Культурная жизнь Челябинска
Чем живёт Челябинск? События в сфере культуры от 15 февраля до 30 мая
СОДЕРЖАНИЕ
Кратко о самых интересных мероприятиях культурного Челябинска, которые мне удалось посетить и о которых я хочу вам рассказать.

»
ФОТОГРАФИЯ
Hello, Buenos Aires! The Big Apple!
Небольшой рассказ об Аргентине и её первой леди Эве Перон на основе фотовыставки Елены Бубновой, члена Русского Географического общества,которая представила свои работы в Публичной библиотеке.
«Мирные» жители ежедневно устраивают акции протеста, а устав от этого, до утра танцуют танго возле ближайшего кафе.
Аргентина находится в противоположном полушарии относительно России, поэтому по нашим меркам жизнь там совершенно дикая и странная: жокеи играют в поло и баскетбол, не слезая с лошади, «мирные» жители ежедневно устраивают акции протеста, а устав от этого, до утра танцуют танго возле ближайшего кафе.
Так я оказалась 9 марта на фотовыставке Елены Бубновой, члена Русского Географического общества. Она съездила в Буэнос-Айрес, столицу Аргентины, и сделала множество фотографий, показав через них совсем другую жизнь, полную яркости, открытости и контрастов.
Фото с Еленой Бубновой
На большинстве фотографий Елены можно увидеть жакаранду – фиалковое дерево, гортензии и вечнозелёную магнолию, похожую на жасмин. Жакаранда цветёт перед зданием Национального музея декоративного искусства, попадает в объектив, когда фотографируешь здание Конгресса Аргентины, и удачно смотрится в кадре, когда видишь самую широкую в мире улицу Авенида 9 июля.

Об одном из фото во время своей презентации Елена рассказала подробнее. Вернее, об истории, связанной с ним. На фотографии запечатлено высокое здание из бетона, на которое прикреплена металлическая конструкция. Она изображает первую леди Аргентины Эву Перон в профиль.
Елена рассказала о том, что Эвита Дуарте прошла долгий путь «золушки», выбравшись своими собственными силами из нищеты и став сначала актрисой, а потом уже и политиком. Я же очень вдохновилась этой историей, так как давно интересуюсь судьбами великих женщин.

В фильме есть сцены, которые снимали в самом бедном районе Ла-Бока. Характерная черта архитектуры фанерных зданий на его улицах – яркие цвета, обилие вывесок и фигур известных людей. Конечно, такие здания не могли не попасть под объектив Елены Бубновой. Поэтому на выставке были представлены несколько фотографий, показывающих разноцветные дома разного размера, стоящие вплотную друг к другу, а на их фоне танцующих танго жителей, кафе Каминито.
На мне она показала ещё раз основные па и сказала, что самое главное в танце: чувствовать движения партнёра.
Кульминацией выставки стал мастер-класс по аргентинскому танго от школы «Mil Pasos». Ведущая мероприятия, Наталья Попова, прилетела из Буэнос-Айреса прямо к мастер-классу! И сразу вот так, почти с самолёта, начала объяснять, какие есть виды аргентинского танго, какие движения. Она показала вместе с партнёром все основы, а потом начала звать всех гостей попробовать. Многие начали отходить подальше, а потом я заметила, что кто-то ушёл сразу же перед танго. Это странно, ведь как можно понять культуру другого народа, их быт и уклад жизни, если не окунуться хотя бы в самые традиционные и основные характеристики? Аргентинцев характеризует танго!

На мне она показала ещё раз основные па и сказала, что самое главное в танце: чувствовать движения партнёра. Потом мы несколько раз менялись, в итоге я танцевала нечто, похожее на вальс, но уже со своей однокурсницей. Мы посмотрели на фотографии и пытались просто повторить те движения, которые Елена смогла запечатлеть. Это оказалось смешным и нелепым, но оставило в душе самые приятные воспоминания!

