Культура античного мира
Подготовила группа ЖМК-101
Древняя Греция— античная греческая цивилизация на юго-востоке Европы, наивысший расцвет которой пришёлся на V— IV вв. до н. э. —период, получивший в её истории название классического. В культуре Древней Греции лежат истоки современной европейской цивилизации.

С центром на территории Балканского полуострова, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии, в ходе колонизации она распространилась в Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. История Древней Греции рассматривается в хронологических рамках с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э., когда эллинистические государства потеряли самостоятельность и вошли в состав Древнего Рима. Сами греки и поныне называют свою страну Элладой, а себя эллинами, название «Греция» получено от римлян.


Жители Древней Греции
Культура Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Вершина её классического наследия относится ко времени Афинской демократии. В числе её главных особенностей отмечают её глубоко общественный характер.

Культура Древней Греции стала прародителем не только литературы и философии, но также и религии, искусств: архитектуры, скульптуры и т.д. Именно по этим причинам она заслуживает более глубоко и подробного рассмотрения.

Посейдон сражается с Афиной за право главенствования в Аттике
Афинский Акрополь
Общественный строй Древней Греции
История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.


Джон Уильям Уотерхаус: больного ребенка принесли в Храм Эскулапа - 1877
Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. Свободное население состояло из полноправных граждан, метэков (иностранцев) и вольноотпущенников. Всей совокупностью гражданских и политических прав, привилегиями пользовались только полноправные граждане, рожденные от афинянина и афинянки.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.

«Не демократия - писал Ф. Энгельс, - привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным»

Ф. Энгельс
Философ
Старец-лекарь навещает больного война в Афинах
Архитектура
Греческие храмы представляют собой прямоугольные здания,
обязательно имеющие колоннаду и состоящие главным образом из трех частей:

  • 1
    Преддверие, с колоннами (pronaos)
    .
  • 2
    Внутреннее помещение (naos) (где всегда стоит статуя Бога)
  • 3
    Опистодом (не обязательный элемент) – это сокровищница для хранения подношений для богов
Типы греческих храмов (то, к какому типу храма относится то или иное здание, зависит от количества колон в нем и их расположения)

1. Храм с двумя колоннами (минимальное количество) – Храм в антах

2. Простиль –колонны расположены от угла до угла, перед всем фасадом

3. Амфипростиль –колоны расположены и с одного торца храма и с другого

4. Периптер (гр. окрыленный) – колоны расположены по всему периметру здания (самый частый вид храма)

5. Диптер – колоннада окружает храм два раза –Храм Аполона в Дидимах (300 г. до н.э.)

6. Псевдодиптер – колоннада одна, но расстояние двойное

7. Толос (круглый)

В Греческой архитектуре есть два принципа: антропоморфизм и тектоника.

Типы греческих ордеров:
1. Дорический (подобен мужскому силуэту)
2. Ионический (подобен женскому силуэту)
3. Коринфский

Коринфская и ионическая колонны состоят из трех частей:
1. База (стопы)
2. Ствол (туловище)
3. Капитель (голова)

Ордер это не только колонны, но и все, что они держат. Так называемый антаблемент. Элемент который есть только у дорической колонны - триглифы. Ордер - способ строить храм (лат. - способ, порядок).
Архитекторы не могли выбрать ордер, потому что ордера принадлежали к определенной этнической группе.

Самыми яркими примерами дорического ордера являются: Храм Зевса и Храм Геры, ионического ордера - Храм Геры на острове Самос и Храм Аполлона в Дидимах.

В первые все три ордера пересеклись при строительстве Афинского акрополя. К дорическому ордеру относится Парфенон и Пропилен, а к ионическому - Эрехтейон. Смесь: Храм Аполлона в Бассах, снаружи - дорийские, внутри - п-образная колоннада из полуколонн, в центре - коринфская колонна.
Скульптура
Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён, великих, скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.
Гомеровский период
Монументальная скульптура гомеровской Греции не сохранилась. Судить о ней можно по описаниям древних авторов. Представляли её деревянные статуи, лишь в самых грубых формах воспроизводившие человеческое тело, так называемые ксоаны . Подобные изваяния могли украшаться металлическими деталями одежды и оружия.

Из скульптуры этого времени до нас дошли только произведения мелкой пластики, в основном культового характера. Это статуэтки, изображающие богов или героев. Нередко они, также, как и сосуды, украшались росписью. Создавались они из терракоты, слоновой кости или бронзы. Среди них есть не только человеческие изображения, но и изображения коня, кентавра. В них только намечается интерес к передаче напряженной работы мышц, конструкции и пластике тела.
Архаика

В начале периода архаики скульптура ещё не занимала столь значительного места, как в классическом греческом искусстве. Её опережала вазопись, опиравшаяся на уже имеющиеся достижения прошедших веков. Тем не менее, в статуях VII века до н. э. — корах и куросах — возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. Сразу следует отметить, что до эпохи поздней классики женские изображения будут лишены наготы, в то время как в мужских образах будет воспеваться естественная красота обнаженного человеческого тела.


