Виталий Гущинский
Календарь
любознательного студента
перед Вами материал-ретроспектива: чем жил Челябинск в течение последнего семестра, какие мероприятия оказались достойны внимания
Зачем?
Студенческие годы — время, раскрывающее возможности сознания, достраивающее не до конца оформленное мировосприятие.


В свободное от учебы время я посещал разноплановые мероприятия с целью повышения эрудированности и формирования точек зрения на неоднозначные для меня вопросы. Выбор падал не только на события, тематика которых мне близка, но и на неприятные мне с идеологической точки зрения: для формирования собственного мнения важно как можно больше узнать о предмете.

Ниже — анализ наиболее интересных, по моему мнению, событий, посещенных за последний семестр
1
Фотовыставка «Южный Урал. Лучшие фотографии» в Государственном Музее Южного Урала (20 февраля 2021 г.)
Особенность фотографии как вида искусства на сегодняшний день – стремительное превращение из занятия эксклюзивного в инклюзивное. Раньше, когда дорогостоящие фотоаппарат и пленку могли себе позволить далеко не многие, фотография, как и, скажем, кино было занятием элитарным. Сейчас все иначе. Практически любой из нас носит в кармане телефон с неплохой камерой, а приличные зеркалки на вторичном рынке можно купить за 10-15 тысяч. Когда занятие, ранее доступное лишь относительно узкому кругу лиц, открывается широкой публике, его немедленно наполняет дилетантизм, поскольку для получения хорошей фотографии мало купить камеру, важно знать теорию, иметь насмотренность, опыт.


Я довольно давно занимаюсь стрит- и трэвел-фотографией, поэтому посещение выставки «Южный Урал. Лучшие фотографии» в Государственном Музее Южного Урала было мне крайне интересно. Название многообещающее, более того, были анонсированы работы «сорока именитых фотографов Челябинской области». Мне было интересно почерпнуть опыта, однако мысль, изложенная в первом абзаце, меня не покидала. Не зря, как оказалось…

Мероприятие преподносилось, как демонстрация природных красот, индустриальных пейзажей, портретов жителей Южного Урала, чтобы люди заметили, какая уникальная красота находится вокруг них. Чисто теоритически, цель была выполнена – и природа, и заводы, и люди на фотографиях присутствовали в большом количестве. Вот только дело здесь не в количестве, а в качестве.


При входе в зал посетитель первым делом видит ряд очень достойных работ, вот некоторые из них:
Правильная композиция, удачный свет, хорошая работа с цветом. Жаль, что таких работ было от силы штук десять
По мере продвижения вглубь зала становился понятен принцип распределения работ по отношению к входу – чем дальше, тем хуже.
По мере продвижения вглубь зала становился понятен принцип распределения работ по отношению к входу – чем дальше, тем хуже
Все дело в том, что фотография, как и любое искусство, берет либо эстетикой, либо смыслом (либо и тем, и тем, что редко). В большинстве работ на этой выставке не было ни первого, ни второго. В голове невольно возникало два вопроса:

1) Что автор фотографии хотел сказать своей работой?


2) Почему организаторы приняли на выставку «…лучшие фотографии» максимально примитивные кадры, не несущие в себе никакой культурной ценности?


Вероятно, было предложено слишком мало работ, поэтому пришлось выбирать из того, что было
Подводя итог: мой тезис о наполнении искусства дилетантизмом в случае его резкой доступности подтвердился. Неожиданно, правда, что эта безвкусица появилась не в паблике ВКонтакте «С каждым днем все радостнее жить», а в государственном музее. За исключением буквально нескольких достойных работ, мне на выставке ничего не понравилось, я бы не стал рекомендовать ее к посещению
2
Классическая выставка Государственного Музея Южного Урала (27 февраля 2021 г.)
На этой неделе я хотел посетить выставку «Путь к коммунизму, или дорога к счастью». Тема для меня, как для сторонника декоммунизации, актуальная – хотелось посмотреть на старую проблему под новым углом. Однако что-то пошло не по плану… Я запутался в стенах Государственного Музея и оказался на пороге классической выставки музея. Уверенности мне добавили слова кассира о возможности бесплатного посещения именно в этот день (последний четверг каждого месяца). Я решил, что если я схожу сюда, то хуже не будет. Забегая вперед – не зря

Выставка занимает большое количество внушительных по размеру залов, в каждом представлена разная эпоха. Встречают посетителей “актеры” мультика «Ледниковый Период». Древний носорог, скелет пещерного медведя, огромная кость мамонта. Впечатляет. Заставляет пофантазировать, ведь, подумать только, еще недавно (в масштабах истории) на месте наших городов находились непроходимые снега, непроглядные леса, необъятные поля – все это находилось во владении столь необычных, удивительных существ
В этом же зале располагаются останки древних людей, элементы их быта, различные представители фауны, и… часть челябинского метеорита.

Про метеорит занимательно написано на стенде перед стеклом, показаны видео, снятые в момент его падения. Что ж, это часть нашей истории, в музее этому метеориту самое место
Проходя дальше, оказываешься в зале, посвященном дореволюционной России. Представлено огромное количество экспонатов, в том числе огнестрельное и холодное оружие, инструменты труда крестьян и рабочих, а также элементы быта феодалов. Здесь же находятся реконструкции заводов и комнат дворян тех лет. Информативно, заставляет задуматься о ценности человеческой жизни.

