Общество, культура, медиа
КАРСТЕН ХЁЛЛЕР
Синтез науки и искусства
Карстен Хёллер родился в 1961 году в Брюсселе, сейчас живет и работает в Стокгольме.

Хёллер получил докторскую степень по агрономии со специализацией в области энтомологии в Университете имени Христиана Альбрехта. Только в конце 1980-х он начинает заниматься искусством. Тем не менее, он проводит исследования в области энтомологии до 1994 года.

Художник работает в направлениях переосмысления опыта и пространства искусства и является одним из главных представителей искусства этого десятилетия — так называемой «эстетики отношений». В своих работах Хёллер создает ситуации, которые заставляют усомниться в собственных формах восприятия и позволяют посетителям выставки проводить эксперименты на себе. Работы Хёллера часто напоминают механизмы научной лаборатории, что и позволяет зрителю стать предметом эксперимента. Его проекты с начала 1990-х годов охватили строения, транспортные средства, игрушки, игры, аттракционы, наркотики, животных, перформансы, лекции, 3D фильмы, мигающие огни, зеркала и сенсорную депривацию.


Цель "эстетики..." состоит в том, чтобы бросить вызов традиционному музейному укладу (с тихим, вдумчивым, серьезным осмотром экспозиций в одиночку), создавая коммуникативную систему в виде инсталляций, которые являются одновременно и аттракционами, и арт-объектами.
Инсталляции Карстена Хёллера сами по себе еще не являются законченным произведением, но, вступая в контакт с человеком, производят различные эффекты, провоцирующие иллюзии, видения, головокружение и прочие не всегда предсказуемые реакции тела. Он сам называет их «инструментами сомнения», или замешательства.
Лаборатория сомнения. 1999 Создавая эту работу для выставки Laboratorium в Антверпене, Хёллер, по его словам, стремился построить не изображение в той или иной технике, а ситуацию. Он разъезжал на сером «мерседесе», снабженном громкоговорителями, и оглашал собственные различные сомнения. Иногда он просил прохожих сделать то же самое, а также пытался выяснить у них, как вообще можно вызвать сомнение и заставить человека чувствовать себя неопределенно. В одном из интервью художник рассказал, как однажды он почувствовал, что не знает, что делать дальше и зачем продолжать делать что бы то ни было, и тогда решил просто работать с этим состоянием. Эпизод, как он ездит кругами вокруг перекрестка, в то время как остальные машины поворачивают в каком-либо из направлений, был заснят на видео. Этот фильм под названием «Минута сомнения» (One Minute of Doubt), который, как видно из названия, длится одну минуту, а также дневник «Дни сомнений», охватывающий период с 31 июля по 17 сентября 1999 года, сопровождают проект и остаются его материальными свидетельствами.
Экспедиционное оборудование для самоисследования. 1995 Этот набор разнообразных очков и более сложных приспособлений трансформирует обычное видение окружающего мира. Зритель, например, может надеть на спину своеобразное крепление с зеркалами, система отражений которых абсолютно дезориентирует в пространстве. Эффект усиливается при передвижении. Есть еще пара очков с разноцветными стеклами, причем для каждого глаза можно выбрать свой цвет. Но моделью, получившей наибольшее распространение, стали очки, сквозь которые человек видит окружающие предметы перевернутыми.

