Свердловская Куба
Историческая прогулка по Большеконному полуострову

Екатеринбург таит в себе много интересных уголков, известных далеко не всем. Эти места не прописаны в туристических маршрутах, да и мало кто посоветует посетить их. И здесь как раз пойдет речь об одном из них — это Большой Конный полуостров. В народе же он имеет название «Свердловская Куба». До него довольно трудно добраться, ведь с городом его соединяют всего лишь одни трамвайные одноколейные рельсы.

Выбор общественного транспорта довольно невелик - один лишь 11-й трамвай, ходящий с промежутком в час. Вот уже звучит конечная остановка «Зелёный остров». И, казалось бы, заходишь в трамвай в современном Екатеринбурге - а сходишь уже в Свердловске 20-х годов.
Почему Куба?

Ещё в далёкие 60-е, во времена Карбиского кризиса, когда всех жителей охватывал сильнейший интерес к отношениям между Советским Союзом и Кубой, полуостров получил это красноречивое название. Так как связывало его с городом всего лишь одна дорога, а с трёх других сторон окружала вода - аналогию с «островом свободы» было провести довольно легко.


И сейчас, продвигаясь всё дальше вглубь полуострова, можно подумать, будто место это и вовсе уже нежилое. Кругом непривычная тишина, даже дорогу спросить не у кого. Интересно, куда делись все люди? Ведь если приглядеться в детали местных двухэтажных домов, становится ясно, что жизнь здесь вполне идёт своим тихим ходом. Ухоженные цветочные клумбы, развешанные на верандах ковры, на натянутых лесках легко от ветра покачивается чьё-то высушенное бельё.


Сейчас


И Д

Из подъезда неожиданно послышались торопливые шаги. Вышел мужчина:
-Вы, наверное, заблудились? Если вам на пляж или в клуб, то нужно пройти чуть дальше...
-Да нет, мы лишь рассматриваем местные дома, живописно здесь у вас.
-А, да? Понятно...

Двинулись дальше.
Этот полуостров интересен не только деревянными жилыми домами 20-х годов. Одной из главных достопримечательностей здесь является Свердловская ГЭС. Это уже давно забытая электростанция.

Строительство главного корпуса электростанции
Немного истории:

Свердловская ГЭС - это первая электростанция города, построенная в 1927 году. Она имеет за своими плечами почти что вековую историю.
Необходимость её постройки была обусловлена острым недостатком электроэнергии после Гражданской войны.
Новая электростанция позволила развивать электрические сети Свердловска. Она исправно работала и набирала мощь вплоть до середины 1960-х годов, после же электричество и тепло за неё уже начала давать городу Среднеуральская ГРЭС. Станция на Большеконном полуострове была остановлена, и на сегодняшний день лишь малая её часть задействована как распределительная подстанция.



Ну вот, мы уже подошли к воротам Свердловской ГЭС. Здесь можно наткнуться на достаточно локальные вещи:
Для того, чтобы увидеть электростанцию "во весь рост", придётся обогнуть здание с правой стороны.
Но вот что интересно, одна из дверей цеха слегка приоткрыта, заглянем туда буквально на две минуты?
Но
Но сбоку
"Спасибо за труд, приятного отдыха!" - гласит табличка с эмблемой серпа и молота на выходе. Лестница уводит на верхние этажи электростанции, где отчётливо слышны чьи-то голоса и производственный шум - очевидно работа идёт полным ходом. Как и было сказано выше, малая часть Свердловской ГЭС всё же ещё задействована. Но не будем здесь задерживаться.

Наконец, отойдя на приличное расстояние от здания, мы нашли подходящую площадку, откуда открывается прекрасный вид на электростанцию.

Здесь уже ведутся какие-то работы. Стоит много техники, но, правда, половина уже будто нерабочая, поросла зеленью. По всему периметру раскиданы покрышки и шины. Пустые баки, поленья, ненужная арматура буквально свалены в кучу, но в этом хаосе тоже есть своя странная и необычная эстетика.
Но это далеко не всё, нужно обойти электростанцию до конца, там нас ждёт ещё более захватывающий вид.
Прямо над нами сейчас конструкция, которую с 20-х по 60-е года электростанция использовала как топливоподачу. 
Свердловская ГЭС - это не только первая электростанция Екатеринбурга, но ещё и уникальный памятник дореволюционной архитектуры. Масштабы здания невероятно впечатляют, а его детали можно разглядывать часами. Но сейчас мы можем наблюдать, как время постепенно поглощает электростанцию и всё, что её окружает. Здание ГЭС сильно обветшало, крыша заросла молодыми березками.

На выходе у ворот нас встречает памятник  Валериана Владимировича Куйбышева - революционер и политический деятель, именно в честь него была названа электростанция.
Памятник В.В. Куйбышеву утратил некоторые скульптурные фрагменты, но всё ещё по-прежнему узнаваем.
Выходим за главные ворота, оставляя позади себя электростанцию, и двигаемся чуть выше в гору. По дороге по прежнему из местных жителей пока никто не встречался, лишь пара машин проехало по неровной дороге мимо.


Нас ждёт кое-что особо интересное. Как на счёт того, чтобы посетить заброшенную школу?

Но сразу предупреждаем, что одному, без какого-либо сопровождения, в заброшенное здание входить ни в коем случае нельзя! Ни взрослым, а уж тем более детям. Объект не находится под наблюдением, и если что-то с вами случиться, помощи ждать будет не от кого! Будьте предельно осторожны.

Продолжаем


Школа была построена в 1937 году. Заходя внутрь, атмосфера сразу меняется. Странное и слегка угнетающее чувство подпитывает вой ветра, пронизывающий старое здание насквозь. Каждый шаг эхом отзывается в этих старых полуразвалившихся стенах.
Да, здесь есть где пробиться свету, но дальние коридоры всё равно тонут во мраке.

Очевидно, что мы здесь побывали не самыми первыми. Везде разбросаны игральные карты, что-то тут забыл ещё и стационарный телефон, санитарный чайник - вопросов больше, чем ответов.

"Оставь надежду всяк сюда входящий" - гласит граффити на полу в одном из коридоров, забавно.

Старые обломки, развалившиеся стены, торчащая местами арматура, - безусловно создаёт особо притягательный антураж.



Но придётся нам всё равно разрушить таинственную атмосферу этого заброшенного здания. Абсолютно никаких загадочных легенд и историй с ним не было связано. Когда то школу просто закрыли, а вскоре всё, что было внутри, растащили. Лестницы на второй этаж уже давно нет, поэтому попасть наверх не представляется возможным. А в одном месте даже полностью обвалился потолок. Но место всё равно опасное, хоть и преграждает туда путь одна лишь жёлтая ленточка.

Пока Екатеринбург бурно развивался, строя новые районы и высотки, то Большеконный полуостров будто остался в прошлом столетии. Он сохранил в себе Свердловск 20-х годов, оставив обветшалые дома рабочих и заросшую зеленью электростанцию. Оказавшись здесь, у вас появится возможность увидеть сохранившуюся историю старого города, лишь слегка тронутого временем.
Наше небольшое путешествие по этому необычному уголку Екатеринбурга подошло к концу.
Теперь вы и сами, зная о существовании этого места, можете приехать и увидеть всё своими глазами.