Черепанова Таня
Мультимедийный дневник культурной жизни в Челябинске
В рамках дисциплины «Социум как объект журналистской деятельности» студенты первого курса каждую неделю посещают различные культурные мероприятия, обогащаясь и духовно, и нравственно. Этот лонгрид посвящен мероприятиям, на которые я ходила, и которые мне особенно понравились.
Что входит в мой лонгрид?
За этот семестр я посетила как выставки, так и презентации документальных фильмов, лекции и пробные занятия иностранных языков, посмотрела культовые фильмы в приятной для себя обстановке.
1
С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА: КАК ЭТО ВИДИТ ЧЕЛОВЕК
Первое мероприятие запомнилось особенно, поскольку именно там я осознала, что понятие «искусство» гораздо шире, чем я всегда представляла.
Я убеждена, что большая часть фотографий Максима не несет за собой особой смысловой нагрузки, но для этого мы и тренируемся, развиваемся – чтобы видеть смысл там, где его нет.
Ознакомившись со списком культурных мероприятий во второй раз, я доверилась своей интуиции и решила отправиться на фотовыставку Максима Тарасова «Взгляд с высоты».

Как оказалось, Максим Тарасов родился в Миассе, учился в ЧГПУ по специальности «Информатика», что как-то роднит, сближает нас. Конечно, обуславливается это географически. В 2008 году Максим увлекся фотографией, а в 2015 стал фотографировать с дрона.

В 2016 году Максим получил несколько престижных наград: первое место на международном фестивале «Фотопарад в Угличе»; вошел в число 12 фотографов, изменивших взгляд на мир по версии журнала «Feature Shoot»; 3 место на международном конкурсе дронофотографии Sohu.com (China International Drone Photography Contest) в Китае, 2 фотографии с дрона вошли в список лучших за 2016 год по версии журнала «Time».

В своем интервью проекту «Город зовет» (афиша мероприятий города) Максим отмечает, что его главная задача – рассказывать. О том, что мир на самом деле не такой, как мы привыкли его видеть, о том, что природа может быть абстрактна, а привычные места могут выглядеть совершенно иначе. Значит, я не ошиблась в своих суждениях.
Внимательно изучив творчество Максима Тарасова, я вынесла для себя следующие наблюдения:
Все живое, пусть то природа с ее географией или низшие формы жизни, выглядит если не одинаково, то похоже.
Не спорю, что и внутренняя составляющая некоторых организмов имеет общие микроэлементы, но это уже вопросы физики и биологии, а не эстетики и логики, с точки зрения которых и рассматриваются картины Максима Тарасова.
Человек не может поработить, укротить природу, но может подстроиться под нее.
Ветряные мельницы, маленькие лодки в океане навели меня на эти размышления.
Природа похожа на человека.
Трещинки на льду = трещинки на руках мамы, вулканы = женские формы и так далее. Природа не создает ничего нового, она творит по готовому шаблону.

