Творческий проект
РАДИО И РАДИОПРИЗЫВЫ ВО ВРЕМЯ ВОВ
ИСТОРИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ
5 ноября 1941 года была сформирована выездная редакция фронтового вещания. В эти передачи включались репортажи, записи боев, беседы с жителями освобожденных районов и партизанами. В них постоянно звучало горячее, воодушевляющее слово, столь необходимое в то время.

7 ноября 1941 года был организован репортаж с Красной площади, где состоялся традиционный военный парад, посвященный годовщине Октябрьской революции. Враг находился в 25–40 км от Москвы, а фашистские самолеты ежедневно по нескольку раз совершали налеты на столицу. Участники парада прямо с Красной площади уходили на передовую, а само проведение парада в эфире радио было очень важным политическим актом.
1 июня 1942 года в эфире впервые прозвучали позывные новой передачи, которая открывалась словами:
«Братья и сестры по ту сторону фронта, в тылу немецко-фашистских войск, временно подпавшие под иго угнетателей! Народные мстители – партизаны и партизанки, ведущие героическую борьбу против оккупантов! Слушайте нас ежедневно!»
Так начала свою работу редакция передач для партизан. В передачи включались обзоры центральных газет, информации о партизанском движении и борьбе советских людей на оккупированной территории. В эфире постоянно звучали передачи ярко выраженного публицистического характера, уже само название которых было боевым кличем, обращенным к соотечественникам: "Никакой пощады предателям!", "Проклятие и смерть оккупантам!", "Поднимем еще выше знамя всенародной партизанской войны!"

Особое место в радиопропаганде военных лет занимают антифашистские митинги – одна из форм разоблачения идеологии нацизма. Они появились в самом начале войны и получили широкое распространение в последующие годы.

С 5 августа 1943 года по радио стали передаваться приказы Главнокомандующего, в которых отмечались победы советских войск. После чтения приказов звучали артиллерийские салюты.

Если до Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге в программах радиовещания преобладала политическая информация и публицистика, то, по мере того как советские войска одерживали одну победу за другой, в вещании возрастал удельный вес литературно-драматических и музыкальных передач. У радиопублицистики появилась новая тема – восстановление районов, освобожденных от врага.

В программы художественного вещания включалось все лучшее, созданное нашей литературой и искусством. Большим событием в жизни советского радио тех лет стал цикл программ по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" в исполнении Д.Н. Орлова, чтение А.Т. Твардовским отрывка из поэмы "Василий Теркин".

Радио активно помогало распространению патриотических, героических и лирических песен военного времени; именно оно дало путевку в жизнь таким песням, как "Священная война", "На позицию девушка...", "В лесу прифронтовом", "Шумел сурово Брянский лес...", "Эх, дороги..." и др.

2 мая 1945 года в 14 часов 45 минут корреспондент Ленинградского радио Лазарь Маграчев сообщил из Берлина:
"Дорогие товарищи! Ваш корреспондент говорит у микрофона, установленного на улице Унтер ден Линден в центре Берлина. Сегодня советские войска овладели столицей гитлеровской Германии. Над рейхстагом реет красное знамя нашей победы, а по Унтер ден Линден шагают наши солдаты. Они пришли сюда от стен Ленинграда, с берегов Волги, из степей Украины... И они добыли победу, за которую так долго боролись..."
9 мая 1945 года по радио от имени партии и правительства выступил И.В. Сталин с обращением к народу в связи с победой над гитлеровской Германией. В тот же день в 22 часа все радиостанции Советского Союза транслировали торжественный салют в Москве в честь воинов героической Красной Армии и Военно-Морского Флота, одержавших победу над немецко-фашистскими захватчиками.

24 июня 1945 года с Красной площади транслировался репортаж о Параде Победы над гитлеровской Германией.

РАДИОЦЕНЗУРА
С началом ВОВ в CCCP было полностью остановлено производство бытовых радиоприемников. Вся радиопромышленность была переориентирована исключительно на обеспечение военных нужд. 25 июня 1941 года, СНК СССР издал постановление «О сдаче населением радиоприёмных и радиопередающих устройств» на склады Всесоюзного Радиокомитета, согласно которому все граждане должны были сдать свои радиоприемники, иначе им угрожала уголовная ответственность.

