Иван стуков
Искусству снова больно –
искусство снова современно
Почему так сложно осознавать сферу художественного
и как так вышло, что старое всегда лучше нового?
Перед началом изучения того, как в наше время люди воспринимают искусство, стоит сначала воспользоваться методом Валерия Аграновского и помучить господина Даля вопросами. Можно даже одним.
Что же, в сущности, есть такое искусство?
В.И. Даль вопрос, к сожалению, проигнорировал (весьма странно, что в его словаре нет слова «искусство»), зато с удовольствием ответил С.И. Ожегов.
ИСКУССТВО, -а, ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки. Искусство кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и. 2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство. Из любви к искусству (разг. шутл.) - из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.
Здесь нас интересует первое значение, а потому и рассматривать искусство мы будем как продукт художественного творчества.
Но любое ли художественное творчество можно назвать искусством? Есть мнение, что искусство – это то, что не имеет практического значения и «поставлено в рамку».
Грубо говоря, если у человека есть древний горшок, в который наливают воду, то это не искусство. А если тот же самый горшок поместить в музей, то он превратится в искусство. Стоит только согласиться с этой концепцией – и мгновенно возникают другие вопросы. Детские каракули – искусство? А бестселлеры, блокбастеры и другие художественные произведения, созданные ради получения прибыли – искусство? А произведения, созданные исключительно ради прибыли и при этом несущие важные идеи, представляющие интересные концепции и использующие новаторские образы – искусство?

Граней – множество. И чётко раз и навсегда определить, что же такое искусство, видимо, не получится. Это больше индивидуальное интуитивное понимание каждого человека в отдельности, основанное на общем для всех фундаменте.


Соотношение современного искусства и искусства прошлого – тоже сложная задача. Во все времена людям нравилось произносить фразы «раньше было лучше», которые уже стали клише и редко воспринимаются всерьёз. Но, быть может, «раньше было лучше» по отношению к искусству действительно имеет под собой основание?

Здесь в восприятии есть ещё одна проблема. Оценивая прошлое, мы говорим о многовековом и в некоторых случаях многотысячелетнем пласте культуры, накапливающемся, преобразующемся, эволюционирующем. Время отсеивало ненужное и оставляло только бриллианты. Современное же искусство можно сравнить с ребёнком: когда-нибудь оно вырастет, но тогда и достигнет следующей ступени развития, получив новое название.
Ребёнок – всегда маленький, современное искусство – никогда не старше 20–30 лет.
В нём то там, то тут вспыхивают интересные и сильные художественные произведения, но в остальном – сплошная массовая посредственность, ещё не успевшая забыться со временем.
Естественно, современное искусство проигрывает классическому. Они находятся в совершенно разных весовых категориях!

Часто под претензиями к современному искусству скрывается больше недовольство поколением. Многие считают, что сейчас молодёжь совершенно далека от культуры, особенно классической,
не умеет воспринимать её. Что она не читает книги, не смотрит умные фильмы, не помнит великих творцов прошлого. Как раз с этим
и связывают нынешний «вакуум в искусстве».
Всё-таки искусство помнят. Ставят классические спектакли, отмечают дни рождения классиков. Причём не просто помнят, но и создают своё. «Вспышки» в культуре, переворачивающие старое и открывающие новое, всё же случаются: пусть редко, но метко.

Трудно сравнивать, когда появлялось больше хороших произведений искусства, а когда меньше. Не было всемирного информационного поля, не было многих существующих сейчас видов искусства. К тому же человек за всю жизнь охватывает всего три–четыре поколения культуры, что не так уж много. Да и живёт он именно внутри них: не видя происходящее со стороны и с трудом осознавая процессы и тенденции. Всё происходит только постфактум.
Человек всегда глубоко погружён в свою жизнь, и никогда не может воспринимать происходящее с ним как наблюдатель. Он всегда участник. Принимая любые решения, он не может взвесить все за и против, поступить максимально рационально, потому что ему неизвестны все переменные. Действовать приходится исходя из крупицы имеющейся информации и собственных ощущений.
Современная культура –
это отражение современной действительности.
Так и с искусством. Каждый год, каждый месяц, каждый день выходит множество художественных произведений совершенно разной художественной ценности, разных жанров, видов, форм. И приходится выбирать. Конечно, всегда можно вернуться к проверенным временем и поколениями классическим произведениям, но быть современным в восприятии культурного пространства тоже важно.
И приходится выкручиваться, как можешь, ища блестящие золотые иголки в нередко дурно пахнущих стогах сена.