Кинодокументалистика СССР 19201940 годы
Документальное кино – целый отдельный киномир.
Документальное кино – не просто особый жанр, специальная отрасль киноиндустрии. Это – целый отдельный киномир. Со своими законами, со своей географией, со своей историей, которая ничуть не менее, а может даже и более интересна, чем история кино художественного. Между прочим, самый первый фильм, снятый на Кольском полуострове, был именно документальным.
В 1920-е годы молодое советское кино развивалось не в изоляции от остального мира. Первый успех пришёл в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всем мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х гг. были созданы фильмы, способствовавшие развитию языка всего мирового киноискусства.
В советское время документальное кино было и востребовано властью и пользовалось популярностью. Документальные фильмы не только освещали новости, но и были инструментом коммунистической пропаганды, служили государственным интересам.
Ряд талантливых советских режиссёров-документалистов, несмотря на все трудности, смогли пробиться и создать несколько фильмов, которые вошли в золотой фонд мирового документального киноискусства. Особенно следует отметить режиссёров Дзигу Вертова, Льва Кулешова, Константина Кереселидзе, Романа Кармена, Артавазда Пелешяна и Михаила Ромма.
Дзига Вертов – советский кинорежиссёр и сценарист, один из основателей и теоретиков документального кино.
С 1920 года – режиссёр-документалист, инициатор выпуска киножурнала «Кино-Правда» (1922–1924 годы). Работал на студиях «Культкино», 3-й Госкинофабрике, Киевской кинофабрике ВУФКУ (1927–1930 гг.), «Межрабпомфильм», ЦСДФ.
Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930). Снимает «Три песни о Ленине» (1934), фильм в жанре образной кинопублицистики, который газета «Правда» назвала «Песней всей страны». Фильм «Колыбельная» (1937) посвящён двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции.
В документальном кино актуальностью, поэтическим осмыслением материала, глубиной идеи отличаются фильмы режиссера В. Турина ("Турксиб", 1929 г.). Романтической направленностью отличался игровой фильм Ю. Райзмана "Земля жаждет" (1930 г.), посвященный освоению пустыни.


В 1939 году в Мурманске заработал постоянный корпункт Ленинградской студии кинохроники. Много было и фильмов, повествовавших об освоении горнорудных богатств, передовиках тралового лова, нелёгкой службе военных моряков, природе и жизни коренного населения нашего края. Выделим среди них ленты «Траловый флот на севере», «Восточная Лапландия», «Советское Заполярье», «Кировск», «На далёком берегу», «68 параллель», «Город в тундре», «Семь островов», «На северной вахте (Северный морской флот)».
Достижением не только кинодокументалистики, но и всего советского кинематографа в 1920–1940-х годах оказалось создание особого кинематографического языка, который соединил в себе реалистические традиции русского сценического искусства с новейшими техническими приемами, на которые тогда оказался способным мировой кинематограф.
Лонгрид подготовили:
  • Екатерина Волосникова
    Instagram: cath_vs
  • Полина Малышева
    Instagram: malopolina
  • Анастасия Российская
    Instagram: kreisfreiestadt