»
НАУКА
В мире атомов
Сколько грамм может выдержать обычная деревянная палочка, сама весом в 5 грамм, к которой добавить ещё несколько таких же «малюток» и перемычек? Вся магия физических экспериментов и новости науки, о которых я узнала на цикле мероприятий от Информационного центра по атомной энергии в Челябинске.
Какая энергия будет доминирующей через 50–70 лет? Для справки: сейчас это электроэнергия, с которой мы сталкиваемся каждый раз, когда включаем свет или подзаряжаем свой мобильный. Но мир не стоит на месте, и вот, лет через 50, популярность одержит атомная энергия.
Но на самом деле, она «заходит» уже сейчас. Правда, в довольно узких кругах. Ею занимаются специалисты из госкорпорации «Росатом» и школьники, которые посещают мероприятия Информационного центра по атомной энергии.
Неделя высоких технологий и технопредпринимательства прошла с 12 по 18 марта. Ученикам школ, студентам, учителям, да и всем, кто просто интересуется современной ситуацией в мире физики, предлагали посетить несколько интересных мероприятий и узнать больше о такой важной отрасли, как атомная энергетика.

Отличным введением в тему атомной энергии был анализ новостей из мира физики в формате устного журнала «Язык Эйнштейна». Мероприятие проводилось уже в третий раз в Публичной библиотеке. С гостями беседовали специалисты – преподаватели из ЮУрГУ Валерий Бескачко, Сергей Ганджа и Павел Писклаков.
Спикеры недели
Валерий Бескачко
Заведующий кафедрой «Компьютерное моделирование и нанотехнологии». Доктор физико-математических наук.
Сергей Ганджа
Доктор технических наук (2012), заведующий кафедрой теоретических основ электротехники, декан энергетического факультета.
Павел Писклаков
Старший преподаватель кафедры сервиса и технологии художественной обработки материалов Южно-Уральского государственного университета, член Международной ассоциации типографов ATypI.
Прежде всего, стоит упомянуть о трагической новости – смерти Стивена Хокинга. Учёный, уже в 30 лет оказавшийся в инвалидной коляске, до самой смерти в возрасте 76 лет занимался вопросами квантовой физики и гравитации. Он узнал, что всего существует 10500 возможных решений будущего Вселенной, в том числе удар огромного метеорита и поглощение чёрной дырой. Валерий Бескачко рассказал гостям Публички удивительную историю о том, как на лекцию Стивена Хокинга «забилась» вся аудитория, потом и весь этаж. Вот каким должен быть настоящий учёный! Таким, чтобы на твою лекцию стекались тысячи людей, благодарные тебе за передачу знаний и увлечённые твоей харизмой!

С грустной нотки началось выступление Сергея Гонджи – человечество до сих пор не научилось накапливать эклектическую энергию. Мы можем лишь переводить её в другой вид: механическую и, в перспективе, химическую. Естественно, надо что-то с этим делать! Тут на помощь нам приходит атомная энергия – эффективная, экологичная и экономически выгодная. А ещё она подходит для освоения космоса и развивает экономику страны. У России пока что нет стимула для развития атомной энергии, потому что мы имеем неограниченное количество углеводородов.
