборе.
Абсолютная свобода выбора

Родители отказываются принимать участие в жизни ребенка. В таких случаях чаще всего профессия выбирается наобум

Выбор близко к сердцу

Самостоятельность ребенка прекращается. Ведь родители переживают и опасаются за его будущее, при этом соглашаясь с его выбором. Именно из-за этого желание школьника решать самому уменьшается

Противодействие выбору

Личный опыт родителей в выбранной ребенком специальности мешает им принять выбор школьника. Альтернативными вариантами могут стать — другая профессия или хотя бы профиль

Извращенная ориентация выбора

Эта позиция может проявляться в следующих 3 вариантах:

  • Родители создают у ребенка неверное представление о своей или знакомой им профессии, культивируя антиморальное отношение к профессиональным обязанностям.
  • Родители не знакомы с предлагаемой ими ребенку профессией, но активно советуют и давят, мотивируя, что это красиво и интересно.
  • Родители следуют клишированному развитию жизни ребенка: «Лишь бы в институт!»
Создание условий для выбора

Родители находятся в тесной связи с ребенком: рассказывают о спектре профессий, помогают изучать и развивать личностные качества. Оказывают помощь в нахождении дополнительных сведений о профессиях и учебных заведениях.

Взаимодействие родителей и подростков
Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:
- знания родителями интересов и потребностей ребенка;
- умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;
- общаться с детьми нестандартно, естественно;

Страхи детей, связанные с неоднозначной реакцией родителей:
  • «А вдруг я ошибусь? Мама лучше знает!»
Какими бы родители не были внимательными, но они все же недостаточно осведомлены о профессиях современного мира. Ведь специальности не заканчиваются на враче, учителе или юристе. Существуют такие важные профили, например, биофизик, дизайнер интерфейсов, SEO-специалист. Однако родители, желая добра своему чаду, двигают его в «хлебную» с их точки зрения профессию.
  • «Как я уеду от родителей?»
Самый большой страх детей и родителей связан с переменой места жительства, при условии необходимости переезда в город, где находиться учебное заведение. Нужно успокоиться и не делать из этого трагедий. Необходимо не терять связь с ребенком в другом городе, а также заранее позаботиться о развитии навыков самостоятельной жизни.
  • «Смогу ли я этим зарабатывать? Вот я бы пошла в дизайнеры, но мама и папа говорят, что эта профессия не кормит.»
Данный страх порожден неосведомленностью родителей. Незнание, как можно достигнуть успеха в профессии и чего добиться — распространенная причина неверного выбора. Необходимо искать сведения в интернете, посетить специалиста по профессиональной ориентации, смотреть, как работают знакомые специалисты, проситься в помощники.
Задумываясь о выборе будущей профессии для ребенка родителям необходимо ставить перед собой следующие вопросы:
  • Какие интересы и склонности у ребенка?
  • Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?
  • Что нужно делать для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?
  • Кем хочет стать ребенок?
  • Согласен ли сын (дочь) с советом родителей насчет выбора учебного заведения? А если не согласен, в чем причины разногласий?
  • Каковы шансы найти работу по профессии, которую мечтает получить ребенок?
Ответы на эти вопросы помогут лучше понять ребенка, найти общий язык с ним. А также помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует.
Профориентация
как элемент государственной политики
Основные направления российского общества влияют на развитие профориентации молодого поколения. Именно от этой группы населения зависит состояние не только рынка труда, но и занятость населения.
На данный момент процесс урегулирования профориентации закреплен не на законодательном уровне, а лишь на уровне некоторых федеральных нормативных актов, и частично этим занимаются субъекты. Подобные характеристики профориентации как элемента государственной политики обуславливают пробелы и казусы в данном процессе.
Документы, регулирующие профориентацию на различных правовых уровнях
Международные документы
Европейская социальная хартия
Статья 9. Право на профессиональную ориентацию. В целях обеспечения эффективного осуществления права на профессиональную ориентацию Стороны обязуются предоставлять или поощрять, по мере необходимости, оказание услуг, которые помогают всем лицам, в том числе инвалидам, решать проблемы, связанные с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости.
Конвенция Международной Организации Труда № 142
Статья 4. Каждый Член Организации постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.
Европейская социальная хартия
Статья 9. Право на профессиональную ориентацию. В целях обеспечения эффективного осуществления права на профессиональную ориентацию Стороны обязуются предоставлять или поощрять, по мере необходимости, оказание услуг, которые помогают всем лицам, в том числе инвалидам, решать проблемы, связанные с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости.

Нормативные документы

федерального уровня

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 42.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
1. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг.
Субъектам РФ рекомендуется принимать необходимые меры для повышения профессионального уровня педагогических кадров, привлечения талантливых, в том числе молодых, педагогов в систему образования. В том числе через такие меры, как: привлечение к педагогической деятельности, в том числе к работе с мотивированными и одаренными детьми, программам профильного образования, профессиональной ориентации) специалистов в конкретных областях знания, культуры, техники, бизнеса, не имеющих педагогического образования.

Нормативные документы

муниципального уровня

В качестве примера нормативно-правовой базы по профориентационной работе в образовательном учреждении представляем Положение о структурном подразделении «Районный опорный центр по организационно методическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся Петроградского района»
(Приложение 3)

Нормативные документы

образовательной организации

Издаются на основе и во исполнение законодательства об образовании, Устава образовательной организации.
  • Положение о профориентационной работе в общеобразовательном учреждении;
  • Положение о Центре профориентационной работы;
  • Положение о Кабинете профориентации;
  • Положение о Совете профессиональной ориентации;
  • Положение о годичной команде педагогов;
  • Программа организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.
  • Примерная (экскурсионная) образовательная профориентационная программа для учащихся общеобразовательного учреждения.
Стоит отметить, что в современный период государство, общество и бизнес должны придавать особое значение удержанию талантливой молодежи в России и развитию человеческого потенциала. Как показывает практика, успеха добивается тот, кто быстро и своевременно реагирует на возникающие потребности рынка, поддерживает и развивает в себе стремление к совершенствованию, познанию нового, поскольку сегодня происходит стремительное устаревание того, что еще вчера нам казалось абсолютным новшеством. И та молодежь, которая сегодня определяется со своей профессией и будущим, завтра будет определять приоритеты и векторы дальнейшего развития государства
Университеты России и всевозможные бизнес-компании также участвуют в управлении процессом профориентации. На основании правовых актов организации создают акции, марафоны и олимпиады, которые помогают поставить профориентацию на новый уровень развития. В подтверждение своим словам представлю ленту новостей по данной теме.
Профориентация — это научный комплекс действий, который помогает людям выбрать будущую профессию или обучиться новой. На данный момент профориентация активно развивается, но многим даже это не всегда помогает. Для успешного результата необходимо использовать абсолютно все известные меры.
От автора
Каждому из нас необходимо найти дело по жизни. Поиск не всегда заканчивается в 16-18 лет. Никогда не стоит отчаиваться. Мой проект был создан с целью показать низкий уровень профориентации в России, включающий взаимоотношения с родителями, учебными заведения и государством. Надеюсь, вы сможете понять одну единственно важную вещь: ВЫ НЕ ОДНИ!