Календарь любопытного человека
Или история о том, как за полгода я посетила больше выставок, чем за 18 лет жизни в Челябинске
Культурный Челябинск – некогда это словосочетание не вызывало во мне никаких эмоций. Родной город был для меня чем-то серым, обыденным и неприметным. «Каменный мешок» – как говорят многие. Смог, постоянные скандалы по поводу экологии, машины-машины-машины, асфальт и рутина, за которой теряется огромный и яркий культурный пласт.
Мероприятия с программы «Доброе утро, Челябинск!», проводимой в рамках дисциплины Социум как объект журналистской деятельности, заставили меня раскрыть глаза и заметить ту непосредственную сторону жизни, которой город живет вдали от затуманенных глаз. А эссе, отрывки из которых будут представлены в сегодняшней работе, выступили средством переосмысления бытовых и исторических проблем, философских вопросов и понимания, насколько восприятие играет с человеком в зависимости от того, что тревожит его на данный момент.
Что рассмотрим?
Спойлер: окунемся в самые яркие моменты за минувший семестр
20.03.2021 Истории повторяются. Не так ли?
Выставка Ольги Антипиной «Собаки и баобабы» и размышление о цикличности бытия.
16.04.2021 Землю тошнило трупами
Выставка «Третья печать». Фотоистория кризиса начала 20го века, голода и каннибализма.
03.04.2021 Цвет или форма?
Выставка Назира Гайфуллина «Цвет и форма», споры о том, что первее, и поиск связи с А. С. Пушкиным.
22.04.2021 Видеть как художник. Думать как художник. Писать как художник
«Художник, ученый, просветитель» – выставка, рассказавшая о Игоре Эммануиловиче Грабаре и сподвигнувшая на размышления о многозадачности.
11.04.2021 Провези меня путями национального искусства
Выставка-путешествие «Уральский локомотив» в Картинной галерее.
07.05.2021 Мороз по коже красивая метафора или реальность?
Фотовыставка «Холод», воплощенная Сергеем Коляскиным. Мысли о людях Севера и загадке перевала Дятлова.
За стулом стул. На стуле стул. И в стуле стульев горсть
Выставка Любви Серовой «Рисунок: формула мироздания». Сумасшедшая абстракция и запутанность сознания.
Голос женский. Голос искусства
«Женщины о прекрасном» – выставка, на которой смешались работы разной направленности, разных авторов, разных техник, но одной тематики – признанию женского искусства.
Истории повторяются. Не так ли?
«Собаки и баобабы»
Выставка, проходившая до конца марта и представлявшая посетителям работы Ольги Антипиной. Главной среди которых был календарь на прошедший 2019 год под названием «Собаки и баобабы».

Застывшим кажущийся, но всё же – нет,

Он всегда меняется, но не видишь ты,

Как растут и

падают (

желтые?

оранжевые?

красные?

) шапки с деревьев


(с) Константин Рубинский

– Она взяла жизнь собаки за один год, то есть вот такой цикл годовой собаки, – и снова это слово цикл, неужели не просто так оно меня одолевало именно перед походом на эту выставку. – Вот собачка рыженькая, видите, там бежит, за неё чёрненькие собачки. Она находится в поиске в январе. Она начала искать партнёра, их много партнёров, а она одна. Потом она находит этого партнёра, у них рождаются щенки, они вырастают. Знаете, собака за год вырастает, всему научивается и от мамы отходит очень быстро. И мама вот уже в декабре остаётся снова одна и начинает снова поиски нового партнёра и так далее. У собак это всё просто и замечательно, я думаю, даже замечательней, чем у нас, что называется, потому что дети быстро вырастают и не беспокоят. Вот такой годовой цикл собаки.
Получается, и животные живут циклами?
Так, может быть, вся наша жизнь только и состоит, что из циклов? Просто некоторые нас тяготят своим однообразием, а другие мы просто не замечаем.
цитата из эссе.

Главным, что зацепило меня в выставке, оказалась идея цикличности. Ведь, по сути, жизнь состоит из сотен разрозненных фрагментов. И рано или поздно эти фрагменты повторяют комбинацию. Должен пройти лишь заданный ритмом определённый отрезок времени.

Что это за ритм? Биологический? Или, может быть, искусственный, созданный собственноручно нами?

Но тогда на этот вопрос, увы, я так и не нашла ответа.

If a building becomes architecture, then it is art
Цвет или форма?
«Цвет и форма»
Выставка Назара Гайфуллина, проходившая в библиотеке имени Александра Сергеевича Пушкина, открывшая удивительное сочетание народов, культур, но самое главное - цвета и форм.
От созерцания завуалированных под детские рисунки техник и художественного прошлого родился вопрос: «Что же первее – цвет или форма?».
Причудливая форма, нарочно покосившиеся домики, обратная перспектива – так «незамыленный» детский взгляд воспринимает реальность и отображает её на бумаге.
Идёшь дальше. Основной зал.
Здесь смешались «кони, люди»… Нет. Здесь не смешались, встретились низкие стеллажи с книгами, столики, статуи, деревья, подвешенные холсты, деревянные, мраморные, гипсовые скульптуры, газета и рояль.
— цитата из эссе.
If a building becomes architecture, then it is art
Провези меня путями национального искусства
«Уральский локомотив»

Второй этаж картинной галереи встретил с экспозицией от различных уральских мастеров. Главный экспонат – текстиль в причудливой форме колес поезда.
Все это, составив композицию в сознании, подарило идею эссе-рассказа об экскурсионном путешествии по просторам национального творчества.

