В
Tilda Publishing
О
Б
Ъ
К
Т
И
В
Е
XX
ВЕКА
кс
пози
ция
Tilda Publishing
create your own block from scratch
There is no design without discipline. There is no discipline without intelligence.
Everything should be made as simple as possible, but not simpler.
Everything should be made as simple as possible, but not simpler.
Э
Заметили дисбаланс между буквами и картинкой? Важно не только читать, но и видеть. А еще лучше замечать детали. Как раз это умели делать советские фотокорреспонденты. Поэтому они попали в историю как творцы фиксировать улыбку солдата и военную технику и не только это. Далее вы познакомитесь с 8 советскими журналистами.
Tilda Publishing
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
Tilda Publishing
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
натолий

А

рхипов

А

Анатолий Архипович Архипов с 1939 года работал фотокором в редакции «Советской Украины», затем он был переведен в Москву, где печатался в «Иллюстрированной газете». Первые фотографии Великой Отечественной войны он сделал весной 1942 года будучи на Юго-Западном фронте, его фотографии тогда были опубликованы в в журнале «Фронтовая иллюстрация».
Потом были Сталинград, в боях за который Архипов был ранен в ноябре 1942-го, Ленинградский фронт, освобождение Восточной Украины, Курская битва, освобождение Киева, Белоруссии, Польши, наступление в Германии. Снимал он и простых солдат, и военачальников.

Tilda Publishing
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
(1913—1950)

Анатолий Архипович Архипов

Советский оружейник загружает в бомбардировщик бомбу ФАБ-50 с надписью «За отца и мать».
Санитар 1-й роты 1-й отдельной чехословацкой бригады Ярмила Капланова (год рождения — 1924, Jarmila Kaplanová) перевязывает раненого бойца на Украине. 1943г.
Советские дети у руин разрушенного дома. Фотография сделана в 1943—1944 годах.
Left
Right
Tilda Publishing
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
аталья

Н

оде

Б
На фронтах Великой Отечественной воевало много женщин. Среди них была и военный корреспондент Наталья Боде. Война разрушила ее счастливую мирную жизнь. Она была молода и счастлива, был муж, рос сынишка. Работала фотографом в газете. В первые же дни погибает ее муж. Родители ее с сынишкой успели покинуть Киев до оккупации. А сама Наталья ушла на фронт фотокорреспондентом, мстить за своего мужа фотожурналиста Бориса Козюка.
Она работает во фронтовой газете «Красная Армия». Практически весь путь нашей армии до Берлина запечатлен на ее фотографиях. Центральный, 1-й Белорусский и Юго-Западный фронт стали для нее местом ежедневной работы. Фотографии Натальи Боде печатались в «Красная Звезде», «Огоньке», «Правде».


Tilda Publishing
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
(1914—1996)

Первый снимок «Тигра»
Вредакции газеты «Красная Армия» стало известно, что на нейтральной полосе остался «Тигр», подбитый советскими бойцами. Его необходимо было срочно сфотографировать. Наталья Боде подобралась к танку и засняла пробоины в его броне. Немцы , увидев это, открыли огонь. Взрывная волна, сбившая с ног Наталью, уберегла ее от серьезных ранений. 
Фотографии Натальи становились все более и более известными, но люди увидели большинство ее работ лишь после ее смерти, когда ее дети достали негативы из большой коробки.
После войны Наталья не работала фотокорреспондентом. Она не любила возвращаться к тому, что напоминало о войне.
Left
Right
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
акс