Радиоприемники были разрешены учреждениям, предприятиям, радиоузлам, клубам, Ленинским уголкам и другим общественным организациям исключительно для коллективного слушания радиопередач в строго определённые часы.

Радиоприемники во время войны стали привилегией лишь высшего руководства и сотрудников органов госбезопасности. А сводки Информбюро и другие прошедшие цензуру радиопередачи вся страна слушала из репродукторов на столбах и из одноканальных радиоточек в домах.

16 декабря 1943 года приказом народного комиссара было введено «Положение о военной цензуре в Красной Армии (на военное время)». В положении указывалось, что «Органы военной цензуры Красной Армии осуществляют контроль за содержанием всех печатных изданий, радиопередач и фото-кинопродукции, следя за тем, чтобы эти органы пропаганды не являлись средством для разглашения военной тайны». Цензуре не подвергались лишь приказы и директивы.

Радиопрограммы «Последние известия», «Слушай фронт», «Советы партизанам»
как пропаганда против фашизма
Первый военный выпуск "Последних известий" вышел в эфир через 45 минут после передачи правительственного сообщения о нападении фашистов на нашу страну. В нем звучали лозунги: "Ответим на удар врага сокрушительным ударом!", "Удесятерим трудовые усилия для помощи Красной Армии!" 22 июня 1941 года в ночном выпуске "Последних известий" было передано первое сообщение с фронта. 3 июля 1941 года в 8 часов по радио выступил И. В. Сталин, призвавший советский народ мобилизовать все силы для разгрома фашистских захватчиков. В самые напряженные для страны дни с обращением к народу у микрофона "Последних известий" выступали партийные и общественные деятели.

За период 1941–1945 годов только в выпусках "Последних известий" Центрального вещания было передано до 7 тыс. корреспонденций из действующей армии.

Радиопередача "Слушай фронт" была создана по инициативе поэта Виктора Гусева 23 июня 1941 года. Основу программ информационного и общественно-политического вещания в годы войны составляли материалы Совин-формбюро. Всего за этот период радио передало 2373 таких материала.

Совершенно по-иному, чем в мирное время, строилась вещательная сетка: место многих традиционных довоенных рубрик заняли фронтовые передачи, сводки и сообщения.

Под рубрикой "Советы партизанам" в эфир шли передачи "Как уничтожать транспортные средства", "Искусство маскировки", "Противотанковое ружье Симонова", "Засады", "Выход из боя", "Нападение на населенный пункт", "Сбивать фашистские самолеты любым оружием пехотинца", "Снайпер против снайпера".

Особое место в радиопропаганде военных лет занимают антифашистские митинги – одна из форм разоблачения идеологии нацизма. Они появились в самом начале войны и получили широкое распространение в последующие годы. Антифашистские митинги имели большой политический резонанс не только в Советском Союзе, но и в зарубежных странах.

ГОЛОС ЭПОХИ
ЮРИЙ ЛЕВИТАН
Юрий Борисович Левитан по праву считается голосом эпохи того времени. Его сообщения слушала вся страна, его голос знали все. Первоначально он хотел стать актером, но не сложилось. Попытать счастья ему предложили на радио, где и началась его карьера самого известного диктора всех времён.
Стал он таким совершенно случайно, когда во время технического перерыва на радио его голос услышал Иосиф Сталин. На следующий же день он попросил Радиокомитет СССР поставить этого человека читать все его доклады и важнейшие государственные документы. Так Левитан в девятнадцать лет получил титул «главного диктора» СССР. Роль Юрия Борисовича с началом войны стала особенно видной. Он зачитывал приказы Верховного командования, тексты исторических выступлений правительства и руководителей партии, ежедневные сводки «Совинформбюро», делился содержанием писем бойцам на фронт и статей газеты «Правда». Среди остальных дикторов Левитан выделялся не только красотой полного достоинства голоса и убедительностью речи, он обладал потрясающей способностью, зачитывая сообщения даже о трагических событиях на фронте, найти такие интонации, что все слушатели верили – наша страна все-таки выстоит и одержит победу. Первым сообщая советским гражданам о победах и поражениях, Левитан, как близкий человек, вошел в каждую семью, в каждый дом. Когда он произносил первые фразы, все в стране как по команде оставляли дела и мчались к радиоточке. Уже по первым словам миллионы люди понимали характер сообщения – будет оно печальным или радостным.
«...Невозможно было жить, не слушая радио. Оно сигнализировало, руководило, оповещало, связывало нас. Голос, отчеканивавший «Говорит Москва», успокаивал, приковывал внимание, вселял надежду. Его слушали по всей стране. Слушали солдаты на фронте, слушали в лесах партизаны, слушали раненые в госпиталях, слушали в окруженном Ленинграде».

