Виталий Гущинский

Уличная фотография
в эпоху социальных сетей
У каждого в кармане смартфон с отличной камерой, а регистрация в социальных сетях незамысловатый ключ к публикации своих работ для тысяч зрителей.

Ниже материал-анализ развития стрита в условиях низкого порога вхождения в жанр и возможности быстрого и масштабного распространения творчества.
О чем речь?
Уличная фотография (стрит) — жанр, в рамках которого кадры делаются в общественном месте.

Пейзажи городских улиц манили фотографов еще в конце XIX века. Чуть позже легендарный Анри Картье-Брессон сформулировал основные принципы стрита, главным из которых стал принцип «решающего момента».

С тех пор жанр рассматривается в парадигме «честной фотографии», отображающей действительность настоящей, без применения манипулятивных техник, вроде постановки.
«Легко видеть красоту в цветочках и улыбках красивых девушек. Сложнее найти ее в спальных районах и увядающих памятниках архитектуры»
Виктор Могилат
Уличный фотограф из Санкт-Петербурга
Развитие прогресса способствовало не тезисному, но детальному преобразованию жанра. И если раньше это был переход от одного пленочного фотоаппарата к другому, то массовое внедрение интернета в общество и повсеместная доступность цифровых зеркалок стали революцией.

Стало возможным делать мгновенный кадр, а после без труда в течение нескольких секунд просматривать его и при необходимости удалять. Удачные работы стали приниматься интернет-сообществом, а их авторы становиться примерами для подражаний. Больше не нужно было проходить длинный и тернистый оффлайн-путь к олимпу — достаточно просто открыть свой паблик.
Подробнее о том, каково сегодня быть веб-фотографом, вместе с автором популярного в сети фотосообщества «Знаешь, я так соскучился» разобрались в рамках следующего видеосюжета:
Такое положение дел, на первый взгляд, кажется невероятно благоприятным для жанра, ведь каждый именитый мастер может без труда доносить свои труды до восторженных фанатов: автор быстро получает обратную связь, тем временем зритель наслаждается качественными фотографиями прямо на своем смартфоне — все довольны.

Или нет?..

Все не совсем так по причине наличия одного лишь досадного правила: массовая доступность влечет за собой повальный дилетантизм.
О дискредитации жанра стрит-фотографии однотипными и безвкусными пабликами с фотографиями панельных домов в радиоэфире:

На контрасте разговора о дилетантизме еще более интересной может показаться и без того занимательная беседа с мастером уличной фотографии Виктором Могилатом, автором сообществ Могилат и МХД
Автор
— Что вдохновило тебя не просто выйти с фотоаппаратом на улицу, но и направить свой объектив в сторону непарадной изнанки города?
Виктор Могилат
— Так уж вышло, что я живу в городе-открытке — Петербурге. Ни в коем случае не хочу, чтобы это звучало грубо, я говорю о том, что Петербург — самый красивый город России, как по мне — изучен фотографами от и до. Все его «фасадные» или «парадные» углы и стены давно отфотографированы, известны и разобраны на открытки. Парадный Петербург — красив, но ужасно скучен
Мне всегда интересно находить контрасты и фактуру. И я нашел их в непарадном Петербурге. Контрасты — красивый фасад, прекрасная архитектура города, но стоит только зайти во внутренний двор, как перед вами откроется настоящий Петербург, какой он есть сегодня. Фактура — в этом несовершенстве, в этой увядающей красоте фактуры намного больше, чем в парадной части города. Боюсь, ее не все могут оценить, но меня это не расстраивает. Я всегда стараюсь делать то, что нравится мне самому

Автор
— Как ты ищешь пейзажи для своих фотографий? Какие самые необычные места ты посещал в поисках удачного кадра?
Виктор Могилат
— На самом деле, мне, как приехавшему 6 лет назад абитуриенту из далекого северного Нарьян-Мара было просто интересно гулять по Петербургу, изучать его. Многие шутят, что я, наверное, обошел весь Петербург. Что ж, не то, чтобы это далеко от истины. Я правда очень много гулял, изучая город и фотографируя его в процессе. И именно в этом процессе я ощутил его фактуру, и влюбился в этот пошарпанный город. Если говорить про необычные места в городе, то, пожалуй, одно из них — Канонерский остров. Думаю, для петербуржцев это уже моветон, но для тех, кто не знаком с ним, это место точно будет небольшим открытием. Интерес в этом острове представляет то, что там провели скоростное шоссе прямо над жилыми домами. Конечно, те дома, что прям-прям под мостом, расселили, но поверьте, шум и пыль там стоит далеко за пределами этих расселенных домов

