Почти Москва и Санкт-Петербург, но не совсем - это
Культурный Челябинск
Я познакомлю вас с выставками и другими мероприятиями, которые я посещала этой весной
в Челябинске
Мини-оглавление:
в каком порядке я ходила на мероприятия
1
Из библиотеки
в Буэнос-Айрес
9 марта
Челябинская областная универсальная научная библиотека

2
Страна восходящего солнца в городе вечного смога
15 марта
Центральная библиотека
им. А. С. Пушкина
3
Нетипично, монотипично
29 марта
Челябинская областная универсальная научная библиотека
4
Свет, тень и реализм в суровом городе
7 апреля
Государственный исторический музей Южного Урала
5
Что мы знаем об экологии?
10 апреля
Челябинская областная
юношеская библиотека
6
Безумная вечеринка книгоманов
20 апреля
Челябинская областная универсальная научная библиотека
7
Судить книгу по обложке
24 апреля
Челябинская областная универсальная научная библиотека
8
Красота природы
23 мая
Государственный исторический музей Южного Урала
Из библиотеки
в Буэнос-Айрес
Я и Елена Бубнова на открытии фотовыставки «Весна в Буэнос-Айресе»
Вы знали, что в Публичной библиотеке есть проект «Путешествуй по миру с Публичкой»? В рамках этого проекта проводятся разные тематические мероприятия о других странах: выставки, мастер-классы, творческие встречи.

9 марта состоялось открытие фотовыставки «Весна в Буэнос-Айресе» Елены Бубновой. Елена – член Русского географического общества, поэтому путешествия для нее – часть профессии. Она только что вернулась из Буэнос-Айреса и привезла с собой множество красивых фотографий и ярких впечатлений, которыми желает поделиться с другими.

Я никогда не была в Аргентине, но мне нравится путешествовать и узнавать о новых местах, поэтому я с интересом слушала рассказы Елены, которые сопровождали фотографии природы и архитектуры. Аргентина – страна эмигрантов, в основном из Старого Света, особенно много из Франции. ­Они скучали по Родине, и решили сделать архитектуру здесь как в Париже.

Лично мне здания с фотографий больше напоминали Италию и Санкт-Петербург, чем Париж, но архитектура была прекрасна, с этим я не могла спорить. Также больше впечатление на нас с подругой произвела самая широкая в мире улица «Проспект 9 июля». После слов о том, что ее переход займет около десяти минут из-за светофоров, мы пытались представить себе, каково это – тратить столько времени, на переход одной улицы. Нам, с нашими челябинскими дорогами, этого не понять.

Кроме архитектуры зрителей и слушателей не могла не восхитить природа Аргентины. А если быть точнее – красивейшее растение жакаранда. «Оно цветет очень недолго, – рассказала Елена, – отцвело буквально через пять-шесть дней после моего приезда, поэтому мне еще повезло застать эту красоту».

После выступления Елены состоялся небольшой мастер-класс по аргентинскому танго. Я в нем, конечно, поучаствовала, но не могу сказать, что чему-то научилась или хотя бы поняла, как танцевать танго. Мы просто хаотично переставляли ноги, обнимая друг друга за плечи, и старались никого не задеть. Это было довольно сложно сделать, учитывая размеры зала и количество человек в нем – в частности, количество танцующих человек. Впрочем, было довольно забавно, и я неплохо провела время на этом мероприятии.
Страна восходящего солнца в городе вечного смога
Много ли вы знаете о японской литературе?
Кажется, что-то слышали о Мураками и хайку?

А между тем в Стране восходящего солнца было немало интересных и талантливых писателей, о которых множество людей даже не слышали.
В библиотеке имени А.С. Пушкина решили исправить это и 15 марта устроили презентацию о культуре и литературе Японии.

«2018 год объявлен годом Японии, – объяснили организаторы выставки. – Это очень интересная тема, у нас в отделе есть японские авторы, и они пользуются популярностью. Особенно оба Мураками, Соно Аяко, Миюки Миябе. Мы надеемся, что после сегодняшней презентации люди больше заинтересуются японской литературой».

