Фотография в Российской империи
Искусство фотографии в Российской Империи развивалось стремительно. Русские фотографы участвовали в международных выставках и получали престижные награды.
изобретатель-фотограф
АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ ГРЕКОВ
(1800—1855)
Алексей Федорович Греков - сын мелкопоместного дворянина Ярославской губернии. Получил образование во втором кадетском корпусе в Петербурге. По тому времени это было солидное учебное заведение, которое готовило офицеров для инженерных и артиллерийских войск. Способного выпускника, склонного к занятиям техникой, по окончании курса оставили при корпусе. Однако вскоре он оказался в пехотном полку, а в 1824 году вовсе оставил военную службу. Греков служил землемером в Костромской губернии, но через некоторое время он уже участвовал в оборудовании губернской типографии и стал профессионалом полиграфистом. В 1832 году в департаменте мануфактуры и торговли обсуждали оригинальный способ плоского печатания с медных и жестяных пластин, предложенный А. Ф. Грековым. Это первое серьезное упоминание имени русского изобретателя.



В 1834 году в Петербурге вышла в свет первая книга изобретателя «Описание металлографии», где он излагал принцип способа плоской печати.

Дагеротипный способ был дорог. Выдержка при съемке длилась несколько минут. Снимать портреты было практически невозможно: мешал не только зеркальный блеск пластины, изображение оказывалось непрочным, легко стиралось при прикосновении, пластинки накладного серебра были дороги.

Во многих странах Европы уже искали способ коренного улучшения дагеротипии. Весной 1840 года, то есть спустя несколько месяцев со дня объявления об открытии Дагера и Ньепса, Греков добился получения прочного изображения и стал пользоваться при съемке пластинками не накладного серебра, а пластинками из более доступных металлов меди и латуни. С помощью изобретения Якоби он предложил серебрить медные или латунные пластинки. Способ фотографирования упрощался, и дагеротипия становилась доступнее. Для упрочения дагеротипа техникой гальванопластики он наносил на изображение тончайший слой золота. В газете «Московские ведомости», начиная с мая 1840 года, появились заметки с подписью: А. Г р. или А. Г р...в. В них изобретатель рассказывал о своих удачных опытах.

Алексей Греков вошел в историю фотографии не только как изобретатель, но и как первый русский фотограф-портретист. Весной 1840 года он сообщил в «Московских ведомостях», что «после многократных опытов» ему удалось получить портреты.

Трудолюбивый изобретатель в апреле 1841 года выпустил в Москве в типографии Н. Степанова брошюру без указания фамилии автора - «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их свете и со всеми оттенками в несколько минут». В брошюре даны указания о технике съемки и впервые о художественной стороне ее. Приведено несколько рецептов для придания цвета изображению: темно-серого, фиолетового, золотистого, светло или темно-коричневого. Фотография робко заявляла о себе уже как об искусстве.


он фотографировал царей
Сергей Левицкий
(1819—1898)
Сергей Левицкий был внебрачным сыном Льва Алексеевича Яковлева — представителя одного из старейших русских дворянских родов, дипломата, сенатора и действительного тайного советника. Лев Алексеевич никогда не был женат, но успел завести четверых детей, которые хоть и не носили его фамилию, тем не менее жили в его доме в статусе «воспитанников».
В 1839 году 20-летний Сергей Левицкий, только что окончивший юридический факультет Московского университета, не без протекции отца получил престижную должность в канцелярии министра внутренних дел. В том же году была изобретена фотография, и молодой человек начинает изучать этот процесс — сначала в качестве хобби.


В 1844 году во время командировки на Кавказ Левицкий знакомится с Юлием Фрицше — известным химиком, первым в России человеком, получившим собственные фотографические изображения и представившим в Академии наук доклад на эту тему. Под руководством Фрицше Левицкий делает свои первые дагеротипные снимки — виды Пятигорска, Кисловодска и окрестных гор. Занятие настолько увлекло его, что он решительно подает в отставку и уезжает в Европу изучать фотоискусство. В Париже он знакомится с Луи Дагером, наблюдает за опытами цветной фотографии Ньепса де Сент-Виктора, учится у известных фотографов своего времени, записывается на лекции по физике и химии в Сорбонне.
Николай Гоголь в группе русских художников в Риме, 1845 год. Среди изображенных — архитекторы Федор Эппингер, Карл Бейне, Павел Нотбек, Ипполит Монигетти, скульпторы Петр Ставассер, Николай Рамазанов, Михаил Шурупов, живописцы Пимен Орлов, Аполлон Мокрицкий, Михаил Михайлов, Василий Штернбер
Первую из своих самых знаменитых фотографий Левицкий сделал в Риме, где тогда была целая «русская колония» художников, скульпторов и архитекторов. Приехав в Рим, Левицкий быстро сдружился с ними и однажды снял групповой портрет всей компании — портрет, в центре которого был сам Гоголь. Гоголь, который всю жизнь ненавидел фотографироваться и при любых попытках сделать снимок отворачивался или закрывал лицо цилиндром! Неизвестно, почему в тот раз он сделал исключение, но факт остается фактом: снимок Левицкого — единственная дошедшая до нас фотография писателя. Впоследствии это изображение увеличили и растиражировали в виде «одиночного» портрета, и именно на него ориентировался Репин при работе над живописными портретами Гоголя.