м

льперт


А
Один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии. Заслуженный работник культуры РСФСР (1966). Вместе с братом, Михаилом Альпериным, учился фотографии в ателье Готлиба в Одессе (1914). В 1919 году Альперт зачислен в ряды Красной Армии. После Гражданской войны работал фотокорреспондентом в «Рабочей газете» в Москве. В 1920-е годы входил в ассоциацию фоторепортёров при московском доме печати. В 1930-е годы работал в иллюстрированном журнале «СССР на стройке», подготовил около 50 фотоочерков. Наиболее важные работы этого периода сделаны на строительстве завода в Магнитогорске, на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала. Альперту немало известности принесла серия снимков «Гигант и Строитель». Альперт создавал снимки, целью которых было показать жизнь счастливых рабочих Советского Союза. Одновременно Альперт работал в газете «Правда», где снимал портреты практически всех крупных советских и многих зарубежных политиков, военных, писателей и шахматистов. Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, Альперт работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке. Автор работы «Комбат», ставшей одним из символов той войны. В конце войны побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве.
В послевоенные годы сотрудничал в разных изданиях. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».



Tilda Publishing
(1899—1980)

28 ноября 1941-го в Ростове-на-Дону, когда фашистов удалось в первый раз выбить из города. Мальчик на снимке — 16-летний пионер Витя Черевичкин. Его в тот день казнили фашисты за то, что он не только не подчинился приказу и не уничтожил своих голубей, но и с их помощью сигнализировал нашим войскам. Это фото было одним из документов СССР, представленных на Нюрнбергском процессе.
«Комбат» — знаменитая фотография времён Великой Отечественной войны, сделанная советским фотографом Максом Альпертом. На фотографии изображён командир, поднимающий солдат в атаку с пистолетом ТТ в руке, за несколько секунд до гибели. «Комбат» — одно из самых ярких и выразительных фото времен Великой Отечественной войны. Длительное время, несмотря на то, что снимок был знаменит и популярен, были известны только история его создания и название, данное ему фотографом. Имя и должность командира остались автору неизвестны, но услышанное дало впоследствии повод назвать снимок именно так.
«Мне как военному корреспонденту, работнику “Красной звезды” немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом.
Left
Right
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
митрий

Д

альтерманц


Б

Представитель документальной фотографии.
После смерти отчима мать устроилась машинисткой в Издательство иностранной литературы, и четырнадцатилетний Дмитрий начал свою трудовую деятельность. Ему удалось попробовать свои силы в самых разных областях, однако более всего его привлекала фотография. В течение нескольких лет Дмитрий ассистировал нескольким известным фотографам, помогал оформлять витрины в издательстве «Известия», работал наборщиком в типографии, киномехаником, помощником архитектора. В 1939 выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж: по заданию газеты «Известия» запечатлел ввод частей Рабоче-крестьянской Красной армии на территорию Западной Украины. В результате Бальтерманц был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотожурналистом. С началом Великой Отечественной войны Бальтерманц был отправлен на фронт в качестве фотокорреспондента газеты «Известия». На страницах газеты появились его репортажи, посвящённые строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне столицы, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом. В 1942 году с Дмитрием Бальтерманц случился неприятный инцидент, в результате которого его сотрудничество с «Известиями» оборвалось. Ночью в редакции спешно искали иллюстрацию в утренний номер, и по ошибке его снимок с подбитыми английскими танками, бывшими на вооружении в Красной Армии, ушёл в номер как «подбитые немецкие танки». Дмитрий Бальтерманц при выборе снимка не присутствовал, но, когда ошибка была обнаружена, вся ответственность была возложена на него.



Tilda Publishing
(1912—1990)

Советские государственные деятели
Николай Булганин, Никита Хрущев и Михаил Суслов, 1955 год.
Известный советский писатель с сыном
Писатель Сергей Михалков и его сын Никита, 1952 год.