Начать презентацию было решено с терминов. Слушателям рассказали, что такое «гэсаку» (несерьезная, шуточная литература) и какие там есть жанры. Например, «сярэбон» и «коккэйбон» – шуточные и забавные книги. А вот более сложное слово «ниндзёбон» означает и более сложный жанр – книги о чувствах.

После этого был дан краткий экскурс в историю Японии, в частности историю последних веков, и затем начался рассказ о выдающемся японском писателе начала 20 века – Нагаи Кафу. Он обрел знаменитость благодаря произведениям, в которых описывал жизнь гейш, танцовщиц и других людей, связанных с миром развлечений в Токио. Кафу учил английский, путешествовал и, конечно, много читал. Особенно сильное впечатление нанего произвели Золя и Мопассан, которые в некоторой степени повлияли на творчество писателя. Его самые известные произведения –«Цветы ада», «Язвительная усмешка» и «Вечерняя чарка». Организаторы выставки рекомендовали всем гостям прочесть что-нибудь из этого, и я постараюсь однажды это сделать.

После того, как присутствующие познакомились поближе с японской литературой и биографией одного из ее писателей, была проведена викторина, посвященная Стране восходящего солнца. Некоторые вопросы, вроде «Назовите столицу Японии», были несложными, а над другими каждому пришлось бы поломать голову – если вы, конечно, случайно не помните имя их президента или как звучит «Япония» на японском. Впрочем, гости быстро справились с викториной, а затем разбрелись по библиотеке – кто-то направился к полкам, а кто-то уже к выходу.

Агитация возымела действие и на меня, поэтому домой я ехала уже с книгой в сумке. Правда, авторство принадлежало не Нагаи Кафу, а более известному Мацуо Басё, японскому поэту и фактически отцу хайку. Начну с поэзии, а если мне понравится, вернусь в библиотеку за авторами-прозаиками.

Нетипично, монотипично
Сколько современных художников вы знаете? Лично я – максимум Никаса Сафронова. Однако теперь в этот список добавилось ещё одно имя: Владимир Вейс. Владимир – копейский художник, который работает в жанре монотипии. Эта техника заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность с последующим печатанием на станке, но Владимир еще и дорабатывает их в графических программах с помощью компьютера.

29 марта в Публичной библиотеке прошла выставка его картин «Души моей чудесное рождение», на которой присутствовал сам автор.
Сначала гости ознакомились с выставленными работами, стиль которых напоминал смесь импрессионизма и экспрессионизма. Там очень много ярких цветов и энергии.

Мне все время в картинах чудились другие произведения, причём совершенно разных стилей: «Впечатление. Восход солнца» Моне, «Крик» Мунка, что-то из Поллока и Айвазовского, «Похищение Европы» Серова. Самое забавное, что после того, как одна из работ напомнила мне «Похищение Европы», я увидела произведение автора под названием... «Похищение Азии»! И оно было совсем не похоже на картину Серова.

Вскоре после начала выставки организаторы устроили интервью с самим Владимиром Вейсом. Автор картин поведал гостям о своей жизни, о том, как он начинал, как учился в художественном училище.

Однажды мне в училище задали подготовить дома рисунок. Я взял и срисовал пейзаж с какой-то картинки, вроде похоже получилось. Принес преподавателю, он посмотрел и сказал: «Хорошая картинка, да, но видно, что ты срисовал ее. Срисовать – это все равно, что списать у соседа по парте. Поэтому если хочешь заниматься серьезно, то лучше не срисовывать.
С того момента Владимир старался сам придумывать сюжеты для своих картин. Из нескольких десятков работ, что я видела, лишь малая часть напоминала мне другие произведения и других художников.
Однако у Владимира есть много картин, которые не похожи ни на что. Например, я видела множество изображений на церковную тематику, но не вспомнила ни одного, когда увидела картину Вейса «Благодатный вечер», где также есть церковь и святые.

Или произведение «Поцелуй». Наверное, вы подумали о Густаве Климте? Но кроме названия там нет ничего общего! Вейс располагает целующихся людей среди группы лиц, с которыми они сливаются, но в то же время четко выделяются среди всех. Думаю, таким образом, художник хотел показать, как люди любят следить за чужой жизнью, и что нас это не должно волновать.

