Советские журналисты 1920-х - 1940-х годов.
Проект выполнен студентами группы ФЖ-202 Владиславом Богаткиным и Семенковой Анной.
31 мая (12 июня) 1898, Киев — 2 февраля 1940, Москва])
Михаи́л Ефи́мович Кольцо́в
Михаи́л Ефи́мович Кольцо́в (при рождении — Моисе́й Ха́имович Фри́длянд, Мойсе́й Ефи́мович Фри́длянд, псевдоним в Испании — Мигель Мартинес; — русский советский писатель, публицист и общественный деятель, журналист, заведующий Иностранным отделом Союза писателей СССР Член-корреспондент АН СССР(1938).

Активный участник Октябрьской революции, Кольцов в 1918 году с рекомендацией А. В. Луначарского вступил в РКП(б), в том же году заявил о выходе из партии, открытым письмом в «Киногазете», объясняя, что ему не по пути с советской властью и её комиссарами, однако в конце того же года оказался в занятом германскими войсками Киеве в составе советской дипломатической миссии. В начале 1918 года возглавлял группу кинохроники Наркомата просвещения. С 1919 года служил в Красной Армии, сотрудничал в одесских газетах и в киевской армейской газете «Красная Армия». С 1920 года работал в отделе печати Наркомата иностранных дел. Специальный корреспондент ряда периодических изданий, в том числе газеты «Правда» (1922—1938).


Много работал в жанре политического фельетона. Часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР. Инициатор возобновления издания и редактор журнала «Огонёк», один из основателей и редактор журнала «За рубежом», член редколлегии «Правды», создатель журналов «За рулём» и «Советское фото». Руководитель основанного им самим «Журнально-газетного объединения», — первоначально, до реорганизации в 1931 году, — акционерного общества «Огонёк», существовавшего с 1925-го по 1938 годы. Сотрудник сатирического журнала «Бегемот». С 1934-го по 1938 годы занимал пост главного редактора сатирического журнала «Крокодил». Также был одним из создателей и главным редактором сатирического журнала «Чудак», в котором вёл постоянную рубрику «Календарь Чудака».


В бытность редактором «Огонька» (1927) придумал и реализовал практически уникальный литературный проект — создание коллективного романа-буриме «Большие пожары». 25 писателей и журналистов (в том числе и сам Кольцов) последовательно пишут по одной главе, которые тут же печатаются в журнале. Роман получился интересный, однако, для того исторического периода нежизнеспособный.
Советские писатели-соавторы Илья Ильф (настоящее имя — Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг; 1897—1937) и Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев; 1902—1942).
Ильф и Петров
Советские писатели-соавторы Илья Ильф (настоящее имя — Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг; 1897—1937) и Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев; 1902—1942). Уроженцы города Одесса. Совместно написали знаменитые романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931). Дилогия о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера выдержала множество переизданий, не только на русском языке.
В 1925 году произошло знакомство будущих соавторов, и с 1926 года началась их совместная работа, на первых порах состоявшая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач» и обработке материалов для газеты «Гудок». Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман «Двенадцать стульев», опубликованный в 1928 в журнале «30 дней» и в том же году вышедший отдельной книгой. Роман имел большой успех. Он примечателен множеством блестящих по выполнению сатирических эпизодов, характеристик и подробностей, явившихся результатом злободневных жизненных наблюдений.
За романом последовало несколько рассказов и повестей («Светлая личность», 1928, «1001 день, или Новая Шахерезада», 1929); в это же время началась систематическая работа писателей над фельетонами для «Правды» и «Литературной газеты». В 1931 году был опубликован второй роман Ильфа и Петрова — «Золотой телёнок», история дальнейших похождений героя «Двенадцати стульев» Остапа Бендера. В романе дана целая галерея мелких людишек, обуреваемых стяжательскими побуждениями и страстями и существующих «параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи».


