#профессиидлямедиакоммуникаторов
Кинопродюсер
Этот лонгрид создан, чтобы познакомить читателей с профессией кинопродюсера.
Продюсер (англ. producer, от produce — производить) в кинематографе — доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров и технического персонала.

Основная задача продюсера — обеспечить съёмочной группе условия для съёмок фильма и успешной реализации творческой задачи.

History
История
Краткая история возникновения профессии
Система продюсеров в кинопроизводстве сложилась в первом десятилетии XX века в Голливуде, когда формирование кинокомпаний естественным образом привело к необходимости выделения лица, осуществляющего общее руководство процессом выпуска фильма на всех его этапах, наделённого самыми широкими полномочиями в отношении технических, финансовых и художественных вопросов и несущего персональную ответственность за успех проекта.
В СССР вплоть до начала 90-х годов кинопроизводство было сугубо государственным, поэтому понятия "продюсер" не существовало. Лицо, занимавшееся административно-финансовыми вопросами при производстве фильма, называлось директор картины. Первым советским фильмом, в титрах которого появилась должность "продюсер", стал фильм А. Разумовского "Мордашка" (1990).

Хрестоматийным примером продюсера в классическом Голливуде был Ирвинг Тальберг; сразу после его смерти Американская киноакадемия учредила награду его имени, которая вручается лучшим кинопродюсерам. Награда считается очень редкой, так как вручается не каждый год, с 1938 по 2018 год была вручена только 41 награда. Первым этой награды удостоился Дэррил Ф. Занук, американский продюсер, сценарист, режиссёр и актёр, сыгравший одну из важнейших ролей в становлении и развитии американской киноиндустрии. В 1962 году Совет управляющих киноакадемии голосованием принял решение, что ни одно лицо не имеет права на получение Награды имени Ирвинга Тальберга более одного раза, данное правило актуально и по сегодняшний день.
???
Какие бывают кинопродюсеры?
Виды кинопродюсеров
Продюсер может работать от имени студии (студийный продюсер) или сам по себе (независимый продюсер). Студийный продюсер располагает деньгами, имеющимися у студии. Независимый продюсер занимается поиском финансирования, рекламой, вопросами проката. Кроме этого необходимо решать массу организационных и технических вопросов по ходу создания фильма, и один человек не может справиться с таким количеством забот. Поэтому помимо основного (генерального) продюсера над фильмом также работают исполнительный и линейный продюсеры.
Генеральный продюсер сосредоточен на привлечении технических средств, заключении договоров с творческими сотрудниками (сценаристом, режиссёром, актёрами и т.д.), дистрибьютерами. Он же определяет примерный размер бюджета фильма. Но сначала – идея фильма. Отталкиваясь от неё, генеральный продюсер решает, какого режиссёра привлечь, каким будет финансирование т.д. Иногда над фильмом работают несколько генеральных продюсеров. Один занимается проработкой идеи, предлагает её разным студиям, другой – привлечением денег, третий ищет подходящего режиссёра, сценариста т. д.
Исполнительный продюсер бывает необходим на крупных проектах. Он руководит процессом на верхнем уровне: следит за расходованием средств, заключает договора с персоналом, поставщиками материалов, оборудования и пр. и даже вникает в творческие вопросы. Но всё это, не входя в технические детали, ежедневную рутину съёмочного процесса. Поэтому исполнительный продюсер может вести сразу несколько проектов. Случается, что все эти функции выполняет генеральный продюсер. А в небольших кинокомпаниях эту роль может взять на себя сценарист.
Линейный продюсер напротив, занимается конкретными организационными вопросами, обеспечивая работу творческой группы. Он же следит за соблюдением графика работы. Можно сказать, что именно линейный продюсер является непосредственным руководителем проекта.
What to do?
Основные обязанности кинопродюсера
Что должен делать/чем должен заниматься кинопродюсер?
Давайте рассмотрим ключевые этапы в процессе кинопроизводства.

1
Поиск идеи или истории
Так же, как предприниматель должен определить для себя, каким бизнесом он хочет заниматься, продюсер должен решить, какой фильм он хочет снимать. Как правило, в основе фильма лежит новелла, рассказ или сценарий. На этом этапе обязанность продюсера – согласовать все условия сотрудничества с автором и приобрести права на экранизацию картины.
2
Подготовка сценария и поиск режиссера
Сама по себе история редко изначально является готовым материалом для съемок. Продюсеру необходимо найти сценариста, который переработает историю в то, что уже можно будет снимать. Также продюсер должен найти режиссера, который продумает художественное решение картины и будет эффективно направлять актеров на протяжении всего съемочного процесса. Режиссер оказывает колоссальное влияние на общую атмосферу фильма.

Тим Бертон и Стивен Спилберг снимут два абсолютно разных фильма из одного и того же сценария.

3
Рассмотрение вопроса о финансировании
Производство фильма требует огромных ресурсов. Одна из ключевых обязанностей продюсера – найти средства на производство картины. Как правило, крупные киностудии финансируют производство фильмов, но иногда продюсеры вкладывают свои собственные средства. За последние годы набрали популярность платформы краудфандинга, которые являются альтернативными источниками народного финансирования.

Краудфа́ндинг — коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).
4
Кастинг
Как правило, кастинг является одним из финальных этапов подготовительного процесса, в котором продюсер принимает активное участие.
5
Начало съемок
Во время процесса кинопроизводства продюсерские обязанности чаще всего распределены между несколькими разными продюсерами, каждый из которых выполняет определенные функции. Как правило, основной съемочный процесс контролирует сопродюсер или линейный продюсер. Хорошим примером является фильм «Мстители» (2012), над созданием которого, помимо Кевина Файги, работало еще 7 дополнительных продюсеров.
6
Пост-продакшн
Несмотря на то, что продюсер не принимает непосредственного участия в процессе монтажа, за ним чаще всего остается право принятия финального решения. Именно продюсер утверждает финальный монтаж, какие сцены должны войти в фильм, а какие нет. Часто устраиваются закрытые тестовые показы фильмов, чтобы узнать реакцию зрителей. В зависимости от их реакции фильм может подвергнуться дополнительному монтажу и иногда даже быть частично переснят.
7
Дистрибуция
Если продюсер доволен фильмом, он начинает искать пути его распространения. Чаще всего дистрибуция осуществляется через киностудии, которые распространяют фильм по кинотеатрам.
Качества, которыми должен обладать кинопродюсер
It is about you?
умение анализировать и делать выводы;

уверенность в собственных возможностях;

умение находить подход к людям;

управленческие навыки;
проявление интереса к кино как искусству и источнику прибыли;

готовность к профессиональному развитию;

устойчивость к стрессам;

пунктуальность;

умение аргументированно отстаивать свою позицию.

typography
Известные кинопродюсеры
и их знаменитые проекты
Фёдор Бондарчук
Тимур Бекмамбетов
Кевин Файги
Мартин Скорсезе
Made on
Tilda