Аниме: история и субкультура
Аниме - это не только популярное явление в искусстве, но и прородитель целой культурной прослойки - субкультуры анимешников. Откуда взялась вся эта популярность? С чего все началось?
В основном, главным предшественником японской анимации стала манга. Манга в форме, в которой она существует в настоящее время, начала развиваться после окончания Второй мировой войны, испытав сильное влияние западных традиций. Однако манга имеет глубокие корни в раннем японском искусстве
Почему манга - это важная составляющая аниме-культуры?
Сценарий экранизаций может претерпевать некоторые изменения: смягчаются, если есть, сцены схваток и боёв, убираются чересчур откровенные сцены. Бывает, что манга создаётся на основе уже существующего аниме или фильма, например, по «Звёздным войнам». Однако культура аниме и «отаку» не возникла бы без манги, потому что немногие продюсеры желают вкладывать время и деньги в проект, который не доказал свою популярность, окупаясь в виде комикса.
Аниме - это японская мультипликация. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Анимация Японии отличается от анимации других стран, в первую очередь, тем, что представляет собою развивающийся замкнутый культурный пласт, включающий в себя множество уникальных сюжетных и идейных символов, шаблонов, стереотипов и типажей. 
Субкультура аниме
Субкультура аниме появилась в России в конце ХХ века, когда приобрела популярность анимационная японская мультипликация. Представителей данного молодежного течения объединяют их медийные предпочтения — пристрастие к аниме и манге. Субкультура аниме относится к художественно-имиджевой группе, поскольку основные ее признаки – увлеченность представителей субкультуры определенными образами персонажей предпочитаемых медиатекстов, стремление изображать их в той или иной форме: рисунок, фанфик, постановка. Возможно также копирование и использование в повседневной жизни характерных движений или реплик персонажей.
Косплей на героиню сериала и манги Evangelion Аску Ленгли
Косплей на героиню игры Genshin Impact Райдэн
Косплей на героиню манги и сериала Chainsaw Man Пауэр
Возраст представителей субкультуры аниме в России
Данные в этой статистике довольно обобщенные, поэтому она не является абсолютно точной
31%
12−17 лет
64%
18-25 лет
5%
26-35 лет
В случае с субкультурой аниме — одиночных косплееров, то есть актеров-любителей, изображающих на сцене или во время фотосессии персонажей аниме, компьютерных игр, фильмов, и косбэндов, то есть любительских театральных трупп, организованных косплеерами; а также организаций, занимающихся проведением различных мероприятий по данной тематике — аниме-фестивалей, квестов
Для исследования субкультуры аниме необходимо выделить особенности: во-первых, субкультура в своей основе имеет творческое начало: ее возникновение спонтанно и обусловлено самодеятельностью отдельных ее элементов (в случае с субкультурой аниме — одиночных косплееров, то есть актеров-любителей, изображающих на сцене или во время фотосессии персонажей аниме, компьютерных игр, фильмов, и косбэндов, то есть любительских театральных трупп, организованных косплеерами; а также организаций, занимающихся проведением различных мероприятий по данной тематике — аниме-фестивалей, квестов), которые в результате налаживают между собой спутанные социальные связи при отсутствии конкретной иерархии. Во-вторых, представителей субкультуры объединяет относительно сродная идеология. Более или менее общим элементом мировоззрения представителей субкультуры аниме является заинтересованность в определенных медиапродуктах и высокая личностная значимость творческой самореализации в данном направлении. В-третьих, для подобных объединений характерно использование сленга участниками, в данном случае — специфических названий медийных жанров и заимствованных слов (преимущественно из японского языка), имеющих, как правило, эмоционально-экспрессивную окраску.
ТОП-5 АНИМЕ ДЛЯ КОСПЛЕЯ
Steins;Gate / Врата Штейна
Сняв в Акихабаре квартиру, самопровозглашённый сумасшедший учёный Окабэ Ринтаро устроил там «лабораторию» и в компании своей подруги детства Сины Маюри и хакера-отаку Хасиды Итару изобретает «гаджеты будущего». Троица отлично проводит время вместе, работая над совместным проектом — «мобиловолновкой», которой можно управлять с помощью текстовых сообщений.
Вскоре «сотрудники лаборатории» сталкиваются с чередой загадочных инцидентов, которые приводят к открытию, изменившему правила игры: «мобиловолновка» может отправлять электронные письма в прошлое и таким образом изменять историю.