В действительности именно таким образом глаз и воспринимает мир, это наш мозг переворачивает «картинку». В 1897 году американский психолог Джордж М. Страттон написал статью о своих экспериментах в области подобного видения — без естественного переворачивания зрительного образа. Вдохновленный экспериментами Страттона, Хёллер предлагает желающим продлить и собственный опыт. Если носить его очки несколько дней подряд, то уже без их посредства человек сможет видеть окружающий мир непосредственно таким, каким его воспринимает сетчатка глаза без вмешательства мозга, то есть перевернутым.
Комната с перевернутыми грибами. 2000 Гигантские мухоморы свисают с потолка вверх ногами и крутятся вокруг собственной оси. На сей раз Хёллер переворачивает мир не в иллюзорной, а непосредственно в физической реальности. Это видение, порожденное не то детскими сказками, не то приемом галлюциногенных веществ, сбивает зрителя с толку и призывает его забыть о привычных ожиданиях от мира, чтобы погрузиться в фантазию. Безусловно, художник выбрал мухоморы не только за декоративные свойства, но и за способность усиливать работу воображения.
Световая стена. 2000 Существует также в варианте «Световой угол» и «Световая комната». Стена (или несколько стен) покрыта множеством лампочек, мигающих с частотой, которая соотносится с активностью человеческого мозга. Миганию света соответствует пульсация звука. Эта крайне агрессивная светозвуковая среда выявляет пределы человеческого восприятия и порождает различные визуальные феномены, которые зависят от индивидуальной чувствительности каждого зрителя. Эта работа вписывается в традицию оптического и кинетического искусства, обращаясь к работе зрения и предлагая некий динамичный опыт.
Зеркальная карусель. 2005 Манеж, конструкция которого полностью покрыта зеркалами, вращается с исключительно медленной скоростью. Вместо головокружительного вихря этот «аттракцион» предлагает созерцательный и в чем-то меланхоличный опыт. Трансформируя восприятие времени и пространства, медленное перемещение по кругу подчеркивает каждый проходящий момент и каждый вновь открывающийся вид. Образы перемещаются из реального пространства в зеркальное отражение и обратно, превращаясь в подвижную картину. Существуют и другие карусели, созданные Хёллером. Сохраняя декорацию традиционных каруселей, они напоминают монументальные реди-мейды.
Вращающийся гостиничный номер. 2008 Эту инсталляцию можно было не только увидеть днем в Музее Гуггенхайм в Нью-Йорке, но и переночевать в ней, предварительно зарезервировав свой визит. Типичная меблировка гостиничного номера — кровать, стол со стулом, комод с мини-баром — расположена на трех стеклянных дисках, которые в свою очередь установлены на четвертый, большой диск. Каждый диск медленно вращается, так что расположение предметов постоянно меняется. Засыпая в этой вращающейся комнате, просыпаешься в той же кровати, но уже в иной, непредвиденной обстановке.
"Гигантские трехчастные грибы», 2010 – это пять трехмерных объектов, разного масштаба от 1 до 2,5 метров высотой. Это копии увеличенных в тысячи раз грибов, произрастающих на евразийской территории в естественных условиях. Половина каждого из «грибов» состоит из подвида галлюциногенного и ядовитого мухомора (Amanita Muscaria), другая часть из двух случайно выбранных грибов в соответствующем масштабе.
Хёллер интересуется грибами с точки зрения их феноменальных психотропных способностей. Увлеченность художника этими удивительными организмами обусловлена тем влиянием, которое они оказывали на человечество через шаманство задолго до появления господствующих сегодня религий. Это влияние до сих пор прослеживается в фольклорном искусстве разных стран мира. «Мухомор - это символ, который потерял свой первоначальный смысл и поэтому стал еще более серьезным предвестником того, что где-то и когда-то может зародиться абсолютно новая культура», – как объясняет Бальдо Хаузер.
«Гигантские трехчастные грибы» также раскрывают другую, постоянно исследуемую художником тему: «двойственность» и «раздвоение». Здесь он использует то простые способы деления, то сложные математические формулы, для того чтобы разделить пространства и объекты.
Серия "Горок". 1988 - наст.вр. Потеря контроля, предание себя во власть скорости и непредсказуемых виражей, спонтанные реакции, непосредственная радость — вот что является истинным содержанием этих инсталляций. Хёллер полагает, что если ежедневно практиковать спуск с подобных горок, то это изменит поведение человека в целом. Поэтому сам автор понимает свою работу не только как монументальную скульптуру и интерактивную инсталляцию, но и как практическое средство передвижения. Серия включает в себя также несколько проектов, включающих спуски в жилые и общественные архитектурные постройки и ландшафт. Художник провел целое исследование на тему горок и катания по ним и объединил все материалы: собственные идеи и эскизы, чертежи и схемы с математическими расчетами, цитаты из литературы и философии — в один том, изданный в «Тейт».
Искусство для Карстена Хёллера — это сфера эксперимента с чувственным восприятием человека. Трансформируя его посредством своих инсталляций, художник позволяет по-новому взглянуть на мир и почувствовать самого себя. Он не создает образы, которые можно созерцать на расстоянии, но внедряется непосредственно в тело зрителя.
Инсталляция выстраивает определенные физические ощущения, но каждый человек, в силу индивидуальности организма, переживает их по-своему. Работы художника дестабилизируют взгляд, отнимают равновесие и заставляют потеряться в пространстве. Создать ситуацию сомнения, неустойчивости, заставить человека стать таким, каким он сам себя не знает, — вот его творческий метод. Однако полученный опыт в лучших работах Хёллера — не просто аттракцион, но и способ поставить те или иные вопросы, вдохновить зрителя на определенные размышления.
Made on
Tilda