Журналист с образованием и без
на примере социальных сетей

Нужно ли журналисту высшее профессиональное образование?

Ни для кого не секрет, что в современное время любой Петя, Вася, Коля может стать блогером или даже журналистом. Социальные сети позволяют создать аккаунт за 5 минут, а учиться на журфаке, преодолевая все списки литературы, дедлайны и бессонные ночи, приходится не один год. Стоит ли игра свеч?

Мнения опытных журналистов
Никита Белоголовцев,бывший ведущий «Дождя»
Я заканчивал журфак МГИМО. Образование мне очень помогает сейчас. Причём это не какие-то профильные дисциплины или фундаментальные курсы. У нас была довольно мощная экономика, хороший курс права. Из гуманитарных — литература. Это для меня очень важные структурные вещи в знании. Грубо говоря, ты сразу понимаешь, что тебе искать в Гугле. Разумеется, всем профессиональным вещам (кроме самых базовых) учишься уже в работе. Мне совершенно не понятна эта истерия «Не идите на журналистику». Конечно,риски есть во всем и в этой профессии, но они в том или ином виде всё равно всегда будут.

Александр Плющев,ведущий радиостанции «Эхо Москвы»
У меня среднее образование. В работе я был свободен от каких-то данностей и воспринимал всё, как чистый лист, сразу на практике. С другой стороны, каких-то базовых вещей, общего уровня гуманитарного образования, знаний по мировой литературе и истории мне временами не хватает до сих пор. Я вряд ли могу компетентно ответить на вопрос, стоит ли сейчас идти учиться на журналиста, потому что я сам никогда нигде на него не учился и я не знаю, как учат.
В любом случае, мне кажется, учиться идти стоит, потому что это реальная возможность попасть на практику или стажировку в хорошее СМИ, например, на «Эхо Москвы». У нас работает очень много народу, оставшегося — точнее, оставленного — после таких практик-стажировок, некоторые учатся параллельно работе.

Светлана Миронюк,бывший главный редактор РИА Новости
По поводу журналистского образования думаю плохо. Время, когда после школы шли на журфак и становились журналистами через пять лет, безвозвратно прошло.
По моему опыту, самые лучшие журналисты — те, у кого есть базовое образование в любой области, от экономики до естественных наук. Идеально, чтобы человек какое-то время в этой области проработал. Функционал журналиста в «РИА Новостях» — так называемый «микрофон на ножках»: тут услышал, там пришёл и пересказал. С развитием технологий записи и всего остального этот функционал не нужен. Обучаться этому абсолютно не нужно.
А что думает аудитория?

Интернет-сми набирает сумасшедшую популярность.
все можно объяснить глобальным переходом людей в социальные сети, причем это уже не только молодое поколение, но и люди 40+.
все нуждаются в информации, которую теперь чаще всего получают только в интернете.


Во всех профессиях есть люди, которые не имеют высшего образования, зарабатывают хорошие деньги и чувствуют себя прекрасно и журналисты не являются исключением, к слову, никто не является исключением.

Блогеры активно занимают информационную нишу, они прямые конкуренты для журналиста в интернете. Зарегистрироваться в социальной сети не слишком большая проблема, а вот получить специальность гораздо сложнее. Даже если человек захочет идти по легкому пути, никто не сможет обещать ему ошеломительный успех после регистрации, он должен быть либо очень талантливый, либо слишком странный, либо ему просто когда-то повезло.

Везение, талант и странность сопровождают далеко не всех, поэтому человеку необходимо образование. Стать журналистом не так уж и просто, мало кто получает от изнурительной учебы удовольствие, но эти знания реально могут быть полезными не только в СМИ, но и в педагогике, например, или даже в том же блогинке. Журналисту не обязательно воевать с блогером, можно стать блогером-журналистом, имея образование, успех вам будет обеспечен.


Примеры успешных журналистов интернета

Контент журналиста различается с контентом блогера в достоверности фактов. Как правило, за кричащим заголовком блогера не всегда стоит правдивая информация, скорее, заголовок просто будет хайповым.
Также качественный контент делается за счет основательной подготовки всей журналисткой команды. Перед "вкусным" интервью они должны изучить человека, сделать анализ прессы, его социальных сетей, погуглить информацию о нем (например, мистер Х ДТП или скандал), обратить внимание на общих знакомых. Если журналист пользуется успехом своей аудитории, то именно на него, а не на блогера будет обращать внимание рекламодатель.
К слову, с недавнего времени не только рекламодатели, но и редакции стали активно обращать внимание на журналистов интернета, появились вакансии для YouTube. Редакция ищет специалистов, готовых вести блог и проводить вебинары.