На меня, любителя подобных произведений импрессивно-экспрессивного характера, картины Владимира Вейса произвели большое впечатление и заставили посмотреть на привычные вещи новым взглядом.
Свет, тень и реализм в суровом городе
Караваджо – один из самых известных и талантливых художников Италии. Его работы хранятся в разных галереях и музеях Рима, Милана, Флоренции и других итальянских и европейских городов. К сожалению, немногие из челябинцев могут себе позволить слетать в Италию и увидеть вживую творения великого художника. Поэтому Государственный исторический музей Южного Урала подготовил выставку «Парадокс Караваджо», а репродукции картин предоставил Итальянский Институт Культуры Москвы. Как говорится, если гора не идёт к Магомету, то Магомет идет к горе!
Практически все выставленные репродукции имеют религиозную тематику. Иисус, Мадонна, Лазарь, апостолы... Хотя на картине, которая понравилась мне больше всего, не было никого из вышеперечисленных: это произведение «Юдифь и Олоферн». На нем показан момент убийства Юдифью Олоферна. Причем момент изображен настолько реалистично, что становится жутко. Говорят, Олоферна писали с мертвого человека…
Впрочем, это не единственная картина, от которой мурашки по коже. Когда смотришь на «Уверение Фомы», кажется, будто Фома действительно залезает Иисусу под кожу, и хочется одновременно отвернуться от этого ужаса и продолжать смотреть на этот шедевр.
Картины Караваджо известны не только своей реалистичностью, но и техникой кьяроскуро – резким противопоставлением света и тени.Конечно, такие вещи лучше оценивать профессионалам. Одна из посетительниц выставки, Мария, оказалась именно таким человеком. Она закончила художественное училище.
«Игра на полутонах очень восхищает, – поделилась Мария. – Свет сложный, чувствуется глубина пространства. Прекрасно написаны фигуры, соблюдены пропорции.Во всем чувствуется стиль художника. Некоторые элементы настолько тонкие, что поймешь, только прочитав описание».
Ниже каждой репродукции действительно висит комментарий, помогающий лучше понять произведение или его фрагменты, что очень упрощает дело. Надеюсь, что после этой выставки Челябинск и его жители станут немного ближе к искусству.
Что мы знаем об экологии?
С 6 по 10 апреля в стране прошла Всероссийская интеллектуальная экологическая игра «ЭкоСмарт». Она направлена на популяризацию интересных сведений об окружающей среде через игровой и соревновательный механизм и не требует специальных знаний от участников.

Игра состоит из серии трех турниров по «Что?Где?Когда?», тематика которых связана с различными сферами экологии и актуальными проблемами, возникающими при взаимодействии человека с окружающей средой.

Первый турнир под редакцией Бориса Белозерова состоялся в Челябинске в воскресенье, и я вместе с другими студентами ЧелГУ решила принять в нем участие.

Вопросы турнира затрагивали серьёзные проблемы: Глобальное потепление, Большое мусорное пятно в Тихом океане, вымирание различных видов растений и животных. Также автор вопросов рассказал игрокам, что акция «Час Земли» на самом деле несет больше вреда, чем пользы: энергосистемам проще работать с постоянной нагрузкой, чем с резкими скачками, когда много людей одновременно выключили или включили свет.

Лично мне больше всего запомнился вопрос о Кызылагачском заповеднике в Азербайджане. Его прозвали «розовые деревья», потому что главная достопримечательность заповедника – фламинго. Зимой там особенно много этих красивых птиц.

Мой сокомандник и опытный ведущий интеллектуальных игр, студент ЧелГУ Илья Клюев поделился своими впечатлениями об игре: «Обычно я гляжу на знатоков глазами ведущего, но на «ЭкоСмарте» ощутил те же танталовы муки в поисках и выборе правильного ответа. На некоторые вопросы просились очевидные ответы, но на взрослых турнирах всё так просто не бывает. Хоть и ответили всего на 9 вопросов из 36, но неплохо поиграли».

Через несколько недель пройдут второй и третий турниры, и я планирую пойти и вновь узнать что-то новое о среде, которая нас окружает.