Гостям раздали по конфете. Гости закрыли носы и синхронно откусили половинку, поняв, что это самая горькая конфетка из всех. А потом гости открыли носы и их вкусовые рецепторы внезапно «почуяли» сладость. Совпадение? Нет! Павел Писклаков на живом примере познакомил гостей Публичной библиотеки с молекулярной кухней. «Мы знаем температуру на Венере, но не знаем, что внутри суфле», – приводит спикер меткую фразу. А затем мы узнаём, что надо учиться усиливать воздействия на чувства, ведь время простой и вкусной еды давно позабыты. Теперь важно то, что творится «на заднем фоне», вкус еды, вид еды, запах еды. Удивительно, но даже рестораны всё ещё далеки от идеала!
Мы знаем температуру на Венере, но не знаем, что внутри суфле!
В рамках недели высоких технологий прошла проверка на прочность «Новых модулей для космического дома», которые были «выращены» на 3D-принтере. Спикеры рассказали о том, как проверить деталь на прочность, для чего нужны амортизаторы и почему за 3D-печатью будущее.
Уже сейчас разрабатываются сложные детали для самолётов, воздушные турбины для автомобилей. Делать их обычным «шаблонным» методом невыгодно и трудно, намного проще создать макет и распечатать деталь на 3D-принтере. В будущем нас ждёт, по прогнозам физиков, полный переход на «печатание».
В лаборатории экспериментальной механики ЮУрГУ студенты создают принципиально новый материал, который сможет выдержать все проверки огнестрелом. Ещё одна задача – создать новый счётчик для нефти, который бы учитывал наличие в ней пузырьков воздуха. А вот из уже готовых проектов – новое сидение для трактора, с амортизатором. Оно помогает уменьшить нагрузку при толчках, делает работу приятной. А внешне похоже на обычное компьютерное кресло.
СОПРОМАТ ГЛАЗАМИ ЖУРНАЛИСТКИ
Личное мнение
Сколько грамм может выдержать обычная деревянная палочка, сама весом в 5 грамм, к которой добавить ещё несколько таких же «малюток» и перемычек? Вопрос с подвохом: не грамм, а килограмм – наши палочки могут выдержать под 300 килограмм! Уму непостижимо! Однако физики спокойно смотрят на эти вещи и рассказывают о них, одновременно скручивая бумагу в трубочки для нового фокуса. Вот трубочки стянули резинками и перемотали между собой скотчем. А потом давай нагружать эту конструкцию блинами со штанги. Тут парочку блинов еле-еле поднимаешь (всё-таки журналиста, как и волка, ноги кормят, а не руки), а листы бумаги выдержали 18 блинов! Пока ты даёшься диву тебе, простофиле, объясняют: так и так, мы просто нагрузку распределяем равномерно и точно по центру эти конструкций, ну и можно было заметить, что все детали полые внутри – это тоже важно. Боишься даже пальцем это тронуть – а вдруг разлетится или свалится на тебя? Но нет, проходит пять минут, а пройдёт и хоть 105 – будут стоять детали и радовать глаз своей необычностью. Может быть, для физиков это и простой, ежедневно преподаваемый предмет в вузе – сопромат, но для представительницы гуманитарной специальности все эти конструкции – и диво дивное, и повод мыслями на просторах Интернета поделиться.