Их дискуссия чрезвычайно увлекла журналиста. На какое-то время он даже упустил из виду то, что ни один из них не ответил на его вопрос. По крайней мере с тем смыслом, который вкладывал в него он сам.
Видимо, «каждый слышит то, что хочет слышать». Каждый говорит о том, что его заботит.
В момент журналист задумался. Он прислушался к голосам своих респондентов и попытался представить, что могли бы ответить они на его вопрос, если бы поняли его в том же ключе.

Они пришли в картинную галерею. Логично, что ожидали увидеть здесь картины.
А если нет?
Смотря на интеллигентную даму, он вдруг точно определил, что уж кто-кто, а она склонна искать «подводные камни». Смысл, утончённый, еле прослеживающийся, словно проходящий лоскутной нитью через экспонаты.
Но пока что за окном мелькали лишь пейзажи. Люди понемногу разочарованно вздыхали. Ожидание томило, вселяло навязчивые мысли, сомнения.
If a building becomes architecture, then it is art
Землю тошнило трупами
Фотовыставка «Третья печать» была призвана произвести наибольший эмоциональный отклик ужасом изображаемого. Масло в огонь подливало еще и то, что происходило все рядом, буквально здесь, в месте, где ты живешь.
Ужасные факты истории в визуализации от реальных репортеров периода Гражданской войны и продолжавшегося затем годами голода не предназначены для просмотра слабонервными.
«Фотографии смерти» заполонили зал, а что не заполнили, то осталось во власти длинных, полных горечи, несправедливости и мрака текстов.
Посетители выставки покидают «закуток» со слезами на глазах.
Страшно.
Смотришь на фото. Начинающаяся война. Проводы на фронт. Очереди в магазины, столовые, пункты помощи… Сбор пожертвований. Жители, вынужденные покинуть собственные дома.
Вот оно – начало трагедии.
— цитата из эссе.
If a building becomes architecture, then it is art

Видеть как художник. Думать как художник. Писать как художник

«Художник, ученый, просветитель»


Выставка, посвященная И. Э. Грабарю и заставившая впасть в размышления о том, можно ли сочетать в себе так много ролей на профессиональном, а не поверхностном уровне, и связи всего сущего с искусством

А фантом всё стоял, смотрел, выжидающе и увлечённо.
Ну а кому не интересно увидеть, какую реакцию вызывает его творчество?
Карточки изображали художника за работой, напечатанные типографской краской репродукции его картин… Удивительно, как сегодня можно отсканировать мировое произведение искусства и упаковать его в маленькую коробочку!
Что же напоминают эти карточки?
В раздумьях стоял и призрак художника, склонив голову, рассматривая миниатюрные изображения его полотен.
Точно! Это же похоже на фотографии полароида.
Вот оно – смешение стилей, своеобразная перекличка эпох.
Так почему же, если могут встретиться этапы мировой истории, не могут сделать того же склонности к науке, искусству и чему бы то ни было ещё?
—цитата из эссе.
If a building becomes architecture, then it is art

Мороз по коже – красивая метафора или реальность?

«Холод». Много ассоциаций и ощущений приходит с одним словом. Но в данном случае «Холод» – это выставка фотографий Сергея Коляскина в Историческом музее. И рожденные вместе с ней зарисовки оледеневших краев.
– Хорошая погода. Повезло. А то, как говорится, один на сто тридцать дней выпадет.

Смотритель выставки
После непродолжительного диалога взгляд падает на уютный свет, льющийся из заледеневшего окна ветхой бревенчатой избушки.
А недалеко, в контрасте, сидит возле покрытого насыщенно-голубыми узорами окна мужчина. Усталость. Желание согреться. Гнетущее желание согреться.
«Наверное, не с Севера. Приезжий. Непривыкший»
Такой вывод напрашивается от взгляда на другого героя, спокойно сидящего у окна в утренней дымке. И ещё одного, чьи голубые глаза смело выглядывают из-за заиндевевшего капюшона и полностью облепленной снегом маски.
Голубые. Такие же, как те самые толстые узоры изо льда.
«Вот это точно повзрослевшее дитя Северной стороны. Непоколебимая душа из Царства холода»
— цитата из эссе.
If a building becomes architecture, then it is art

За стулом стул. На стуле стул. И в стуле стульев горсть

«Рисунок: формула мироздания»
Не всеми понятая абстракция от Любви Серовой, ставшая вдохновением для запутавшихся в себе и в происходящем вокруг.
Насыпь, дымка, песок, туман, мрак, хаос – сколько ассоциаций разом приходит в попытках распутать неподдающийся клубок.
И зачем? Что они дают?
Чёрно-белая картина, изображающая сплетённые в совершенном беспорядке и словно летящие непредсказуемой громадой вдоль безликих домов стулья, стоит в экспозиции «Рисунок: формула мироздания». Стулья стоят. Стулья летят. Стулья сплетаются в хаотичную форму.
— цитата из эссе.
If a building becomes architecture, then it is art
Голос женский. Голос искусства
«Женщины о прекрасном»

Выставка творчества, пропитанного женским духом. Она подталкивает к мыслям о правомерности негласных законов искусства,
Яблоко. Маска. История. Что может быть общего?
Рассмотри сверху-вниз.
Серые маски развешаны вертикальным рядом.
Ева, обвитая змеёй, с «яблоком раздора» в ядовитой пасти.
Ньютон во лбу с яблоком, что явно набило шишку.
Стив Джобс с еле прилепленным к напряжённой голове яблоком.
Грехопадение, великое открытие, материалистская реальность современного мира – интерпретировать творение Светланы Коваль можно в разном ключе. Так же, как и её коллег – Алёны Аскаровой, Татьяны Сусь и Елены Хохлович.
Но суть останется единой – голос женский часто «играет» через голос искусства.
— цитата из эссе.
If a building becomes architecture, then it is art