«Разгром генетики»
Выступление академика Тимофея Лысенко на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина. СССР, Москва, 1948 год.
Left
Right
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
еоргий

Г

ельма


З

В 1921 году Георгий переехал в Москву, где начал фотографировать старой камерой «Kodak» 9x12. Получил первый опыт фотографирования в студии «Пролеткино» и во время театральных репетиций для журнала «Театр». Продолжил работать в агентстве «Руссфото», куда пришел учеником фотографа и вскоре начал работать самостоятельно.
С 1924 по 1927 года Г. А. Зельма работал в качестве фотокорреспондента агентства на своей родине в Узбекистане, Афганистане, Иране и Центральной Азии. Публиковался в «Правде Востока».
В 1927 году Зельма вступил в ряды РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия), служил в Москве. После демобилизации в 1929 году возвратился в Ташкент на непродолжительное время.
После возвращения в Москву Георгий Зельма публиковался в журнале «Советское фото», его «спутником» становится уже камера Leica. На протяжении 1930-х годов направлялся в командировки на шахты и заводы Донбасса, в колхозы Тульской области и на учения РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) на черноморское побережье. Работал вместе с Романом Карменом над проектами «Советский Союз из неба» и «10 лет Якутской Советской Социалистической Республики», которые были опубликованы в
журнале «СССР на стройке». Также сотрудничал с Максом Альпертом и Александром Родченко.
Во время Великой Отечественной войны в качестве корреспондента газеты «Известия» работал на передовых в Молдавии, Одессе и Украине. Его самые известные фотографии сделаны во время битвы за Сталинград, где он воевал зимой с 1942-1943 года. Создал хронику боёв за город.
После войны Г. А. Зельма работал в журнале «Огонёк», а с 1962 года – в агентстве «Новости».



Tilda Publishing
(1906—1983)

камера Leica

1926. «Любопытный человек». Каршинская степь, Узбекистан.
Над Ташкентом, 1930 г.
Советский самолёт «ТБ-3» перед вылетом. 1 февраля 1934 г.
Семья лётчика, 1932 г.
1929. Шаман.Якутия
1930. Якутия
Left
Right
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
арк

М

арков-


Г
ринберг

М


Когда Марк Борисович начал работать фоторепортером в отделе происшествий городской газеты в Ростове-на-Дону, редактор посоветовал ему «не светить» свою настоящую фамилию. Время было неспокойное: двадцатые годы, криминал. Редактор быстро придумал ему псевдоним: «Зовут тебя Марк – будешь Марковым».
В 1938 году был приглашён в агентство ТАСС. Фотографии публиковались в журнале «СССР на стройке».
М. Б. Гринберг с первых дней воевал в Великой Отечественной войне рядовым, а с 1943 года стал фотокорреспондентом газеты «Слово бойца». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в газете «Красноармейская иллюстрированная газета».
В 1950-е годы работает фотографом в издательстве ВДНХ и в журнале «Клуб и художественная самодеятельность».
Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках. Работы М. Маркова-Гринберга были показаны в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах. Является почётным членом Союза фотохудожников России.

Tilda Publishing
(1907—2006)

Встреча челюскинцев на улицах Москвы. 1934 г.
Под парусами. Селигер. 1930-е годы
Атака. Вперед на врага. 1944 г.
Обкатка пехоты танками. Курская дуга. 1943
Left
Right
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
ммануил
Э

взерихин


Е

Желание фотографировать появилось у Эммануила Ноевича еще в школьные годы. В 20-е годы прошлого столетия фотокамера была желанным подарком для любого мальчика, однако для юного Евзерихина это была не просто необычная игрушка. В 15 лет он превратил увлечение в работу и регулярно посылал негативы в ростовское отделение
Телеграфного агентства Советского союза (ТАСС), в итоге в 1926 году ученик 7-го класса становится внештатным корреспондентом «Пресс-клише ТАСС» в Ростове-на-Дону, а чуть позже Евзерихин начал работать фотографом в ТРАМе (Театр рабочей молодежи). Уже тогда в творчестве фотографа формировался уникальный, собственный стиль документальной фотографии.
Знаковым событием в жизни молодого фотографа стало знакомство с главным редактором журнала «Советское фото» С. В. Евгеновым на одной из конференций в Ростове-на-Дону. Евгенов заприметил талант в юноше и, став главой образованной в 1931 году организации «Союзфото», пригласил Евзерихина в штат московского «Союзфото» в качестве фотокорреспондента. В Москву Эммануил Ноевич переезжает не сразу, только в 1934 году. Он фотографировал выдающихся людей своего времени — Максима Горького, Михаила Ивановича Калинина, знаменитых летчиков — Валерия Чкалова, Михаила Громова и Сигизмунда Леваневского, деятелей культуры и искусства, прославленных героев труда. Ведущие советские газеты и журналы 30-х годов украшали свои передовицы и обложки снимками Эммануила Евзерихина.