После вот таких вот удивлений меня ждало ещё одно – лёгонькая деталька для того самого космического дома, распечатанная на 3D-принтере, весом в 14,3 грамма, выдержала под напором специального прибора аж 1038,5 килограмм! Необъятные возможности человеческих идей, которые помогли придумать эти конструкции, прогресс, позволивший нам печатать и для забавы детали для ещё не существующего космического дома, и сердце для пересадки, и простые формулы сопромата – всё вместе проносится в моей голове даже через два дня после увиденного.

»
АТРИБУТИКА
Шила-вышивала красная девица Авдотья Ермолаевна
Итог большой и разнообразной по содержанию выставки Государственного исторического музея Южного Урала «Цари – народам, народы – царям», которая рассказывает о быте народов России времён правления Николая II.
Что мы знаем о Николае II? Это последний российский император, относящийся к династии Романовых. При нём произошла Февральская революция в 1917 году. Но не только. Николай II также основал Российский этнографический музей в память о своём отце, Александре III.
Когда я зашла на выставку «Цари – народам, народы – царям», расположенную в Краеведческом музее, то первое, что мне попалось на глаза – большой чёрный расписной ковёр, который висел, как и другие экспонаты, за стеклом. В середине ковра – большой цветок, вышитый золотыми нитями, а дальше идёт орнамент из разноцветных завитков, похожих на лилии. Этот ковёр, топорик, несколько сабель в ножнах и парадная попона на лошадь были подарками для Николая II от разных губерний России. Рядом с парадной попоной можно было увидеть потрёпанное, когда-то давно расписанное вручную и украшенное вышивкой седло. Судя по размерам, оно рассчитано на человека небольшого телосложения. Однако стремена просто огромные! Как выглядел седок? Сложно даже предположить.
Рядом стояли фигурки буддийских божеств из Астраханской губернии. Например, Зелёная Тара, считающаяся Матерью-освободительницей. Эта коллекция скульптур была подарена в связи с празднованием 300-летия вхождения калмыцкого народа в состав России. Вот так смотришь на скульптуру божества, сидящего в позе лотоса, и постепенно понимаешь, что и буряты, и калмыки исповедуют буддизм. Вообще, темам народов России, как и религий, мало где уделяют должное внимание. На мой взгляд, школьникам было бы интересно узнать о разнообразии своей родины.
В самом сердце выставки расположены экспонаты, рассказывающие о русском быте XIX века. Можно с уверенностью сказать, что он абсолютно не похож на современный уклад жизни. Праздничный женский костюм, привезённый из Томской губернии, состоит из сарафана, кокошника, позатыльника, ожерелий и башмаков. К кокошнику, больше похожему на современную офицерскую фуражку, привязаны ленты из бисера, а сам головной убор обмотан красивым платком с розами. Но в глаза первым делом бросается не он, а ярко расшитый сарафан – тысячи мелких крестиков красного и чёрного цветов предстают в удивительных, но в то же время простых славянских орнаментах: звёздочки, квадраты, змейки, ромбы, кресты.
Даже жалко, что сейчас всё совсем не так, и на праздник женщины чаще всего надевают сшитые по европейской моде обтягивающие платья, а вот такие, исконно русские модели можно встретить только на выставках, народных масленичных гуляниях и редко в каком-нибудь «бабушкином сундуке» на чердаке. Точно так же, вручную, расписаны и полотенца, и платки. На одном из полотенец детально вышит герб российской империи, а на платке изображается традиционная дева-птица и надпись «Шила-вышивала красная девица Авдотья Ермолаевна». Вот тебе и предмет быта, и оберег, и образец русской культуры и религии, ведь считалось, что дева-птица приносит удачу, защищает хозяйку от сглаза и порчи.
Был один экспонат, от которого мурашки шли по коже ещё пару минут. Я увидела небольшую погнутую чашу, ярко расписанную внутри, и украшенную, опять же драгоценными камнями, снаружи. Возле каждого предмета выставки написано, из чего он сделан и откуда был привезён изначально. Так вот, эта чаша совсем не чаша, и погнутая она по одной единственной причине: это настоящий человеческий череп! Кто-то взял макушку, расписал кость, украсил её и вот она лежит возле меня, и нас разделяет только тонкое стекло.… Очень смешанные чувства, одновременно интерес, удивление, смущение и ужас.
После основания музея все экспонаты фиксировались дворцовым ведомством и сохранялись в покоях царской семьи. На свои личные средства Николай II выкупил для музея несколько частных коллекций, которые поступили в этнографический отдел. Те, которые я увидела на выставке, относятся, в большинстве своём, к коллекциям Ф. М. Плюшкина и Н. Л. Шабельской, знаменитым собирателям и коллекционерам традиционных русских предметов.
Коллекционеры русских предметов быта
Н. Л. Шабельская
  • Наталья Леонидовна Шабельская — коллекционер русских народных костюмов, основала в Москве частный «Музей старины». В 1904 г. В. В. Стасов писал в её некрологе: «После нескольких немногих лет занятий она сделалась одним из величайших и капитальнейших знатоков этой характерной отрасли древнего русского творчества, а дом её в Москве сделался настоящим музеем, необыкновенно богатым и разнообразным»
Биография
Сила реальных колоритных предметов велика, а ценность неимоверна. Наверняка и Александр III это осознавал, когда поручил сыну создать русский музей.