Neon Genesis Evangelion / Евангелион
В 2015 году на Землю вновь нападают Ангелы, чужеродные боевые машины, отличающиеся громадными размерами и сокрушительной силой. Единственной надеждой для спасения человечества являются «Евангелионы» (сокращённо «Ева»), человекоподобные боевые машины, разработанные Nerv, специальным отделом Организации Объединённых Наций. «Евы» в состоянии выдержать все нападения Ангелов, однако есть одна особенность — пилотировать роботов может ограниченное число людей. Только горстка подростков, рождённых четырнадцать лет назад, через девять месяцев после первого появления Ангелов, может управлять «Евами». Один из них — Синдзи Икари, отец которого является руководителем Nerv. Втянутый в водоворот битв и событий, которых он не понимает, Синдзи вынужден проникнуть в глубины собственного внутреннего мира, чтобы найти силы и храбрость не только для сражений, но и для выживания, иначе он рискует потерять всё.
Fate / Судьба
Ещё будучи ребёнком, Сиро Эмия теряет своих родителей в огромном и необъяснимом пожаре. Его спасает, а затем и принимает в свою семью, человек по имени Кирицугу Эмия, утверждающий, что он — маг. Из разговоров семьи, Сиро узнаёт о неудачном стремлении своего отца стать «Героем справедливости», защитником человеческого рода, оберегающим слабых и невиновных. Проникшийся идеями Кирицугу, Сиро намеревается посвятить свою жизнь помощи людям и умоляет приёмного отца научить его магическому искусству, но оказывается бездарным практически во всех фундаментальных магических дисциплинах.
В один прекрасный день Сиро становится свидетелем сражения между двумя невероятно могущественными людьми и непреднамеренно вызывает девушку в сияющих латах ради защиты своей жизни. Позже он узнаёт, что этот конфликт, известный как «Война за Святой Грааль», включает в себя цепочку сражений между семью могущественными магами. Маги могут вызвать «Слуг», героических духов древности, чтобы те сражались за них в битве за обладание реликвией, исполняющей желания, Святым Граалем.
История вращается вокруг Сиро, его затруднительного положения в войне за Святой Грааль и его личной битвы за отстаивание своих идеалов.
Kaguya-sama wa Kokurasetai: Tensai-tachi no Renai Zunousen / Госпожа Кагуя: в любви как на войне
Миюки Сироганэ — признанный молодой гений, имеющий высокие оценки по всем предметам и, помимо этого, возглавляющий студенческий совет одной из самых престижных школ страны. Парень работает вместе с Кагуей Синомией — вице-президентом и по совместительству первой красавицей школы. Хотя ребята не состоят в отношениях, но окружающие считают их отличной парой.
Проработав бок о бок длительное время, герои осознают появившиеся друг к другу чувства, однако никто из них не хочет признаваться, считая это слабостью. И теперь они готовы совершать любые, даже самые безумные поступки, чтобы получить признание.
Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku wo! / Этот замечательный мир!
Так уж получилось, что жизнь Казумы Сато, хикикомори, увлечённого видеоиграми, оборвалась в результате дорожно-транспортного происшествия. Такая вот суровая плата за хороший поступок, за спасение человека. Однако, очнувшись, парень вдруг понял, что жив-здоров, а перед собой увидел симпатичную девушку, Акву, представившуюся богиней. Вопреки ожиданиям, богиня не произнесла, мол: «Ну-ка, парень, сгруппируйся, сейчас тебя на небеса отправим!» Напротив, девушка едва ли не сразу стала объяснять, что ищет героя, способного победить какого-то-там злобного Владыку демонов и тем самым спасти какой-то-там другой мир. И уж больно этот «какой-то-там» мир был похож на видеоигру. Что, безусловно, подкупало.
«Значит, гляди, — продолжала Аква. — Если согласишься, можешь взять с собой одну любую вещь или способность. Хочешь, меч из хвоста неведомого чудовища, а хочешь — силу горного великана. Ну так что выбираешь?» Долго Казума думать не стал. «Выбираю тебя!» — сообразил он, чем тут же выбил навязчивую богиню из колеи. Так начинаются приключения странного хикикомори и незадачливой богини по чужому и неприветливому миру, где Казума попытается начать новую мирную жизнь, на время позабыв, что зло здесь никогда не дремлет.
Вывод
Говоря о перспективах досуговой сферы нужно упомянуть, что данное направление молодежной субкультуры продолжает активно развиваться. С каждым годом увеличивается количество проводимых мероприятий, что в свою очередь предполагает поиск новых форм работы, которые будут направлены, с одной стороны, на укрепление социальных связей в данном сообществе, а с другой — на повышение социальной и творческой активности представителей данной субкультуры.