Между Петербургом и Парижем

Изучив все, что на тот момент было известно о фотографии, Левицкий начинает собственные изыскания. В 1847 году по его рисункам была сконструирована камера с мехами, позволявшая делать изображения разного формата. В 1849-м его дагеротипы получили золотую медаль на промышленной выставке в Париже. Но самого Левицкого в Париже тогда уже не было: годом ранее во Франции началась революция, и он предпочел вернуться на родину.

В 1849-м фотограф открывает на Невском проспекте «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого» (позже он перейдет на мокроколлодионный процесс и переименует ателье в «Светопись Левицкого»). Место пользуется огромной популярностью. Левицкому позируют Тургенев, Григорович, Толстой, Островский, Гончаров. Его клиентами становятся члены царской семьи
Личный фотограф Романовых

В 1864 году Левицкого впервые приглашают в резиденцию Наполеона III, где он делает целую фотосессию с участием императора и членов его семьи: отдельно и группами, стоя и сидя, верхом и в экипажах… Снимки так понравились, что он становится придворным фотографом французского императора. А потом и русского.
Левицкий — единственный фотограф, которому позировали четыре поколения семьи Романовых: в начале 1850-х он делал дагеротипы Николая I и Александры Федоровны, потом на протяжении десятилетий снимал Александра II, Александра III и Николая II.
Левицкий не только имел фактическую монополию на фотографирование Романовых — даже живописные портреты императора зачастую писали именно с его снимков. Причем фотограф сам выбирал подходящие для этого кадры и сопровождал их подробными указаниями: «Считаю обязанностью предупредить художника, что волосы у Государя последнее время заметно поседели, так что на большом портрете они темнее, чем теперь в натуре, в прическе же надобно держаться большого портрета, потому что он снят зимою, а на кабинетном, снятом летом, — волосы, по летнему военному положению, пострижены. Мундир или красный, или голубой с серебром, но можно сделать и темно-зеленый с золотом, тогда он будет Стрелковый Императорской фамилии — только надобно будет уничтожить перевязь для лядунки».
На фотографии Александр II и его жена - Мирия.


Фотографии
Николая II и его семьи
Александра II
Александра III

Левицкий нотариально заверял авторские права на снимки императорской семьи и имел личное разрешение Романовых на использование этих фотографий в коммерческих целях «на правах художественной собственности». А когда в 1877 году он обратился к Александру II с просьбой «об исходатайствовании мне с сыном звания фотографов Их императорских Величеств», он почти сразу получил это звание — «с правом иметь на вывеске изображение государственного герба». Конкурентам о таких привилегиях можно было только мечтать.

Первый русский фотохудожник
Андрей Карелин
(1837—1906)
В детстве будущий основоположник художественной фотографии Андрей Карелин учился иконописи. Способного ученика из Тамбова направили в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств.


В 1869 году Андрей Карелин открыл собственный фотосалон в Нижнем Новгороде. Он делал портреты герцога Эдинбургского, художника Василия Верещагина, музыканта Николая Рубинштейна, ученого Дмитрия Менделеева и других известных личностей. Карелин часто экспериментировал с фокусным расстоянием и глубиной резкости, благодаря чему добился естественности и соразмерности деталей. Он снимал на расстоянии семи метров, не теряя при этом четкости изображения. В 1876 году «За изобретенный особый способ фотографии» мастеру присвоили звание фотографа Императорской Академии художеств.
Как художник, Андрей Карелин старался приблизить свои работы к лучшим произведениям живописцев. В 1886 году вместе с Иваном Шишкиным он создал альбом «Нижний Новгород» с раскрашенными акварелью фотографиями местного дворянства и купечества — экземпляр, подаренный Александру II, хранится в Государственном Русском музее.
Карелин первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией
Фотограф Сергей Прокудин-Горский
первая русская женщина фотограф
Елена Мрозовская
(~1892—1914)
Елена Лукинична — выдающаяся отечественная «художница светописи», первый официальный фотограф Санкт-Петербургской консерватории, основательница собственной художественно-фотографической мастерской.
Елена начала свою карьеру как учительница и продавщица. Но, всегда будучи неравнодушной к фотографии, в 1892 году она решила закончить фотографические курсы V Отдела светописи при Русском техническом обществе. А сразу после них получила специализированное образование в Париже у известного мастера фотоискусства Феликса Надара.