В 1935—1936 годах писатели совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1936). В 1937 Ильф умер, а изданные после его смерти «Записные книжки» были единодушно оценены критикой как выдающееся литературное произведение. Петров после смерти соавтора написал ряд киносценариев (совместно с Георгием Мунблитом), пьесу «Остров мира» (опубликована в 1947), «Фронтовой дневник» (1942). В 1940 он вступил в Коммунистическую партию и с первых дней войны стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро». Погиб в авиакатастрофе при перелёте из Севастополя в Москву. Награждён орденом Ленина.
(1908—1954)
Бори́с Лео́нтьевич Горба́тов
Русский советский писатель и сценарист, журналист, военный корреспондент. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1946, 1952).В 1922 году опубликовал в газеты «Всесоюзная кочегарка» первый рассказ «Сытые и голодные». Приобрёл известность повестью «Ячейка» (1928), посвящённой жизни комсомольцев 1920-х гг.
С 1930-х гг. Горбатов работал очеркистом в редакции «Правды», издал книги очерков «Горный поход» (1932), «Коминтерн» (1932), «Мастера» (1933). Повесть «Моё поколение» (1933) передаёт революционный энтузиазм первой пятилетки, книга рассказов «Обыкновенная Арктика» (1940) — героику освоения Севера. В годы Великой Отечественной войны Горбатов был военкором. Его талант ярко раскрылся в публицистике: «Письма товарищу» (1941-1942), «Алексей Куликов, боец...» (1942), «Рассказы о солдатской душе». Повесть «Непокорённые» (1943; Государственная премия СССР, 1946) с большой силой рисует патриотизм и несгибаемую волю советских людей.

Среди послевоенных произведений Горбатова очерки «В Японии и на Филиппинах» (1946-1947; изд. под названием «Человек из сословия "эта"», 1953), сценарий «Донецкие шахтёры» (1950, совместно с В.М. Алексеевым, Государственная премия СССР, 1952), а также киносценарии "Дорога на Берлин", "Это было в Донбассе", "Суд народов". Выделяется романтической взволнованностью 1-я книга романа «Донбасс» (1951), посвященная советской молодёжи 1930-х гг. и зарождению стахановского движения. После смерти Горбатова опубликована его пьеса «Одна ночь» (1956) и неоконченная книга «Алексей Гайдаш» (1955).
Особенности писательской манеры Горбатова — горячая, эмоциональная оценка происходящего, романтическая приподнятость тона. Его главные герои — шахтёры, труд и быт которых он хорошо знал.
(28 июля (9 августа) 1894, Санкт-Петербург — 22 июля 1958, Сестрорецк)
Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко
Русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской литературы.

Остриё его сатирических произведений направлено против невежества, мещанского самолюбия, жестокости и других человеческих пороков.

Многие исследователи творчества М.М.Зощенко обходили молчанием сам факт существования в его практике сатирической публицистики, не говоря уже о большем – например, попытке систематизировать публицистические произведения писателя. Между тем вклад Зощенко в развитие отечественной журналистики трудно переоценить.

Как правило, в трудах литературоведов все
публицистические произведения М.Зощенко называются фельетонами. Между тем то, что писал сатирик для газет и журналов, отличается жанровым разнообразием. Можно выделить пять групп этих произведений: а) пародии; б) комментарии к газетным публикациям; в) комментарии к читательским и рабкоровским фактам; г) публицистические размышления; д) фельетоны – публицистические и беллетризованные. Первые четыре группы, разнообразные в жанровом отношении, уместно назвать «сатирическими миниатюрами».

В 20-е – 30-е гг. М.Зощенко был активным сотрудником сатирических журналов и отделов сатиры и юмора в газетах, что оказало влияние на его художественное творчество и помогло ему выкристаллизовать форму краткой новеллы. С 1923 по 1926-й гг. он работает фельетонистом в газете железнодорожников «Гудок», подписывая свои фельетоны и сатирические мелочи псевдонимами «Гаврилыч» или «Гаврила». Он печатает фельетоны в «Бегемоте», «Ревизоре», «Чудаке», «Смехаче», «Красной вечерней газете» и других изданиях. Помимо фельетонов Зощенко создаёт очерки, рассказы, заметки о провинциальной печати, поставляет «мелочи» для сатирических отделов «Волчьи ягоды» и «Вилы в бок». Зощенко приобрёл огромный опыт газетного работника, сделался одним из лучших знатоков газетных жанров. Это объясняет, почему с таким искусством написаны те его произведения, в которых он выступает с прямой пародией этих жанров, от передовиц до «писем в редакцию».