Ранняя классика
В начале V века до н. э. в греческой скульптуре одновременно с обобщением образа, его большей ясностью и дальнейшим развитием связи скульптуры с архитектурой возникает особый интерес к максимально правдивой передаче движения. Стремление прямолинейно передать натуру даже порождает угловатость форм, разрушающую гармонию статуй конца архаики. Лишь со временем искусство классики придёт к новой гармонии и цельности.
Высокая классика
Творчество Мирона можно отнести к одному из двух направлений, сложившихся в искусстве классики. Одно из них, представленное мастерами Ионии и Аттики, стремилось выявить красоту движения, в то время как второе, развивавшееся на Пелопоннесе аргосско-сикионской школой, создавало образы гармонии, основанной на внешней неподвижности тела, наполненного внутренним дыханием жизни, скрытым движением. В какой-то степени соединить обе тенденции сумел великий Фидий.
Поздняя классика
В IV в. до н. э. греческая скульптура, не утратив своего совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим столько замечательных произведений в век Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота. Изменился также материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения.
Общее культурное наследство греческой скульптуры очень велико и составляет существенную часть той материальной основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.
Николай Николаевич Пикус
Мода Древней Греции
Знаете ли вы, насколько греческий стиль в одежде влияет на современную моду? Вы будете приятно удивлены тем, насколько сильно мы ежедневно заимствуем стиль и моду древних греков, и как много вещей мы носим, даже не зная, что мы должны быть благодарны в этом именно грекам.

Для более глубокого понимания, мы детально изучим принципы построения Греческого костюма.
Первое, что мы должны знать, это то, что моду и одежду Древней Греции отличали четыре особенности:

• Закономерность- определялась шириной ткацкого станка, на котором ткали материю. Ткань не сшивалась,а только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелюры греческих колонн. Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой, модой той эпохи: по канонам того времени платье не кроили, т.е. скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала.

• Пропорциональность- выражалась в её гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции: «все в меру», и никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

• Симметричность- определялась не только прямоугольным куском материи, из которого оно делалось, но одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

• Целесообразность- соблюдалось неукоснительно. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь... и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев...» - говорит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям подразумевалось само собой, и произведения искусства того времени являются тому доказательством.



Классическая одежда Древней Греции подчинялась основным требованиям моды тех лет: использовались только определенные размеры ткани, в одежде отсутствовал крой и она искусно драпировалась древнегреческими мастерами. Греческая обувь создавалась в таком же простом стиле — сандалии состояли только из плоской подошвы и тонких кожаных ремешков. Кроме изящных и легких сандалий, женщины Эллады носили красные кожаные ботинки на шнуровке. Золотые украшения и замысловатые прически древнего народа завершали этот совершенный и изысканный наряд. Технический прогресс того времени позволял элитным гречанкам пользоваться шелковыми зонтиками, ювелирными украшениями и другими аксессуарами.

Так какое же влияние греческий стиль оказал на современную моду ?
Ответ на данный вопрос очень прост, стоит вспомнить любимое всеми платье с драпировкой:
Платья с драпировкой – именно то, что первое приходит на ум, когда мы говорим о греках. Модельеры взяли на заметку и начали использовать драпировку примерно в 20 веке.

Дизайнеры создавали платья и юбки с причудливыми драпировками на талии и на линии декольте. Такое направление в одежде сделало отличный акцент утонченности женщин. Именно поэтому ежегодно мы наблюдаем огромное количество звезд на красных ковровых дорожках, одетых в платья с драпировками уже не только на талии или на груди,так как модельеры продолжают развивать данную идею и создают различные образы, подходящие практически каждой девушке. Теперь одевая такое платье, мы будем знать, что каждая из нас – Древнегреческая богиня.


Так же известным примером может послужить платье на одно плечо.
Это тенденция, которая никогда не выйдет из моды и останется с нами навсегда, и этим мы тоже обязаны грекам. Надевая платье через одно плечо, вы всегда будете очаровательны, так как эта асимметрия привлекает не только внимание мужчин, но и зависть у женщин. Существует огромное количество вариаций данных платьев. Это могут быть как платья с тонкой ленточкой через одно плечо, так и драпировка, закрывающая полностью плечо и руку. Вы можете найти любое платье, как свадебное, вечернее платье в пол, или коротенькое летнее платье, которые будут оголять ваше плечо. Только назовите любой вид платья, и вы обязательно найдете его вариант на одно плечо. Одной из причин, по которым женщины выбирают такие платья – это то, что они придают нашему образу гламур и экзотику и делают ваш внешний вид неповторимым.


Театр Древней Греции
Сейчас для нас театр — дело будничное. В любой день мы можем посмотреть афишу, выбрать спектакль и вечером пойти туда, куда нам нравится, — лишь бы удалось купить билет. В Афинах же всё было совсем не так.
Представления давались только два раза в год, во время которых зрители получали от государства свой дневной заработок, так как показ всех пьес занимал не один день.