»
ТЕАТР
Дар речи
Мой рассказ об удивительном спектакле челябинского театра «Манекен» «Сотворившая чудо» о слепоглухонемой американке Эллен Келлер.
Прямо сейчас закройте глаза. Не важно, где вы находитесь. Какие ощущения вы испытываете, когда вместо привычной обстановки, ярких пейзажей и улыбок близких видите лишь темноту? Кому-то приходится жить с этим всю жизнь.
Но и не только с этим. Эллен Келлер, обычная американская девушка, жившая в 1890-е, перенесла тяжёлое заболевание в младенчестве, и навсегда лишилась слуха, зрения и дара речи. В театре «Манекен» прошёл спектакль «Сотворившая чудо», рассказывающий о становлении девушки.
Может ли быть ребёнок избалован, если он всю жизнь не понимает, кто мы, что вокруг него, как ходить и никогда не услышит голоса птиц, журчание ручья или самый родной голос на свете – голос мамы?
Весь спектакль слёзы и ком в горле. Не переставая всхлипываешь носом и пытаешься прижаться как можно сильнее к своему креслу в первом ряду. Прямо перед тобой актриса, которая играет молодую Эллен, корчится в истерике и дико орёт, а её учительница кричит на родителей девочки и ясно даёт понять, что это всего лишь капризы избалованного ребёнка. Складывается двойственное отношение к происходящему. Может ли быть ребёнок избалован, если он всю жизнь не понимает, кто мы, что вокруг него, как ходить и никогда не услышит голоса птиц, журчание ручья или самый родной голос на свете – голос мамы? И жалко Эллен, и понимаешь, что если она не пройдёт этот путь, то попадёт в приют. Попутно учительница рассказывает родителям, что и сама была там. В «лечебнице» куча крыс, сумасшедших и уже мёртвых людей, для которых могилы ещё не вырыли. Ты попадаешь туда, и не понимаешь, что это, не видишь кошмара вокруг тебя, ничего не видишь, но от этого не легче.
Наверное, нельзя винить за это родителей. Актёры показывают заботливую семью в сцене обеда за общим столом. Папа разговаривает с сыном, с двух сторон сидят мама и её сестра. В самом краю – Эллен и её учительница, Энн Салливан. Девочка смотрит куда-то вдаль, еле сидит на стуле, выкинула салфетку и начала есть из тарелки руками. Потом ей это наскучило, и она сползла со стула, на коленях обошла весь стол, трогала руками головы всех, за ним сидящих. В конце Эллен села на стол, все подняли тарелки, она легла вместо посуды и вскоре слеза со стола. Всё начинается с начала каждый день, и вся семья стойко переносит её странное поведение. Но родители уже думают отдать её в приют навсегда. Но сводный брат уже издевается над ней, заставляя, как собачку, корчится, чтобы получить вкусную мятную конфетку. Наверное, их нельзя винить. Очень тяжело найти общий язык с ребёнком, который не слышит или не видит, а тут это всё вкупе вместе с отсутствием речи.
Ты попадаешь в лечебницу, но не понимаешь, где ты, не видишь кошмара вокруг тебя, ничего не видишь, и от этого не легче.
Всё меняется, когда в семью приезжает учительница с непоколебимым желанием помочь девочке и от природы дерзким характером. Во время поездки Энн Салливан зрители узнают, что она тоже была слепой, но перенесла 9 операций и теперь еле-еле, но видит. Она уже одним этим априори ближе к Эллен, чем все остальные.
Общение Эллен и Энн – самая сложная для восприятия часть спектакля.
Зрители видят нескончаемые попытки обучить девочку речи и элементарным манерам. Учительница хватает её, насильно садит за стол, до онемения пальцев учит тактильной азбуке. «К-у-к-л-а. К-у-к-л-а. Эллен, ну давай же! Вот кукла, да, ты чувствуешь? Кукла. К-у-к-л-а. К-у-к-л-а-к-у-к-л-а-к-у-к-л-а!» Каждая буква алфавита равна определённому жесту пальцами на ладони руки. Это был единственный способ «достучаться» до девочки, дать ей речь.
Ближе к концу спектакля мы видим сцену, в которой Эллен наконец поняла, что какой-то предмет имеет название. Мама девочки сказала Энн, что, когда Эллен только родилась, она узнала воду – видела её и даже произнесла слово «вода». Учительница «зацепилась» за это и сначала пробовала намочить руку девочки, но такой метод не дал толчка к пониманию. Энн привела её к ручью в саду, но у Эллен началась, как это часто бывало, истерика, и она попыталась утопить свою единственную «переводчицу»! Энн оттолкнула девочку и окунула её саму в воду. Пока Эллен набирала в лёгкие воздуха, учительница показывала на её руке слово «вода».
И Эллен наконец-то поняла! В этот же день она выучила 30 новых слов, и такой нелепый и странный случай дал ей возможность не просто существовать в мире людей, но и быть его полноправной частью. Эллен Келлер обрела «дар речи», научившись тактильной азбуке.

Сотворившая чудо – это не только о Энн Салливан, которая научила слепоглухонемую девушку видеть мир и воспринимать то, что раньше казалось невозможным. Сотворила чудо и Эллен Келлер, которая смогла понять, где выход из непроглядной, вечной темноты её глаз, и обрести крепкую связь с внешним миром.