Работая в «Бегемоте», Зощенко помещал в юмористическом листке этого журнала фельетоны на злобу дня, материалы для которых черпал из множества писем, присылаемых в редакцию на имя Гаврилыча с разных концов страны. Зощенко писал свои сатирические заметки и фельетоны очень быстро. Помимо Гаврилыча он использовал и другие псевдонимы: Назар Синебрюхов, Семён Курочкин, Мих.Кудрейкин, Мих.Гаврилов, Михал Михалыч, приват-доцент М.М.Прищемихин… Нередко в конце рассказа или фельетона им ставились лишь инициалы – М.З., а то и ещё короче – З. или М. Многое из напечатанного Зощенко вообще оставалось без подписи.

Взяв в руки сатирические журналы 20-х гг. и заглянув в их «Почтовые ящики» и под рубрики типа «Слезай, приехали», «Тараканы в тесте», «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!», мы почувствуем руку Зощенко даже по нескольким строчкам. Реклама подписки на «Бегемот» или «Пушку» – это тоже его почерк, как и редакционный ответ селькору.
16 [28] января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР
Валенти́н Петро́вич Ката́ев
Русский советский писатель, поэт и драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент. Главный редактор журнала «Юность» (1955—1961). Герой Социалистического Труда (1974).
Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 года сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.
Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса, 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932; экранизация, 1965). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936; экранизация, 1937).


Небольшая по объёму повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в Театре имени Е. Б. Вахтангова и на других сценах страны.
декабрь 1899, Борзна, Черниговская губерния — 15 декабря 1937
А. Зорич (Василий Тимофеевич Локоть)
Русский советский писатель, журналист, драматург и очеркист, работал под творческим псевдонимом А. Зо́рич. Автор широко известных рассказов, повестей, пьес. Сын Т. В. Локотя.
Еще будучи гимназистом, опубликовал статью в одной из киевских газет. С 1919 г. работал в должности секретаря редакции в черниговской газете "Красное знамя". Здесь приобщился к репортерской работе: писал заметки на бытовые темы, фельетоны, судебные отчеты, театральные рецензии, подписывая их "А.Зорич". Одновременно плодотворно сотрудничал с киевской газетой "Пролетарская правда". В 1922 г. переехал в Москву. Последующая журналистская деятельность Зорича проходила под непосредственным руководством М.И. Ульяновой в "Правде", где он сформировался как публицист. В "Правде", а с начала 30-х годов в "Известиях" были опубликованы десятки его статей, фельетонов, рассказов. Особое место занимают публикации, посвященные памяти В.И. Ленина (рассказы "Ровно в четыре", "Он видел Ленина", "Бессознательный день").
Несмотря на болезнь (с детских лет страдал туберкулезом кости ноги), он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Зорич тепло и восторженно рассказывал об участниках революции, о тех, кто самоотверженно строит новое общество (очерки-рассказы "Простой случай", "Крест у насыпи", "Эпизод", "Редактор", "Иван Ильич" и др.). Но преобладали в его творчестве произведения сатирического характера. Он первым в советской публицистике создал и разработал особый жанр — фельетон-рассказ, где сочетание реальных фактов и их свободного беллетристического изложения позволяло более эмоционально воздействовать на читателя ("Общий знакомый", "С натуры", "Медаль", "О чем рассказал бухгалтер", "Неоконченный рассказ", "Елки-палки" и мн.др.). В 1937 г. А.Зорич был репрессирован. Его имя в течение многих лет было под запретом, произведения не публиковались. С 1957 г. началось второе рождение его рассказов и фельетонов (журнал "Юность" (в №12) опубликовал его рассказ "Обида", а в 1958 г. журнал "Москва" (№4) – рассказ "Ровно в четыре").
Спасибо за внимание.
Made on
Tilda