2
МОНОТИПИЯ: ТИПИЧНО ИЛИ НЕТ?
Выставка в библиотеке имени А.С. Пушкина показала, что информацию можно найти всегда и везде.
25 февраля я посетила выставку «И божество, и вдохновенье…» Владимира Вейса, копейского художника, когда-то работавшего пожарным (посчитала нужным отметить эту деталь, чуть ниже вы поймете, почему). Из анонса, в принципе, становится понятно, что Вейс рисует в технике монотипия. С первого взгляда может показаться, что это нечто абстрагированное от реальности, особенно, если глаз привык к стандартным образам и не воспринимает что-то фантазийное. Но смысл, оказывается, есть (не зря же в честь него выставку открыли).
Рисованием я никогда не увлекалась, но все-таки смогла заметить, как именно была нарисована часть картин: я разглядела разводы от воды на самом полотне, из чего сделала вывод, что вода играет ключевую роль при создании. И я не ошиблась. За советом я отправилась к куратору выставки, но, к сожалению, опоздала на несколько минут и не смогла его застать. Зато сумела поболтать с главным библиотекарем Валентиной Петровной, которая ответила на мои вопросы. Действительно, оказалось, что художник наливал на полотно воду, добавлял краску, а затем прижимал его стеклом, дабы увидеть полученный эффект. Где-то он использовал бумагу не для того, чтобы на ней рисовать, а чтобы рисовать с ее помощью. Еще, как мне кажется, в некоторых местах я увидела аэрографию, что демонстрирует масштаб проделанной работы.
Как оказалось, стихотворение для каждой картины руководство библиотеки подбирало сообща. С некоторыми я, конечно, не согласна.
Изучая творчество Владимира Вейса, я озадачилась вопросом: а как именно подбирали стихотворения, по какому критерию? Понятно, что монотипия – ассоциативный жанр, но ведь ассоциации у каждого разного. Мне, в основном, видятся языки пламени, и связываю я это с бывшей профессией Владимира (по замечанию Валентины Петровны, Вейс начал рисовать в тот момент, когда стал работать пожарным). Как оказалось, стихотворение для каждой картины руководство библиотеки подбирало сообща. С некоторыми я, конечно, не согласна. Возникло чувство, что картина оценивалась несколько поверхностно, по цветовой гамме. Уточню, что название картинам придумывал уже автор.
3
ЛЕКЦИЯ, ОСТАВИВШАЯ НЕПРИЯТНОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ
На этом мероприятии было рассказано о связи Крыма с Челябинском.
А если по существу, то я всеми силами пыталась вникнуть в происходящее, но поняла лишь то, что по мнению этого симпатичного мужчины Крым и Россия крепко связаны неразрывной армированной нитью, и связь эта воистину мистическая.
Когда я шла на лекцию «Южный Урал и Северный Крым – перекресток судеб и легенд», то искренне верила, что там будет что-то интересное, а не практически лишенная интересных для жизни фактов лекция мужчины, с голосом В. В. Путина. Да, вы не ослышались, мы отчетливо услышали похожее произношение окончаний и некоторых звуков, так что считайте, что лекцию мне читал Владимир Владимирович. Правда, мне не понравилось. Извините, уважаемый президент!

Мы услышали 3-4 новеллы, каждая из которых несла один и тот же посыл, причем, если уточнить, то звучало это так: Иван Иванов был в Крыму и что-то там открыл, а кроме этого он из Челябинска! Воистину, невероятно! И люди в зале, кстати, преклонного возраста, так прониклись, прочувствовались, а потом оказалось, что они пришли на собрание о термальных источниках, а не на эту увлекательную лекцию.
Облако с наиболее часто встречающимися словами за это эссе.
Подытожим, я не в восторге, поскольку суть мероприятия притянута за уши. Скорее всего, это очередная завуалированная государственная программа по поднятию патриотических настроений среди жителей России, в каждом регионе и каждом городе, но организаторы не учили, что молодежь (кроме нас в зале сидели молодые люди, которых, очевидно и понятно, силком затащили на это мероприятие, потому что большую его часть они провели в телефоне) по доброй воле на такие ивенты не ходит – не интересно. А вот старенькие бабулечки и дедушки, которые и так согласны с действующей властью, раз голосуют за нее и вбрасывают бюллетени, и без того согласны, что Крым – наш.

Ari Ворошилова удивляет меня из раза в раз, поэтому я была буквально растеряна, когда выяснила, что она находит эту лекцию не то что бы не скучной, но даже познавательной и увлекательной. Кроме того, мне посчастливилось почитать ее эссе и я увидела, что человек проникся, пропустил это через себя и через год пойдет по Кировке с агитками «Крым наш!», «Крым и Челябинск – братья на век!» и тому подобное. Хорошо, когда у твоих друзей разнообразные вкусы на жизнь. В четверг вот, например, пойду с Kate Максимова на курсы по корейскому языку, так что шутки про «добавить аниме в вотчинг» скоро перестанут быть шутками. Шутка! Или нет…
В общем, я оказалась втянута в какую-то государственную программу, но чудом выбралась живой. Хотя память об этом зале с облезшей зеленой краской надолго останется в моем сердце.
Исходя из всего этого, я не фотографировалась ни с одним баннером, ни с одним человечком и даже с автоматом (на кой черт сюда притащила автомат тоже остается загадкой), потому что была намерена идти на другое мероприятие. Поэтому фотография у меня одна – и она странная. Но красивая. Как и я. Наверное.