Безумная вечеринка книгоманов
Книги + мероприятия + бесплатно... «Отличное сочетание», – подумала я и отправилась на «Библионочь» в Челябинскую областную научную библиотеку.

Как только я зашла, мне дали программку, чтобы можно было увидеть, что, где и когда будет происходить. Я начала свое путешествие по миру мероприятий «Библионочи». На втором этаже почти все было связано с книгами: книжный квест, викторины на знание «Гарри Поттера» и «Игры Престолов», интеллектуальная битва в стиле «Шерлока Холмса», книжные чтения. В углу играли в настольные игры. Осознав, что квест слишком сложный для меня, а к играм не протолкнуться, я пошла отвечать на вопросы про «Гарри Поттера». За три правильных ответа, между прочим, платили!

На «Библионочи» действовала валюта Бибкоин, которую можно было заработать участием в квестах и викторинах, а потом потратить на «эмоции» – карточки с сюрпризами.Я решила накопить и обязательно что-то приобрести. На третьем этаже разброс по интересам был куда шире: и аргентинское танго, и мастер-класс по японской живописи суми-э, и песочная живопись. Меня привлекла последняя, и зашла в зал, где кучковалось много детей. Да, именно кучковалось – они стояли по несколько человек вокруг чего-то, непонятного мне с первого взгляда. Оказалось, что это своеобразные ящики с песком, установленные на уровне пояса, чтобы люди могли своими руками писать картины на песке. Я тоже отвоевала себе уголок с песком и стала возить пальцем, выводя сердечки, цветочки и буковки. Запечатлев свой шедевр на телефон, я пошла бродить по остальным местам (предварительно помыв руки после песка, естественно).

На первом этаже уже началась лекция о кофе, которую я слушала, параллельно рассматривая комиксы, продававшиеся неподалёку. Если бы я что-то понимала в комиксах или кофе, то мне бы, вероятно, было бы интереснее. Зато мне удалось поговорить с одной из посетительниц «Библионочи», Мариной, которая пришла сюда с ребенком.

«Мне очень нравится, что здесь интересно не только взрослым, но и детям, – поделилась Марина. – Моя дочка уже попробовала себя в кастинге «Ералаш», викторинах, и особенно ей понравилось рисовать на песке. Еще очень радуют артисты в костюмах, например, Маша и Медведь из мультфильма. Дочка в восторге от них, уже сфотографировалась. А мне больше понравился человек на ходулях, по-моему, это просто невероятно».

После разговора с Мариной я вновь отправилась на полюбившийся второй этаж, где нам провели экскурсию по архиву и продемонстрировали огромные фолианты и маленькие карманные книжечки на самые разные темы.
Наконец я дождалась персонального хедлайнера вечера – викторину.
Она была в формате телевизионной «Своей игры», и мне удалось там заработать несколько Бибкоинов. Темы викторины в основном были связаны с книгами, но были и вопросы о фильмах, газетах, языках.
«Своя игра» была настолько увлекательной, что мы забыли про время: «Библионочь» уже заканчивалась, и я не успела купить карточки «эмоции» с сюрпризами, потому что они были распроданы. Вместо них предлагались наборы для создания узоров, маленькие книжечки и еженедельники. Расстроившись из-за отсутствия карточек, я купила парочку еженедельников, чтобы Бибкоины не пропадали зря.

Впрочем, несмотря на то, что мне не достались карточные «эмоции», настоящих эмоций мне хватило с лихвой. И с ними, отличным настроением и еженедельниками я возвращалась домой.

Судить книгу по обложке
Обложка, на самом деле, важная часть книги. Сколько книг было куплено и прочитано из-за того, что читателя привлекла обложка?..

На выставке «Самые красивые книги Германии» в Челябинской областной научной библиотеке красивых обложек было хоть отбавляй. Десятки книг с обложками на любой вкус, цвет и стиль.

Некоторые были в стиле минимализма, например, пчела на желтом фоне, мишень, просто красивый узор. Одна, кажется, пародировала «Адидас», что почему-то весьма позабавило меня. Были и более сложные композиции. На двух обложках (одна из книг – авторства Ильфа и Петрова) были изображены лестницы, напомнившие мне голландского художника-сюрреалиста Эшера, хотя они и были чуть проще.

