Проект выполнен студентами группы ФЖ-202
Романов Даниил
Долгих Александра
Куликова Анастасия
Пропаганда во времена великой отечественной войны
Необходимость пропаганды в довоенное и военное время стала сразу очевидна – Красной Армии нужно было мобилизовать все новые силы, вовлекая население, противодействовать пропаганде врага на оккупированных территориях, стимулировать патриотизм среди партизан и даже воздействовать методами пропаганды на армию врага.
Пропаганда СССР в годы Второй мировой войны как в пределах страны, так и за границей, была удивительно успешной. За границей Москва смогла сыграть на симпатиях народов мира к советскому строю и народу, так пострадавшему от зверств нацистов. Советские люди были для большинства людей освободителями Европы. А СССР был образцом государства будущего.
Наиболее популярными средствами пропаганды были советские плакаты и листовки, известные по всему миру, трансляции во вражеских окопах и радиопередачи. Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться их мужественнее.
Воскресные номера газет за 22 июня 1941 г. не предвещали никакой беды. Лишь в 12 часов дня Центральное радио передало правительственное Заявление о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. А в ночном выпуске уже передавались первые сообщения с фронта.
Спустя два дня, то есть 24 июня 1941 г., Совинформбюро стало ответственным за пропаганду. Этот орган обеспечивал народ краткими изложениями военно-оперативных сводок.
Прослушивание новостных сводок с фронта было ежедневным ритуалом каждого советского человека. За время войны было обнародовано около 2 тысяч ежедневных сводок Совинформбюро, 122 сообщения «В последний час». Кроме такого рода сообщений Совинформбюро подготавливало итоговые документы о ходе военных действий, публиковало информацию о патриотических начинаниях в тылу, проводило пресс-конференции для советских и иностранных журналистов.
Популярными средствами пропаганды стали знаменитые советские плакаты и листовки, периодическая печать, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах.
Наиболее наглядным и эффективным образом пропаганды являлись агитационные плакаты, которые должны были самым простым языком объяснить суть явления и события.
Такие плакаты били точно в цель, формируя общественное мнение, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.
С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат "Все для фронта, все для победы"!
Все для фронта,
все для победы!
Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат "Родина-мать зовет" работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.
Родина-мать зовет
Популярным мотивом было обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев . Нередко на агитационных плакатах появлялись Невский, Суворов, Кутузов, герои гражданской войны.
Одним из видов идеологического оружия были агитационные плакаты «Окна ТАСС». Впервые "Окна ТАСС" появились 27 июня 1941 года, на пятый день с начала Великой Отечественной войны. Агитационные плакаты, по замыслу, должны были поднимать боевой дух советских солдат и мирных жителей.
Пять лет войны
За пять лет войны московской редакцией было создано около 1500 плакатов общим тиражом свыше 2 млн экземпляров. Каждый плакат представлял собой карикатуру, высмеивающую врага, которая сопровождалась агитационным текстом. На создание одного такого плаката в среднем уходило около двух дней. Над созданием этого проекта работали 208 человек: известные карикатуристы и журналисты того времени.
Новые задачти
Новые задачи, вставшие перед прессой, потребовали перестроить ее работу, реорганизовать ее структуру, строго подчинив требованиям войны. Предпринимаемая перестройка преследовала цель создать на фронте массовую солдатскую печать, широкая сеть которой позволила бы осуществить влияние на каждого воина; пополнить фронтовую прессу журналистскими кадрами; создать новые органы печати.
В связи с развертыванием сети военных газет потребовалось сократить гражданскую печать. Число центральных газет уменьшилось более чем вдвое: из 39 осталось лишь 18. Сокращались тиражи и объемы, как центральных, так и местных газет.
В структурном развитии советской военной периодики большое значение придавалось созданию фронтовых изданий. Фронтовые газеты стали выходить с самого начала войны. Объем их оставался постоянным – четыре полосы половинного формата центральной газеты.
Всего за годы Отечественной войны на всех фронтах выпускалось 64 газеты на языках народов СССР. Они были важнейшим средством укрепления боевой дружбы воинов Советской Армии, вставших на защиту своей многонациональной Родины, способствовали боевой выучке и овладению воинским мастерством.
Несмотря на сокращение тиражей гражданских газет, центральные издания занимали важное место в системе военной печати . Всего в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Ведущей в советской военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда», редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них – это героическая летопись крепнувшей боевой мощи и оперативного искусства Красной армии.