Таня Черепанова на лекции. Сидит.
4
ПУТЯМИ ТВОИМИ: ЧЕГО Я ИСПУГАЛАСЬ НА ПОКАЗЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФИЛЬМА?
Священник на мотоцикле сделал краткий экскурс в историю России. Я, в свою очередь, проанализировала увиденное с технической точки зрения.
В общем, я отправилась на бесплатный показ фильма «Путями твоими», и чуть позже я расскажу, о чем же эта картина. Иронично в этой ситуации то, что я, меркантильный агностик, отправилась не одна, а в компании почти верующего человека. Почему меркантильный агностик? Потому что я в принципе не верю, но атеистом не могу себя назвать, поскольку быть верующим тогда, когда это нужно тебе – выгодно. Конечно, о религии, наверное, нельзя так говорить, ведь это оскорбляет чувства верующих, но я не верующая. И ничьи чувства не задела.
К сожалению, у меня практически нет фотографий с данного мероприятия. Почему? Потому что мой друг, aka Арина Ворошилова, упала в обморок ближе к концу мероприятия, соответственно, мы не успели сфотографироваться и взять комментарий у того самого человека, который снял этот фильм. И запомнилось конкретно мне это мероприятие по поискам Арины в толпе, на полу, а потом и приведении ее в порядок на диванчике рядом с основным залом. Все-таки духота - страшная вещь.
«Путями твоими» - документальный фильм.
Снят он был для того, чтобы показать в какой ситуации находятся храмы в городах и поселках России. Чем меня зацепил этот фильм? Тем, что снял его не какой-нибудь Иван Иванов по заказу n-ой церкви, а самый настоящий священник, отец Иоанн, катаясь по России на мотоцикле.
Расстояние
8 000 километров
Именно столько проехал отец Иоанн, пока снимал документальный фильм.
Количество
12 городов
Отец Иоанн посетил 12 городов, большая часть которых территориально удалены от Челябинской области.
Хронометраж
45 минут
Длительность документального фильма составляет академический час, что делает просмотр быстрым и увлекательным.
Зрители
40+ человек
Уместились в маленьком, душном зале, а перед этим покупали календари в холле.
Обложка фильма «Путями твоими».
К сожалению, или к счастью, большую часть фильма я просмотрела с технической точки зрения: а как поставлен кадр, а как обыгрывается звук, а почему нарезка именно такая, а почему в кадре происходит то, что происходит. Для документального, любительского фильма снято здорово. Уверена, что рядовому зрителю понравилось. Мне же, как человеку, который когда-то зарабатывал этим на жизнь, резали глаз несколько детские и безвкусные переходы, не всегда правильно подобранная локация для съемки, какой-то бессмысленный зум, то есть приближение, от которого портится впечатление в целом. Некоторые кадры в принципе так не снимаются, как были представлены в этом фильме. Звук отредактирован процентов на 50%, музыка скачет, громкость скачет, речь скачет – все скачет, плавности переходов нет. Чем вообще цепляет любой фильм, который показывают в кинотеатре? Хорошим сведением звука и картинки. Но все познается, конечно, в сравнении. Повторюсь, для любительского кино снято неплохо.