Tilda Publishing
(1911—1984)



С началом Великой Отечественной войны появляется острая необходимость в военных фотокорреспондентах, и Евзерихина пригласили
в «Фотохронику ТАСС». С камерой наперевес он прошел всю войну, снимая на многих фронтах, став настоящим фотопоэтом Сталинградской битвы.
В течение многих месяцев Евзерихин запечатлел настоящий, голодный и разрушенный Сталинград.
Главная особенность фотографий Евзерихина – отсутствие субъективного сообщения фотографа. По сравнению с репортажной фотографией 60-х годов, которая должна пробуждать в зрителе яркие и категоричные эмоции, фотография Евзерихина предельно выдержана. Фотограф как бы выступает в качестве незримого зеркала, в котором отражается реальная жизнь.


«Канторы у бимы». 1965 г

«23 августа 1942 г. После массированного налета гитлеровской авиации» (Фонтан «Дети» в Сталинграде)
«Повторение молитвы / Хазарет а Шау». Происходит после Амиды или чтения Торы. 1960 г.
«На артиллерийской позиции — «Стоять насмерть. Второй Белорусский фронт, 1943 г.»
Left
Right
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
оберт
Р

иамент


Д

С 1927 г. Диамент работал внештатным корреспондентом в редакциях киевских газет. В 1931 г. стал штатным сотрудником газеты «Молодой пролетарий». В 1934 г. перешел на работу в
редакцию газеты «Вести ЦИК УССР». Чтобы напомнить, кто же были учителя и коллеги Роберта Диамента, достаточно назвать хорошо знакомые фамилии классиков советского фоторепортажа той эпохи: Б. Игнатович, Д. Дебабов и Г.Зельма, И.Шагин и Г. Петрусов, М. Альперт и А. Шайхет.

Во время Великой Отечественной войны Р. Л. Диамент служил на Северном флоте в должности фотокорреспондента, начальника фотобюро Политуправления Флота. Он фотографировал момент залпа главного калибра на одном из самых мощных кораблей Северного флота, и когда все, кто был на палубе, закрывали уши двумя руками, чтобы уберечь барабанные перепонки, смог прикрыть только левое ухо. В правой руке была «лейка», указательный палец нажимал на спуск. Результат печальный – контузия. Барабанная перепонка не выдержала, и всю оставшуюся жизнь фотолетописец Северного военно-морского флота старался повернуться к собеседнику левым ухом, а в пожилом возрасте уже не мог обойтись без слухового аппарата. Этот эпизод, разумеется, был не единственным в своем роде в военной биографии фотомастера – участника и свидетеля многих и многих смертельно опасных ситуаций. Он снимал на воде, под водой, в небе северных рубежей Отечества.

Tilda Publishing
(1907—1987)

Кок советской подводной лодки С-56 Василий Павлович Митрофанов в отсеке.
«Бой на полуострове Рыбачий», 1944 г.
На фото слева направо: радист гвардии старшина 1-й статьи А.М. Лебедев, акустик гвардии старший краснофлотец И.М. Курочкин, штурманский электрик гвардии старшина 2-й статьи Г.В. Зубков и трюмный гвардии краснофлотец Д.М. Мамкин после награждения.
Left
Right
Над лонгридом работали
Дарья Харечко
Алена Огурцова
JДелия Кульбекова
Полина Падалец
Мария Дымшакова