Далее – поздняя Российская Империя. Красивая форма офицеров, ордена с Георгиевской лентой… Все здесь пропитано эстетикой, хорошим чувством вкуса. С другой стороны, стоит понимать, что за этим всем сотни тысяч жизней бедных крестьян. Тема неоднозначная, но она вновь оставляет повод задуматься
Провожает посетителя зал, посвященный эпохе СССР и постсоветским 90-м. Выходит, к коммунизму я все-таки пришел, пусть и не к тому, к которому шел изначально.




Экспонаты эпохи СССР не менее интересные, чем экспонаты предыдущих эпох, но больше всего меня привлекли вещицы со стеллажей, посвященных 90-м. Я, к примеру, не знал, что билеты МММ существовали как полноценные купюры. Увидел – удивился
Нажав на кнопку, можно посмотреть видео с более подробным описанием каждого зала музея
Могу уверенно сказать, что не пожалел о своем решении пойти на данную выставку. Эмоции непередаваемые, плюс пища для размышлений по многим аспектам. Всем советую посетить
3
Фотовыставка «Путь к коммунизму или Дорога к счастью» в Государственном Музее Южного Урала (6 марта 2021 г.)
Идея посетить выставку про коммунизм со столь интригующим названием меня не покидала — спустя время я все-таки нашел зал с ее расположением в стенах музея.

Вся выставка состоит из сравниваемых фотографий двух эпох: нынешней и советской, а также подписей к этим фотографиям.


Честно говоря, еще до похода в музей я был готов к возможной романтизации советской эпохи. Я допускал, что автор может апеллировать какими-то воспоминаниями/мемуарами или даже статистическими данными, донося тем самым до зрителя идею о прекрасном, но потерянном времени. Я таких идей не разделяю, но посмотреть был бы не против, поскольку интересно увидеть, как автор сможет донести свои мысли через фотографии
Однако то, что я увидел на выставке, мне сложно характеризовать хоть как-то...
Мне сложно хоть сколько-нибудь серьезно это комментировать.

Сравнение курящего сигарету деда и современного подростка, курящего кальян – это те категории, которыми нужно апеллировать, сравнивая эпохи? До сих пор пытаюсь понять, в чем же здесь сакральный смысл, который я, ввиду недостаточной погруженности в тему, видимо, упустил.
Да и что за романтизация курения в конце концов: «табак – спутник настоящего мужчины».

Абсурдно и неуместно, если серьезно
Практически все стенды по своему содержанию схожи с описанным выше: сравнения неуместные, прилагаемый текст странный.

Порою мне вообще не представлялось возможным понять, зачем нужен конкретный стенд, что он должен до меня донести.

Касательно конкретно этой пары работ: раньше, во время дефицита, было лучше, а сейчас, когда все доступно, то стало «уже не то»? Если речь не об этом, то о чем тогда? Зачем нужен этот стенд, особенно учитывая то, насколько плоха в техническом плане фотография снизу?.. Вопросы, на которые я не смог найти ответы
То есть сейчас на митинг в автобусе не ездят? А раньше на выпускной не ездили?

Так много вопросов и так мало ответов
Такое ощущение, что вся суть работы автора выставки заключалась в подборе абсолютно случайных, никак не связанных фотографий, сделанных в разное время, и попытке связать их при помощи абстрактного текста.


Я не понял, что я должен был осознать, глядя на представленные стенды, ровно как и не понял того, какую идеологию имеет автор, что конкретно он хотел показать. Выставку к посещению рекомендовать не стану
4
Масленица на территории главного корпуса ЧелГУ (13 марта 2021 г.)
Вопрос сохранения народной культуры имеет для меня большое значение. Я считаю, что наследие, данное нам предкам – ключ к осознанию национальной идентичности, настоящему объединению русских людей по принципу национальной принадлежности. Именно поэтому я не мог пропустить масленицу, которую устроил ЧелГУ на территории главного корпуса.


Стоит отметить, что это мероприятие значительно отличалось от других, описанных мною ранее, в первую очередь глубиною невольного погружения. Люди в национальных костюмах, соответствующая музыка, речь на манер древнерусской – все это в первые же минуты пребывания на празднике заставило забыть о бытовых проблемах и почувствовать себя жителем тех лет
Дальше – больше!

Я принял участие в драке мешками на бревне, перетягивании каната, поел блины. Все это окончательно погрузило меня в атмосферу перед главным событием праздника – боем «стенка на стенку». Ощущения, получаемые под действием адреналина в тот момент, пожалуй, невозможно описать. За несколько десятков минут мы с другими участниками – крупными бородатыми мужчинами – стали как братья, по окончании все обнимались и долго жали руки друг другу
Кульминация любой масленицы – сжигание чучела. Не могу сказать, что здесь это было чем-то выдающимся: чучело маленькое – сгорело быстро. Однако эмоции, полученные ранее, все еще переполняли изнутри, поэтому размер сжигаемого креста с платьем не имел особого значения.


Я спросил мнение Михаила Терентьева, одного участников масленицы, касательно проводимого праздника:
– «Масленица – великий праздник, который отмечается многими поколениями, он важен для людей. Раньше он значил проводы зимы, а сейчас – дань традициям. Люди любят свою историю. Я надеюсь, что и в будущем мы не будем забывать свои корни»
И действительно, традиции нужно чтить, стараться не забывать их даже находясь в совершенно ином, современном, мире. Я ни сколько не пожалел о том, что посетил это мероприятие, буду советовать знакомым в следующем году поступить аналогично
Семестр получился невероятно насыщенным: помимо интересных заданий на новых предметах в университете и практики в настоящих СМИ, я посетил множество мероприятий, наиболее достойные внимания из которых осветил в этом материале.

Да, не все из них я оценил положительно, но посещение каждого определенно было интересным, по-своему отложилось в памяти.

Благодарю за внимание
Follow me on social networks