С 1897 года Елена занимала пост члена Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Санкт-Петербурге. Мрозовская — автор большого числа портретов известных артистов, художников и литераторов. Она была фотографом на знаменитом костюмированном балу 1903 года в Зимнем дворце, снимала спектакли театра В.Ф. Комиссаржевской. Очень хорошо ей удавалась и портретная съёмка детей.
Мрозовская участвовала во многих выставках, среди них: Международная выставка в Стокгольме (1897 год, бронзовая медаль), V выставка V Отдела Императорского Русского технического общества (1898 год, малая серебряная медаль Министерства финансов), Всемирная выставка в Париже (1900 год, серебряная медаль), Первая выставка журнала «Фотографические новости» в Петербурге (1911 год ).

ногие работы Елены Мрозовской хранятся в музее Санкт-Петербургской консерватории. Особенно важны среди них первые фотографии интерьеров консерватории — эти снимки считаются уникальными авторскими отпечатками, имеющими важное значение для всей истории отечественной фотографии в целом. Они датируются 1896 годом, когда Елена находилась в самом начале своего творческого пути. Как отмечают историки, она была настолько предана фотоискусству, старательна и трудолюбива, что легко справилась со своей задачей и отлично сняла изящную обстановку консерватории в разных ракурсах. Эта фотография (использована в качестве главной иллюстрации) сделана практически в первые дни после открытия консерватории.

Почётное звание «Фотограф Петербургской консерватории» было присвоено ей в 1897 году. Елена Мрозовская — автор большого числа фотографий известных деятелей консерватории. Мрозовская считала, что фотография должна запечатлеть образ модели, особенности характера человека.

К концу первого десятилетия XX века Мрозовская уже была признанным фотографом. В одном из выпусков журнала «Фотолюбитель» за 1909 год С. Проскудин-Горский, так опишет свои впечатления: «При осмотре работ Мрозовской, в изоблии украшающих её ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съёмке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела. В основание работы Мрозовской положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любом воспроизведении ближе сердцу человека, чем превосходно выработанный негатив с изображением мёртвого застывшего лица».
Позже почётное звание Мрозовской звучало уже так: «Фотограф Петербургской консерватории, Императорского русского музыкального общества, двора Их королевского величества великого князя Черногории и князя Болгарского». Естественно, такое звание подтверждает значимость творческой деятельности Елены Мрозовской для развития фотографического искусства в России.
фотограф-гравер
Альфред-Люциан Федецкий
(1857—1902)
Альфред Федецкий закончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. Позже он переехал в Киев и стал работать в фотоателье Влодзимежа Высоцкого, где его вскоре назначили управляющим и доверили делать фотографии высочайших особ.
В 1886 году Федецкий перебрался в Харьков — фотографический центр Юга России. Там он открыл собственное фотоателье. Федецкому принадлежат фотографии членов императорской фамилии, Иоанна Кронштадтского, Петра Чайковского, Ивана Айвазовского. В 1888 году на Всемирной выставке в Брюсселе Федецкий получил золотую медаль, а за кадры с крушения императорского поезда около станции Борки «Высочайшую благодарность» Императора Александра III.


Жанровые, пейзажные и портретные фотографии он старался приблизить к живописным рисункам. В 1901 году мастер изобрел новый способ съемки, который позволял имитировать гравюру на цветном металле.
«Действительно, новый род съемки, изобретенный Федецким, дает поразительное анатомическое свойство, сохраняя экспрессию, характер, отсветы кожи и малейшие изгибы лица. Глядя на эти снимки, никто не скажет, что это — фотография, а не превосходная, старинная гравюра. И замечательно, что чем пристальнее и дольше вглядываешься в эти снимки, тем сильнее их впечатление, тем больше они нравятся»
Газета «Харьковские губернские ведомости», 1901 год
авторы
Дмитрий Носов
фж-201
Made on
Tilda