Что касается названия картины, то отец Иоанн объяснил его так: у каждого свой путь, он один. Но на его протяжении встречаются свои попутчики, пусть это будут жена или муж, например. Этот путь дает Господь. И мы, все люди, пересекаемся друг с другом, общаемся, и это не случайно, это нужно для нашей жизни. Из каждой такой встречи можно вычленить что-то важное для себя. Отсюда и происходит название картины.
5
КОРЕЙСКИЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Вводное занятие по корейскому языку, на котором я поняла, что не очень-то и хочу быть лингвистом.
О моей трагической ошибке
К сожалению, вместо language я прочитала lounge club, из чего сделала вывод, что занятие по корейскому языку будет проводиться в каком-нибудь кафе с приятным дизайном.
Я представляла, как буду сидеть в красивом и уютном месте, слушая про особенности корейского языка. К сожалению, занятие все-таки прошло в language club, а не в lounge. Уютная студия, маленькие аудитории, в которых даже не душно, что безумно для меня важно, k-pop... Не имею ничего против k-pop, просто не понимаю и не слушаю. Сие пояснение было сделано не просто так – на занятии я встретила настоящих k-pop'щиц!
У них даже срабатывал тригер на определенные слова, и они начинали беззвучно, но коллективно петь, просто-напросто открывая рот и монотонно качаясь из стороны в сторону. Наблюдать за этим явлением было как минимум интересно, как максимум – жутко. Вообразите эту картину, а теперь добавьте с 15 человек, сидящих рядом и беспомощно смотрящих по сторонам.

Вся сила и мощь современного корейского заключается в k-pop'е. Этот музыкальный фандом, а может и жанр, а может и стиль жизни заставляет маленьких девочек в возрасте от 13 до 17 (как раз начинается пубертатный период) изучать этот язык с особой прилежностью, потому что можно неплохо так подняться в глазах сверстниц, если понимаешь, о чем говорит *корейское имя певца*.
Что касается самого занятия, то мы изучили согласные и гласные буквы и звуки, соответственно. Я даже разобралась, как мне кажется, почему в некоторых случая иероглиф пишется сверху, а в некоторых справа, понимаете? Зависит от того, вертикальная или горизонтальная буква, которую вы собираетесь написать. Если горизонтальная – пишем сверху. Вертикальная – справа.

Корейские звуки похожи на звуки современного русского алфавита, но у них не такая сильная редукция, как у нашего алфавита. То есть «э» для них «э», а не несколько вариантов, используемых в лингвистики. Со стороны звучит смешно, но выговорить можно.
На курсы меня пригласила девушка, а отказаться я не смог. Во время занятия я старался повторять звуки и буквы, вроде бы даже было интересно, но дальше изучать корейский не буду - сложный язык. Да и не очень мне понравилось, на самом деле.

Анатолий Циркуненко
Студент ЮУрГУ, с которым я познакомилась на занятии
6
РЫБА МОЕЙ МЕЧТЫ
Киберпанковый андеграунд, что может быть лучше?
Настал тот день, когда я решила разобраться в панке. Какой из них кибер, а какой стим? Спасли друзья, доходчиво разъяснившие разницу между ними, что спасло меня ровно через полчаса после разговора.
Мы (я и мои одногруппники) посетили выставку «Александр Лукашов. Underground» в арт-предприятии «Антураж», и мне понравилось. Автор как раз работает в направлениях стимпанк, киберпанк, постмодернизм и наверняка что-то еще, о чем бы я спросила, если бы выставку кто-то курировал. Нейтральным сюрпризом стало столкновение с нашими одногруппницами, которые поехали в тот же самый день, в тот же самый час туда же, куда и мы, представляете?