Большая заслуга в сплочении масс на отпор врагу принадлежит тыловой печати, быстро перестроившейся к требованиям войны. Роль районных газет значительно возросла к 1943г., т.к. эти издания становились центрами политической пропаганды среди сельского населения. Так как районные газеты выходили раз в неделю, было признано необходимым продолжить их работу средствами местного радиовещания.

В то время во многих районах радио в политической работе среди населения использовалось плохо. Поэтому предлагалось в день выхода районной газеты передавать ее материалы по радио не менее двух-трех раз. А в те дни, когда районная газета не выходила, редакция радио должна была передавать политические новости: сообщения Совинформбюро, союзную и международную информацию, самостоятельно организовывать и передавать материалы, всесторонне освещавшие жизнь района.
В целях обеспечения бесперебойной работы советского радиовещания была значительно перестроена ее деятельность. Радиовещание постоянно информировало население о положении на фронтах, о жизни тыла, о событиях в зарубежных странах. Советское радио сплачивало миллионы людей. Трансляции из Москвы антифашистских митингов, собраний, конгрессов, а также торжественных заседаний, посвященных годовщинам Октября, другим датам, имели исключительно большое значение для жизни страны, для всего народа.
Перед радиожурналистами стояла нелегкая задача: не позволить советским людям слушать радиопередачи противника и привлечь внимание к отечественным сводкам новостей. Психологически наиболее действенной была та форма, в которой передавались особо важные сообщения: перед началом передачи оркестр фанфаристов из 100 человек исполнял определенную мелодию. Такое оформление заставляло прислушаться к голосу диктора даже тех, кто не проявлял к этому никакого интереса и кто полностью отвергал всякую пропаганду, в какой бы форме она ни распространялась.
Но самых эффективным средством был монотонный стук метронома, который прерывался через 7 ударов комментарием на немецком языке: «Каждые 7 секунд на фронте погибает один немецкий солдат»
Сильно театрализованная передача особых сообщений (повторяющиеся позывные с промежутками в несколько минут, прерывание программы маршевой музыкой, паузы и т. п.) стала основной формой всех пропагандистских передач вплоть до самого конца войны. Кроме того, каждый день, начиная с 5 час. 30 мин. утра и до полуночи, радиослушатель регулярно прослушивал передачи последних известий "От советского Информбюро…". Главная передача последних известий начиналась в 20 часов и продолжалась нередко до 20 минут.

Поскольку эти репортажи были умело организованы и подавались в виде радиомонтажа, они производили очень сильный эффект. Абсолютная централизация и высокий уровень цензуры радиовещания не давали возможности гражданам получить достоверную информацию с фронта.
...журналистика была призвана показать коварные замыслы врага...
В условиях начавшейся войны советская журналистика была призвана показать коварные замыслы врага в отношении народов Советского Союза, раскрыть его захватнические планы. Всю свою агитационно-пропагандистскую и организаторскую деятельность прессе надлежало направить на то, чтобы разъяснить воинам Красной Армии и всему населению страны, что война, навязанная нам фашистской Германией, является для нас самой справедливой, ибо советский народ в этой войне защищает свое Отечество, его независимость.
По запискам Ильи Эренбурга, советского писателя, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров. Сложившееся отношение к немцам, как ко врагам – заслуга исключительно пропагандистских материалов.
«Наш долг-разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого», - Илья Эренбург.
Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, вызывающим ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.
Позднее в пропагандистских материалах враги предстают то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. В некоторых случаях центральным звеном пропагандистского материала становится не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Часто использовались в неприглядном виде образы политических лидеров вражеского государства.
Советская пропаганда во времена Великой Отечественной войны была очень эффективна и на неё возлагалась большая роль. Её влияние на население было так велико, что посыл пропаганды плотно укоренился в умах людей на долгие годы. Часть лозунгов и плакатов по сей день широко узнаваемы в массах.
Made on
Tilda