Владимир Яхонтов
актер
Четыре года не прерывалась работа Юрия Борисовича у микрофона. Осенью 1941 Левитана эвакуировали в Свердловск. Осуществлять вещание из Москвы к тому времени было уже технически невозможно – все радиовышки были разобраны, поскольку являлись отличными ориентирами для вражеских бомбардировщиков. Уральская студия располагалась в подвальном помещении, а сам Левитан жил поблизости в бараке на условиях абсолютной секретности. Лишь изредка к нему разрешали заходить московским друзьям. Вся информация для радиовыпусков сообщалась по телефону из Москвы. Информация о пребывании знаменитого диктора в Свердловске была рассекречена только спустя четверть века.
Гитлер называл его врагом Третьего рейха по номером один. Вторым был Сталин. За голову Юрия Борисовича была назначена крупная награда – согласно одним данным 250 тысяч, согласно другим – 100 тысяч марок. Министр пропаганды Германии лично желал повесить Левитана, а руководство немецкой разведки разрабатывало операции по его похищению или ликвидации. Противник отлично понимал, что голос выдающегося диктора – эта та ниточка надежды, что придает сил гражданским в глубоком тылу и солдатам на фронте. Убить его означало убить голос целого народа, сокрушить его дух.

К счастью, ни один из подобных планов не был осуществлен. Оберегали Юрия Борисовича на государственном уровне. Охрана постоянно сопровождала его, а в уличной толпе диктору вообще было запрещено открывать рот, ибо в то время более узнаваемого голоса в Советском Союзе не существовало. К счастью, как на самом деле выглядит Левитан, знали лишь немногие.

Существует история, что когда кто-то спросил у Иосифа Сталина: «Когда наступит победа?», главком отшутился: «Когда Левитан объявит». Именно 9 мая 1945 года Левитан объявил в эфире о победоносном окончании Великой Отечественной войны.

Всего же за четыре года Юрий Борисович озвучил свыше 130 экстренных сообщений и больше двух тысяч сводок Совинформбюро. Записи из студии в то время не велись – лишь прямые эфиры. Позднее, уже в пятидесятых годах, его попросили заново прочитать часть из них на магнитофонную ленту с целью размещения в архивах.

После войны Левитан продолжил работать ведущим диктором Советского Всесоюзного радио. Все трагические и великие события того времени продолжали входить в каждую семью с голосом великого диктора.

Всего за годы работы он провел около шестидесяти тысяч различных радиопередач. В 1973 году Левитану присвоили звание Народного артиста РСФСР, а в 1980 – когда ему уже исполнилось 66 лет – Народного артиста СССР. Данное событие было уникально – впервые подобной чести удостоился работник радио.
РАДИОПЕРЕДАЧИ
"ПИСЬМА НА ФРОНТ" И "ПИСЬМА С ФРОНТОВ"
По предложению радиослушателей Всесоюзный радиокомитет организовал в дни войны передачу «Письма на фронт» и «Письма с фронтов». В адрес Радиокомитета приходили письма со всех концов страны и из действующей армии. «Письма по радио» слушал весь народ. В них звучал голос советских патриотов, которые, не щадя своих сил и жизни, на фронте и в тылу неустанно ковали победу над врагом.

За время войны Радиокомитет получил 2 миллиона писем для передачи по радио. Благодаря этим передачам члены 27 тысяч семей установили между собой потерянную во время войны связь, нашли друг друга.

Made on
Tilda