Творческий эксперимент редакции «Инде»
«Главное приложение прямо сейчас» — именно так называетTikTok «Медуза». В декабре 2018 года оно стало четвертым в рейтинге соцсетей, в которых россияне проводят больше всего времени. А в феврале 2019 года общее количество скачиваний приложения превысило миллиард. Редакция «Инде» отправила в соцсеть редактора Алмаза Загрутдинова и поставила перед ним задачу стать звездой за пять дней. Теперь он рассказывает, что из этого вышло.
День 1:Я мало знаю про TikTok: там много детей, все перепевают Бибера и танцуют под Despacito. Заниматься этим мне не хочется: у меня нет пластичности, я не верю в свои актерские данные, поэтому говорю редактору, что возьмусь за это задание с единственным условием: никаких танцев. Туториалы на тему «Как стать популярным тиктокером?» не дают четкого объяснения. Почти во всех написаны очевидные вещи вроде «снимайте годный контент, и подписчики потянутся» или «если лень ждать, то купите подписчиков». У регионального журналиста не так много свободных денег, поэтому второй вариант приходится отмести — решаю снимать «годный контент».В первый день «годный контент» придумать не получается. Дебютное видео снимаю за минуту: это мое лицо, залитое разноцветным фильтром; фоном играет песня «Волк — это лиса».
День 2:На второй день осматриваюсь в TikTok чуть лучше. Взрослых здесь оказалось больше, чем я ожидал. Перекочевавшие из «Инстаграма» блогеры, скучающие на работе врачи, охранники «Пятерочки», учителя — все они пытаются стать популярными в TikTok. Анализирую ошибки первого дня. Первые два видео не принесли мне большого количества просмотров. Решаю набрать подписчиков, чтобы мои ролики гарантированно смотрело хотя бы небольшое количество людей. Начинаю подписываться на людей, к концу дня на меня подписались 40 абсолютно незнакомых мне человек — неплохой результат, учитывая, что у меня на странице всего два видео. Решаю не придумывать ничего нового, а просто поучаствовать в каком-нибудь челлендже (еще вчера я был уверен, что со мной этого не случится, но TikTok пробуждает азарт).Собираюсь снять кавер с политическим оттенком: сначала я ставлю лайк под постом Алексея Навального, а потом меня вяжут за экстремизм. Но затем выбираю, как мне кажется, более смешной вариант — смешиваю в одном стакане колу и пепси. Видео взлетает: за час — 1200 просмотров и 80 лайков.
День 3: Я третий день в TikTok и все еще не стал звездой. Количество подписчиков выросло до 70 (я продолжаю подписываться на случайных людей). Мне казалось, что мое видео, набравшее 1200 просмотров, автоматически потянет за собой другие ролики, но чуда не случилось. Все видео, которые я выложил в этот день, набрали не более 200 просмотров, хотя мне они казались удачными. Например, я выложил еще одну пародию на клип Билли Айлиш (на этот раз — на Bury a Friend), в другом ролике есть кот (а интернет вроде бы обожает котов). Рекомендации мне только снятся.
День 4: В четвертый день я снимаю еще два успешных видео. Мне нравится челлендж #вечныеклассики, запущенный в преддверии Met Gala 2019. В этом челлендже люди изображают известные произведения искусства. Чаще всего косплеят «Девушку с жемчужной сережкой» или портреты Ван Гога. Я же, расстроившись от обилия красивых и юных лиц в ленте, надеваю на голову два мусорных мешка и убеждаю себя, что это похоже на «Черный квадрат» Малевича. Оба ролика набрали по 1000 просмотров, а видео с кистью еще и 186 лайков (мой рекорд!). Меня начали комментировать боты. Это пустые аккаунты, которые оставляют одинаковые сообщения в духе «вау, какое интересное видео!». Боты — это хороший знак, решаю я, значит, мой аккаунт проник в глобальные тиктоковские течения. Кроме того, я перестал активно подписываться на других людей, зато отписался от тех, кто не зафолловил меня. Количество подписчиков продолжает расти — на меня начали подписываться арабы и дети шести-семи лет. Несмотря на вроде как позитивную тенденцию, к концу дня я твердо осознаю, что эксперимент провален. Поэтому ставлю себе реалистичную цель — набрать до конца пятого дня 200 подписчиков. Мне не хватает еще каких-то 60 человек.
День 5:На пятый день я невольно начинаю мыслить короткими сюжетами: смотрю на людей и предметы вокруг и думаю, можно ли сделать из них ролик. У меня остается ровно день на победный рывок.Так как с первого дня в ленте рекомендаций я видел татарстанских тиктокеров и ролики под песни Элвина Грея и Альберта Нурминского, я решил целенаправленно снять что-то в этой нише. В итоге под «Туган як» сделал одно и, кажется, самое простое движение из татарского народного танца. Мне хотелось запустить флешмоб — этого не случилось, зато я набрал 1500 просмотров и 63 лайка.
Я пришел в TikTok, имея несколько принципов: не танцевать и не участвовать в челленджах, а моими первыми роликами стали абстрактные видео под малоизвестные песни. Мой демарш провалился: уже на второй день я поучаствовал в челлендже, на пятый — станцевал, а те самые авангардные ролики набрали смешные просмотры. С задачей стать звездой я тоже не справился, и даже набрать 200 подписчиков мне не удалось (финальный показатель — 191). В последний день я снял, на мой взгляд, действительно хорошее видео: ролик с эпизодом из фильма «Девчата», в котором героиня Надежды Румянцевой ест батон с вареньем. Аудитория TikTok его ожидаемо не оценила.


Всё смешалось в доме Облонских
Всегда можно уйти покорять интернет

Итог: важно не то, где ты будешь работать, будешь ли ты когда-нибудь связан с журналистикой или нет, важно то, что нам вообще может дать это образование.
1) Корочка нужна всем, а образование журналиста может пригодится во многих профессиях, тесно с ней пересекающихся.
2) Если все-таки мы свяжем свою жизнь с журналистикой, то все события будем узнавать раньше и быстрее остальных. Плюс? Думаю, да.
3) Нам будет открыт доступ практически везде, в этом нам поможет удостоверение журналиста.
4) Нас всегда будут окружать интересные люди, потому что профессия творческая.
5) Мы будем образованными. Журналист не всегда пишет о том, в чем разбирается, но он обязан это понимать и объяснять людям. Узнаем много нового.
6) Универсальность во всем, мы все должны уметь (с этим сталкиваемся и в учебе)
7) Это престижно


Made on
Tilda