Триптих "Ничего не вижу; ничего не слышу; ничего не скажу"
Охотничье ружье, выполненное в стиле "стимпанк".
Маска подводника, выполнена в стиле "стимпанк".
Череп, также выполненный вручную в стиле "стимпанк".
Первым делом, когда я вошла в зал, я начала тыкать пальцем в произведения искусства и отличать стимпанк от киберпанка. Вроде как даже смешно получилось, Сабина смеялась, значит, не зря я спрашивала разницу между. Не все задумки автора показались мне оригинальными, возникло чувство, что некоторые из них я видела в интернете, и оно не отпускает меня до сих пор, но найти подтверждение своим словам я пока не могу. Применение бытовых вещей я нашла интересным, мне понравились разнообразие, формы, цвета, знакомые образы. В общем, наслаждаемся мы красотой, как вдруг в зале появляются две бабуленьки, именно бабуленьки, и начинают осматривать выставку. Подхожу ближе и слышу, а затем и включаюсь в диалог:
Бабуленька своей подруге бабуленьке:
Представляешь, эта рыба 5 тысяч рублей стоит!
Таня:
А как вы думаете, это много или мало для данной работы?
Бабуленька:
Конечно мало! Посмотрите, как много здесь деталей, видно, что автор потратил много сил и времени, а цена такая маленькая.
Таня:
То есть вы бы подарили эту рыбу, например, своему другу-рыбаку?
Бабуленька:
Подарила? Да я бы и себе оставила, была бы возможность!
Таня:
:)
7
АПОКАЛИПСИС КОГДА?
Культовый фильм становится настоящим испытанием.
Мне понравилась открывающая композиция этого фильма, начинающаяся со слов «the end», и в этот же самый момент на экране происходит взрыв. Почему-то такие простые детали цепляют, настраивают на дальнейший просмотр.
Апокалипсис в воскресенье. Каюсь, хотела сходить на режиссерскую версию в кинотеатр, но расписание выставлено настолько неудобно, и в прокате фильм идет всего один день в неделю, так что я физически не успела посетить сеанс, но все же нашла в себе силы посмотреть «Апокалипсис сегодня» дома, все 3 часа и 16 минут. Впечатления после просмотра, конечно, остались двоякие: в чем-то мне понравилось это кино, а в чем-то ни разу. Допустим, мне понравилась цветовая гамма этого фильма – немного уставшая, приторно теплая, но яркая, насыщенная. Понравилось музыкальное оформление, атмосфера почти каждой сцены здорово передана и подчеркнута, благодаря грамотному подбору музыки. Мне понравилась открывающая композиция этого фильма, начинающаяся со слов «the end», и в этот же самый момент на экране происходит взрыв. Почему-то такие простые детали цепляют, настраивают на дальнейший просмотр.

Композиция, которая играла в начале фильма:
Смешанное ощущение у меня осталось после сцены с бомбежкой «злобной» деревни и «Полета валькирий» Вагнера на втором плане. Предполагаю, что если бы я была коренной американкой, то эта сцена могла бы вызвать у меня сильные патриотические чувства любви к свой стране, но я, как коренная русская, лишь грустно вздохнула и испытала подобие испанского стыда, потому что в какой-то степени мне было неприятно наблюдать за происходящем на экране. И вот это, думаю, тоже можно назвать аффективной парой.
Как человек особо впечатлительный, я стараюсь исключить из своего просмотра фильмы с высоким уровнем насилия, потому что в мире, и уже в стране-то точно, и так каждый день происходит «чернуха», поэтому смотреть на нее на экране я точно не хочу. Но домашнее задание есть домашнее задание, особенно, оцениваемое в баллах. Ради баллов, в принципе, студент готов пойти на что угодно, потому что получить зачет и отдыхать все лето хочется всем. Преподавателям тоже.
Если фильм признается классикой и считается шедевром, значит, так оно и есть, оспаривать это бесполезно.
Морально очень тяжелый фильм. Я даже прослезилась пару раз. И пересматривать его точно не буду. Честно говоря, у меня возникло чувство, что фильм снимался не по книге, а для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в обществе, потому что американская армия показана далеко не в хорошем свете. В самом фильме даже прозвучала фраза, будто высокопоставленные лица – клоуны. В принципе, я могу с этим согласиться.

Кстати, однажды я как овечка (белая и покладистая) паслась на Ютубе и увидела какой-то топ кинофильмов, даже не помню название, в котором говорилось, что Марлон Брандо отказывался играть по сценарию и набрал лишний вес, хотя наоборот должен был быть подтянутым, поэтому его и снимали с таких темных ракурсов. Грустно, конечно, когда актеры сходят с ума и считают себя гениями, потому что в этом самом топе так и говорилось.