Древнегреческий театр имел определённые каноны: разделение пьес по жанрам, их чёткую последовательность, место и время проведения. Ещё одной особенностью театральных постановок являлся их состязательный характер: пьесы подвергались критике жюри, которое определяло лучшее произведение в каждом жанре и награждало его автора.

Самой известной и значимой театральной площадкой являлся Театр Диониса на южном склоне Акрополя, хотя у каждого города Греции были свои собственные театры, которые по планировке ничем не отличались друг от друга.

Изначально, в театральном представлении принимал участие только хор, а позже драматурги стали задействовать актёров (до трёх человек).
Ораторское искусство, яркие костюмы и большие маски – основные отличительные черты постановки того времени.
Следует отметить, что посещение театра было обязательным для всех граждан, так как служило данью уважения божествам.



Театр Античности заложил фундамент, без которого не существовало бы театрального искусства нашего времени. Разумеется, модернизация затронула множество его аспектов, но неизменным остается значимость античного греческого театра, как основоположника этой сферы искусства.
Мифология Древней Греции
Античная литература выросла на мифологии. Мифы - это наиболее ранняя форма понимания окружающего мира и самого себя.

Мифы в большинстве случаев представляют собой рассказы о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, обычаев, установлений, наличие которых играет значительную роль в общественной жизни. Предметом мифа являются и небесные светила - солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо и о том, как создавалась их форма, направление движения и.т.д. Значительную роль во всех этих рассказах играют животные и мотивы превращения.

Человеку в первобытнообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, и поэтому самым убедительным для него разъяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений - вот почему вся природа оказалась огромной родовой общиной, представители которой являлись живыми существами и находились в тех или иных родственных отношениях (объяснял незнакомое с помощью знакомого).




Периоды мифологии:


1) Доолимпийские - основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движимым непонятными силами, земля - основа мифологии, источник и кормилец всего мира - хтонизм, фетишизм, анимизм). В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфизму.

2) Олимпийские
- связанный с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму (ранняя классика и поздний героизм). Один главный бог - Зевс. Появляются боги нового типа, женские божества получили новые функции в связи с эпохой патриархата. Остаются, правда, фетишистские элементы - волоокая Гера и т.д. Возрастает роль людей в мифах: Ахилл ругает Аполлона за укрывательство Гектора.

В период поздней классики миф теряет свое "священное" значение, высвобождаются заключенные в нем элементы научной мысли и художественного творчества. Мифология становится достоянием искусства.
Зевс (Юпитер) - отец всех богов и его жена Гера (Юнона)
Олимпийские боги
Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи (называемые Крониды):

• Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона, бог грома и молний.
• Гера — сестра и жена Зевса, покровительница брака, семейной любви.
• Посейдон — бог морской стихии.
• Аид — владыка Царства Мёртвых.
• Деметра — богиня плодородия и земледелия.
• Гестия — богиня домашнего очага.


Монсио. Олимпийские боги
А также в число олимпийцев входили потомки Зевса:

• Афина — богиня мудрости, справедливости, наук и ремёсел, а также военного дела. Покровительница городов и мудрости.
• Персефона — богиня весны, королева Царства Мёртвых.
• Афродита — богиня любви и красоты.
• Гефест — бог огня и кузнечного ремесла.
• Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства. Покровитель странствующих.
• Аполлон — бог света, покровитель искусств. Также бог-врачеватель и покровитель оракулов.
• Арес - бог войны
• Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.
• Дионис — бог виноделия и веселья.
• Гелиос — бог Солнца.
• Гименей — божество брака
    Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

    Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо.

    Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...

    По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

    Гилей и нимфы
    Дриада
    Мойры
    Культурный вклад греческой мифологии
    Культурный вклад греческой мифологии Влияние греческой мифологии на современное общество часто отмечают в искусстве и поп-культуре. В 1980-х годах сингл «Venus» женской рок-группы The Bangles входил в десятку хитов. Телевизионные шоу и фильмы, такие как диснеевский «Геркулес», заново познакомили новое поколение с мифическими героями, например, с Аидом, повелителем Подземного царства. На самом деле, фильмы пересказывают историю о Геркулесе с 1950-х. Некоторые известнейшие произведения искусства и литературы западного мира также хранят в себе следы греческих легенд. «Рождение Венеры» Боттичелли, например, – одно из самых узнаваемых полотен в мире. Оперы также часто черпают вдохновение в греческой мифологии. Один из самых известных примеров – «Орфей в аду» Оффенбаха. Великие писатели, такие как Данте, Шекспир и Милтон, настолько часто ссылаются на греческую мифологию, что для полного понимания их творений необходимо знание этих легенд. «Тэнглвудские рассказы» Натаниэла Готорна – это сборник переписанных греческих мифов.

    Несмотря на порой сомнительное использование греческой мифологии в современной культуре, её вклад в современное общество нельзя переоценить. Ссылки на греческие мифы более чем многочисленны. На самом деле, они даже повлияли на наши географические карты. Сборник карт называется «Атласом» по имени титана, который держал землю. А Европа, будучи домом для стольких сообществ, на которых повлияла греческая культура, названа в честь Европы - девушки, которую похитил Зевс, превратившись для этого в быка.