Австрийские коллеги Бейса создали так называемый «экзистенциальный перформанс», изучающий жестокость и первобытные состояния. Им во многом наследовала одна из самых известных художников жанра — Марина Абрамович, с которой сейчас у многих и ассоциируется слово «перформанс». Она известна радикальными представления, во время которых ее жизнь часто подвергается опасности. Абрамович резала себя ножом, лишала себя кислорода, проводила сотни часов, сидя на стуле, но ничего из этого не напугало ее, кроме перформанса под названием «Ритм 0». Его основное отличие от других представлений Абрамович заключалось в том, что она отвела себе не активную, а пассивную роль — действовать предстояло зрителям. Абрамович разложила на столах 72 предмета, часть которых вызывали удовольствие — вроде меда или розы, часть вызывали боль (кнут или нож), а один вызывал смерть (заряженный пистолет).
Зрители, запертые вместе с Мариной в одном помещении, могли делать все что угодно с этими предметами и ее телом — художница обещала, что все 6 часов представления простоит неподвижно. Поначалу люди стеснялись ее трогать, но потом природная жестокость взяла верх над приличиями — с художницы сорвали одежду, ее тело резали, кололи шипами роз, один зритель даже собирался застрелить художницу, но другой посетитель вовремя отвел его руку. Абрамович теоретически представляла себе, как будет проходить перформанс, но не подозревала, насколько ее напугает неприкрытая дикость этих вроде бы цивилизованных людей. Этот перформанс состоялся в 1974 году, и с тех пор Марина таких опытов не повторяла. После этого на всех представлениях она изучала боль, дикость и сумасшествие, калеча себя самостоятельно.