Автор
— Почему твой объектив направлен именно на городские стены, но при этом в нем нет, скажем, обитателей тех дворов, которые ты фотографируешь?
Виктор Могилат
— Пожалуй, я не стрит-фотограф в том смысле, в каком их привыкли знать — я не фотографирую людей и не ищу истории, связанные с ними, в городских пейзажах. Не знаю, меня это не очень привлекает. Мне нравится в фотографии находить что-то более созерцательное, чем история, которая существует в моменте. Мне нравится Петербург, который стоит 300 лет и простоит ещё долго после моей смерти, поэтому в своих фото я пытаюсь найти пейзажи, которые могут жить вне какой-то отдельной истории. Это не эстетика момента
Автор
— Случались ли в процессе твоих съёмок какие-то курьёзные случаи, которые тебе запомнились? Расскажи о них
Виктор Могилат
— В Петербурге люди на улицах, если видят человека с фотоаппаратом, не всегда могут пройти мимо, не дав свой совет или замечание. С одной стороны, это раздражает, с другой — я стал относиться к этому проще, людям тоже хочется быть частью чего-то, даже если они не очень в этом разбираются
Один раз, когда я фотографировал двор, весь исписанный граффити, который, кстати, находится в 5 минутах от Невского, ко мне подошли полицейские и спросили, что я тут конкретно фоткаю. На мой ответ, что я фоткаю двор, так как это красиво, они только сделали недоуменные лица. Пожалуй, они подумали, что я фотографирую закладки — наверняка, этот двор пользуется спросом в этом вопросе. Но проверять документы или задерживать не стали

Автор
— Каково сегодняшнее предназначение стрит-фотографии? Что лично ты хочешь донести до зрителя?
Виктор Могилат
— Боюсь, я не могу говорить за всех, и уж тем более за стрит-фотографию, к которой, пожалуй, я имею косвенное отношение. Я все же пейзажист в городских (и то не всегда) джунглях. Но я могу сказать за себя и свою фотографию.
Мне бы хотелось, чтобы люди умели находить красивое даже там, где его, казалось бы, нет. Я не оправдываю разруху Петербурга и других городов, более того, у меня такое положение дел вызывает грусть. Но то, что происходит, это период, в котором город выглядит вот так, хотим мы этого или нет. Надеюсь, позже это изменится, но я запечатлею этот момент сейчас.
Легко видеть красоту в Парадном Петербурге, в цветочках и улыбках красивых девушек. Сложнее ее найти в спальных районах и увядающих памятниках архитектуры. Что ж, надеюсь, через мои фотографии люди смогут найти хотя бы частичку этой красоты
Автор
— В стрит-фотографии центричной должна быть эстетическая составляющая или смысловая?
Виктор Могилат
— Опять же, я не могу говорить за всех фотографов и всю фотографию. Эстетика и наличие смысла — это одни из приемов фотографии. Может ли фотография без смысла работать? Может. Может ли фотография без эстетики работать? Может. Но, конечно, всегда лучше стремиться к тому, чтобы хотя бы одна из этих двух составляющих в вашей фотографии была. В моих фото больше эстетики, в фотографиях Александра Петросяна — смысла. Это не делает нас с ним плохими фотографами, просто мы разные
Автор
— Над какими проектами ты работаешь сейчас? Есть творческие планы на будущее?
Виктор Могилат
— Сейчас я работаю по профессии — я выучился на режиссёра. В данный момент мы снимаем много контента для бесплатного фото и видео стока Pexels, я режиссирую съёмки и занимаюсь колористикой. К сожалению, на фотографию времени теперь меньше, но появляется больше мыслей и желаний сделать что-то более полноценное и глубокое. Хочу снять свою первую короткометражку
«Канонерский остров». Виктор Могилат, 2017
Век социальных сетей неоднозначно сказался на жанре уличной фотографии, подарив творцам и их аудитории как положительные, так и отрицательные моменты.

Однако, говоря о некоммерческом стрите, размещаемом в интернете, все-таки не стоит забывать о значении фотографии, как способа донесения информации, по-прежнему способного приносить автору деньги и славу даже вне сети

Ниже — новостная подборка из мира онлайн- и оффлайн-фотографии
Благодарю за внимание

Меня зовут Виталий Гущинский, я автор этого лонгрида, а еще стрит-фотограф и основатель приведенных ниже сообществ, посвященных уличной фотографии. Приглашаю посетить их после ознакомления с основным материалом