Если бы я посмотрела обычный «проходячок», у меня бы не возникло смешанных чувств, я бы не написала такой большой отзыв. Да, мне не понравилось, но мне не нравится сама идея войны, поэтому и фильм меня не впечатлил, хоть и задел. Чем больше я погружаюсь в атмосферу тех лет, тем лучше понимаю общество сейчас.
Как я смотрела фильм "Апокалипсис сегодня"
20-21 апреля, 2019 год
22:00 - 00:00
22:00 - 00:00
Просмотр первой половины фильма "Апокалипсис сегодня"
В силу того, что фильм идет аж 4 часа, я решила разбить его на блоки, чтобы смотреть было не так тяжело.
00:00-12:00
00:00-12:00
Прекрасное время для сна
Может быть кто-то скажет, что спать 12 часов в воскресенье - много, но я считаю, что в свой единственный выходной имею полное право поспать.
12:00-14:00
12:00-14:00
Просмотр второй части фильма "Апокалипсис сегодня"
Наконец, фильм подошел к концу, а значит, можно продолжать делать домашние задания.
Один из самых запоминающихся моментов фильма "Апокалипсис сегодня", который на данный момент является "крылатым" мемом. Перед просмотром я узнала, что мне предстоит посмотреть, поэтому была готова к тем самым фразам, происхождение которых я не понимала, но догадывалась. Рада ли я тому, что стала чуть более разборчивой в современной интернет-культуре? Безусловно.
8
ТЕАТР ОТРАЖАЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Заключительное мероприятие, благодаря которому я вернулась в детство.
Живешь себе спокойно, а потом в твоей жизни появляется Катя Максимова и ты уже идешь в гости к куклам.
Живешь себе спокойно, а потом в твоей жизни появляется Катя Максимова и ты уже идешь в гости к куклам. Мы с Катей посетили выставку «Челябинский театр кукол. Вчера. Сегодня. Завтра», которая приурочена к году театра в России, с чем поделилась Дикусар Юлия Борисовна, куратор выставочного зала (вдруг кто-то не знает).

Мне кажется, название выставки говорит само за себя. Большая часть выставки, половина так точно, была посвящена Вольховскому Валерию Абрамовичу, чьи инициалы гордо красовались на баннерах и подписях к фотографиям. И ведь это не просто так, в 2003 году Валерия Абрамовича не стало, поэтому в 2006 году Челябинскому театру кукол присвоили его имя. Очень трогательно и символично, потому что очевидно, как много своих сил, своей души этот человек вложил в любимое дело. Валерий Абрамович Вольховский был главным театральным режиссером, президентом Российского центра Международной ассоциации деятелей театров кукол и за свою жизнь поставил бессчетное количество постановок. Я думаю, что это по праву заслуживает уважения.
Что же касается названия, то учитывая темы, которые мы недавно изучили на СОЖДе, своим заголовком я хотела передать возможность театра выразить человеческие эмоции. Не случайно же актеров иногда буквально подбирают к персонажам, чтобы они смогли передать его переживания, показать темперамент. Думаю, театр помогает выразить свое внутреннее «Я». Не помню, ходила ли я вообще в кукольный театр, но зная моего отца, который таскал меня по всем районным библиотекам и советовал книги, которые практически всегда мне нравились, он мог затащить меня в театр. Получается, что это было около 14-15 лет назад. Даже представить страшно, как давно это было. Помню, кстати, как ходила на «Гарфилда» и то, потому что кинотеатр «Россия» (сейчас его закрыли) по меркам моего роста и возраста был так далеко от дома, я видела так много, когда ходила через парк, что вот это у меня в голове и отложилось. А, вспомнила, когда писала. Я ходила в театр кукол в начальной школе. Больше я ничего не помню. Вот такие вот яркие и красочные воспоминания о моем походе в театр кукол.
Заключение
Культурная жизнь Челябинска гораздо насыщеннее, чем можно представить. Стоит лишь приложить усилие, и познавательное, интересное и, что главное, чаще всего бесплатное мероприятие тут же найдется. Я считаю, что развивать себя надо со всех сторон, поэтому нисколько не жалею о том, что посетила данные мероприятия. Даже лекцию про Крым. Надеюсь, читать этот лонгрид было интересно. Спасибо за внимание, Таня Черепанова лучше всех :)
Авторы фотографий: Таня Черепанова, Катя Максимова, Арина Ворошилова, Надя Уварова. Все картинки взяты из открытых источников.
Made on
Tilda