Разумеется, все книги были на немецком, и потому я не могла их прочитать. Однако, несмотря на это, одна из книг оказалась интересна и без всякого перевода и текста в принципе. Привлекла она меня обложкой со словами «Guten duck»: я, любитель глупых и не очень каламбуров и игр слов, не смогла устоять. Положив на стол сей фолиант, я начала листать страницы.
Суть книги заключалась в том, чтобы в игровой форме рассказать немецким детям о разных животных. Все животные, насекомые и птицы, которых я увидела в книге, были не сфотографированы, а именно нарисованы – иногда реалистично (с подписанными названиями), иногда просто как абстрактное изображение вида животного. Лично меня больше всего привлекли бабочки, а точнее их крылья. Там был герой мультфильма, мем (!) и даже… Адольф Гитлер! Кажется, с самоиронией у ребят из Германии проблем нет. Все остальные изображения птичек, насекомых, ящериц и непонятных существ просто не могли сравниться с этими шедеврами.

После этого произведения все остальные книги, точнее их обложки, не могли оставить более яркое впечатление,даже радуга, извините за глупую шутку, но она правда была на одной из обложек. И у «Алисы в Стране Чудес» была не слишком оригинальная обложка – девочка под большим зеленым деревом и зелеными и оранжевыми листьями.

Окинув взглядом стеллаж и не обнаружив там больше ничего интересного, я отправила в Инстаграм фото той самой страницы с бабочками-мемами и отправилась на выход.

Красота природы
Я, как и многие, люблю природу и готова любоваться ею если не часами, то «получасами» точно. Поэтому меня привлекала выставка «NationalGeographic»: Дикая природа России-2017», которая проходит в Историческом музее Южного Урала. Фотографы участвовали в 16 номинациях: «Пейзажи», «Млекопитающие», «Птицы», «Мамы и детеныши», «Заповедная Россия», «Городские джунгли», «Подводная съемка», «Юные таланты», «Природа в черно-белых тонах», «Фотоистория», «От заката до рассвета», «Макросъемка», «Растения», «Городские джунгли», «Мобильное фото» и специальная номинации «Энергия жизни».
Конечно, самой милой была номинация «Мамы и детеныши». Лисицы, олени, морские котики и ондатры со своими детьми. Кто-то кормит, кто-то играется. Мои фавориты – медведица с медвежатами, напоминающие «Утро в сосновом лесу» Шишкина.
В «Макросъёмке» в основном были изображены насекомые максимально близко. Даже при всей моей нелюбви к насекомым нельзя было не признать, что фото выглядят интересно и весьма завораживают – хотя, казалось бы, всего лишь богомол, жук или стрекоза вблизи.
Моя любимая номинация – «Пейзаж». Лучше, чем смотреть на фото природы, может быть только смотреть на эту природу вживую – одной такой возможности у меня не было, к сожалению. На выставке было много фотографий с Алтая и Дальнего Востока, чуть меньше с Урала, в основном из Пермского края. Горы и снега, океаны и моря, поля и даже вулканы – разве все это не прекрасно?..
Также мне запомнились фотографии подводного мира – но не рыб, а разноцветных кораллов, которые переливались всеми цветами радуги и не только и были абсолютно прекрасны в своей яркости. Хотя были и другие фото, что брали своим цветом и яркостью: вид сверху на реку в лесу создавал ощущение, словно по зеленому полотну провели кистью, которую обмакнули в голубую краску и чуть-чуть добавили белой. А рядом с этой фотографией висела другая, полностью контрастировавшая с ней: там была изображена березовая роща, покрытая снегом. Если бы не редкие слабозаметные красные листочки на ветках, я бы решила, что это фото из номинации «Природа в черно-белых тонах».
К сожалению, я не могла провести в этом музее вечность, ну или хотя бы купить какие-нибудь из этих фотографий. Благо, теперь это фото всегда будут в памяти… В памяти моего телефона, разумеется.
Спасибо за внимание!
Made on
Tilda