»
МУЗЫКА
Мастер, орган и Маргарита
Все эмоции, которые заиграли в моей душе при звуках органа Челябинской Филармонии. В этом году мне удалось впервые побывать на музыкальном мероприятии и услышать орган вживую.
Если вдруг вы захотите найти классическую музыку для детей, то можете случайно «нарваться» на Баха. Я искала мелодии для себя, когда уже выросла из детского возраста. Поначалу странная, жуткая и похоронная музыка Баха навеки завоевала моё сердце, как и любая другая классика, исполняемая на органе.
В Челябинске есть удивительное место, которое я обходила все 18 лет стороной. Просто потому, что не понимала, что интересного может быть в филармонии. До классики надо дорасти, как физически, так и духовно. Наверное, этот момент уже настал, потому что я посетила вечер органной музыки «Мастер, музыка и Маргарита», и осталась довольна.
Музыкальную «канву» бессмертного романа исполнила Мария Блажевич, солистка Томской государственной филармонии. Она с молодого возраста стала лауреатом международных конкурсов, а сейчас гастролирует в России и за рубежом, исполняя органную и фортепианную музыку. Как и всегда, этот концерт именно она сделала искренним и исповедальным.
Моё кресло стояло одиноко между двумя массивными колоннами. Это значит только одно – звук органа проникает в это место и рассыпается, отбиваясь от стен и колонн. Я не знаю, действительно ли это повлияло на мои ощущения, или всё дело в том, что я впервые слушала не запись, а живое звучание инструмента. Я сидела, вытянувшись вперёд и смотря глазами то на трубки органа, то на Марию – всё её тело двигалось в такт исполняемой музыке. Периодически меня охватывала дрожь, мелкая, но заметная. Когда орган звучал сильнее, я чувствовала, что звуковая волна сдавливает мне лёгкие, ударяется о колено, вызывая боль. Но это всё было для меня не так важно, как звук органа, сильный, приятный, сочетающий в себе десятки отдельных, своеобразных звуков.
Цельная, яркая мелодия подхватывает твоё воображение и несёт далеко за пределы зала. Вот звучит «Шествие на казнь» Гектора Берлиоза, и ты уже видишь Патриаршие пруды, таких персонажей, как Воланд и Берлиоз, и те самые слова: «Аннушка уже пролила масло». В каждой нотке отчётливо видится, как Берлиоз противится Воланду, как считает всё это вздором. Орган набирает силу, звучит всё громче и ужаснее, и вот уже голова бедного Берлиоза летит отдельно от тела сводить с ума прохожих.
Всё было для меня не так важно, как звук органа, сильный, приятный, сочетающий в себе десятки отдельных, своеобразных звуков. Орган набирает силу, звучит всё громче и ужаснее, и вот уже голова бедного Берлиоза летит отдельно от тела сводить с ума прохожих.
Чуть позже Мария исполняет регтайм «Кленовый лист» С. Джоплина. Звук часто повторяется, будто бы рябит в ухе. А в твоей голове сцена на балу у Воланда. Ты – Маргарита, которая видит фонтаны с шампанским, стены из камелий и роз, и везде сующего свой нос Бегемота, который, налетавшись в воздухе, вальяжно попивает это шампанское и улыбается тебе. Регтайм держит этот темп и резко заканчивается, возвращая тебя обратно в зрительный зал.
Самое волшебное воспоминание – мелодия И. Корнелюка на тему любви Мастера и Маргариты. На моё удивление, орган, до этого почти всё время сильно и грубо звучавший, может воспроизводить и нежные, переливающиеся мелодии. Именно такой стала эта, показав отношения Мастера и Маргариты.
Для кого-то любовь – запретный плод, риск и развлечение, для кого-то спасение, а для кого-то и погибель. Любовь уже знакомых персонажей соединила в себе и нежные чувства, и тайные встречи, и серьёзную расплату за свою любовь. Все сюжетные перипетии их отношений нашли отражение в музыкальной композиции И. Корнелюка. Той самой, которая звучит и в сериале «Мастер и Маргарита».
Концерт как открывала, так и закрывала музыка Иоганна Себастьяна Баха. Только теперь она мне не казалась жуткой, и уж тем более похоронной. Органная музыка смогла не только наполнить мою душу и заставить дребезжать сердце, но и провела по страницам романа «Мастер и Маргарита», показала, что значит любить и идти на сделку с самим дьяволом ради этой бессмертной, как и роман, любви.
МЕСТА
Все учреждения культуры, в которых проходили описываемые мероприятия.
Автор проекта:
Дарья Шпилёва
Телефон:
+7 (919) 330-70-18
E-mail: shpilyova_darya@mail.ru
Факультет журналистики ЧелГУ, 1 курс
Made on
Tilda