«Для моей семьи, друзей и всего того мира, в котором я рос, эта мечта относилась к разряду неосуществимых. Мои родители, бывало, сидели там и говорили: „Ты забыл, кто ты и откуда? Ты не можешь быть кинорежиссёром." Возможно, желание доказать обратное также повлияло на мой выбор.»
Tilda Publishing
Земекис родился в пригороде Чикаго.
Его семья — типичные представители рабочего класса, чья единственная забота — заработать хотя бы на еду.
В такой обстановке ребенок мог лишь мечтать, что его жизнь будет связана напрямую с творческим миром, тем более с миром киноискусства.
Однако мальчик не переставал мечтать об успешном творческом будущем, постоянно вдохновляясь просмотром телевизора.
Его интересовало устройство того мира, что прячется за экраном.
Впервые Роберт взял камеру в 13 лет. Это была старая камера Kodak, которая досталась ребенку случайно от папы. Именно на нее юный мечтатель пробовал создавать свои первые фильмы. Был даже опыт работы с доступными ему спецэффектами.
А после просмотра «Бонни и Клайд» Роберт точно для себя решил, что его жизнь принадлежит киноискусству.
Роберт поступает учиться киноискусству в Университет Северного Иллинойса, а потом переводится в Университет Южной Калифорнии. В процессе учебы Земекис подрабатывает, монтируя рекламные ролики.
Однако и поступление не оказалось простым, чтобы добиться зачисления, Роберту пришлось за лето повысить свою успеваемость.
Уже в университете Роберт зарекомендовал себя как многообещающий студент. В это время он получает свою первую награду – Студенческую Академическую Премию. И в это же время Стивен Спилберг обращает внимание на молодого человека.
Роберт Земекис имеет литовские, югославские корни/
Корни
Интересные факты
Режиссер любил творчество группы. Использовал песни музыкантов в самых первых своих фильмах на папин Kodak.
The Beatles
В начале своего профессионального пути, после нескольких провалов Земекис писал вместе с товарищами сценарии для других режиссеров.
Сценарная работа
Спилберг старше Земекиса на 4 года, несмотря на это, все равно Роберт считал себя протеже и учеником Стивена.
Протеже Спилберга
Назад в будущее
(1988)
«Назад в будущее» — фантастическая трилогия о путешествиях во времени, описывающая альтернативные реальности маленького американского городка Хилл-Вэлли. Премьера фильма состоялась в 1985 году. Земекис выступил режиссером и соавтором сценария.

Фильм стал самым успешным фильмом года, собрав более 381 млн долларов по всему миру, а также получил многочисленные награды и положительные отзывы критиков. Далеко не все создатели картины верили в то, что их ждет успех. Сам Земекис считал, что маркетинг оставляет желать лучшего. Какие родители пойдут на фильм с детьми, если его слоган «Говорите, моя мама в меня втюрилась?». Но уже первый уик-энд показал, что студия заполучила хит.
Увлекательный сюжет, яркие персонажи, уместный юмор, захватывающие погони и блестящие музыкальные номера – вот слагаемые триумфа! Фильм выдержал проверку временем, ни капли не потеряв своей актуальности. Драйв, напор и неповторимый шарм фильма в совокупности с живыми актёрскими работами не смогут оставить равнодушным ни одного любителя кино.
Кто подставил кролика Роджера?
(1988)
Tilda Publishing
«Кто подставил кролика Роджера» — выпущенный в 1988 году комедийный художественный фильм, обладатель 3 премий «Оскар».

Впервые персонажи от нескольких анимационных студий, появляются на экране одновременно в одном фильме. В фильме совмещена рисованная мультипликация и игра живых актёров. Действие происходит в 1947 году в вымышленном Лос-Анджелесе, где анимационные персонажи столь же реальны, сколь и люди. Тут есть и спивающийся частный детектив с трагедией в прошлом, и шикарная дама, и умные злодеи с тупыми помощниками, и порочные магнаты, и грязные притоны - и при этом целая толпа знакомых и незнакомых взбалмошных и очаровательных существ, придуманных аниматорами.

Из взаимодействия этих двух миров получается «безумный коктейль», наблюдать за которым не скучно снова и снова.




Смерть ей к лицу
(1992)
Tilda Publishing
«Смерть ей к лицу» — американская фантастическая кинокомедия, выдержанная в традициях черного юмора. Фильм получил премию «Оскар» за визуальные эффекты. Действие фильма описывает взаимоотношения пластического хирурга Эрнеста, бродвейской актрисы Мэдлин Эштон и писательницы Хелен Шарп.



«Смерть ей к лицу» сходу погружает зрителя в интриги любовного треугольника, предлагая наблюдать за взаимоотношениями трех главных персонажей. Земекис ни на минуту не забывает, что действие происходит в Голливуде. Здесь принято давать людям зрелище, оно столь же важно, как актёрские перформансы и сценарные нюансы. Декорации фильма – это гиперболизированный в своей гламурной роскоши мир Лос-Анджелеса, которому декораторы придают сказочный оттенок.

Роскошная, зрелищная и остроумная пародия на голливудские нравы и охоту за «молодильными яблоками», как по нотам разыгранная великолепным актёрским ансамблем.
— Куда вы дели мою жену?
— Она умерла, сэр. Её отвезли в морг.
— В морг?! Она будет в ярости!
— Куда вы дели мою жену?
— Она умерла, сэр. Её отвезли в морг.
— В морг?! Она будет в ярости!
Форрест Гамп
(1994)
Tilda Publishing
«Форрест Гамп» – попытка режиссера осмыслить жизненную трагедию, в первую очередь, человека. Земекис замечал, что изображать смешное и комическое ему гораздо проще, чем рисовать драму. Этот фильм попытка изобразить сложную, казалось бы неподвластную автору историю открытого, сердечного и невероятно удачливого Форреста Гампа со всеми жизненными потерями и болью.

На долю этого героя выпал ряд событий, которые потрясли всю Америку. Герой показан параллельно и во взаимосвязи с войнами, смертью великих артистов, президентов, народных волнений. Сложно определить с предельной точностью, что это в большей степени – драма или комедия, ведь мы и смеемся над героем этого фильма, и в то же время плачем. Переживаем счастье вместе с ним и вместе же переживаем любовную трагедию. Однако важно, что режиссер смог соединить оксюморонное сочетание – сочетание смеха и слез. «Форрест Гамп» – это уверенный шаг режиссера в сторону полноценной драмы.

«Форрест Гамп» – великий фильм, который не теряет своей популярности уже не первый десяток лет, об этом говорят, как минимум, шесть премий Оскар, в том числе за лучшую режиссерскую работу. Говорить о фильме можно бесконечно, но все-таки один вопрос остается открытым для каждого, кто посмотрел этот фильм: было ли это все плодом воображения главного героя или жизнь на самом деле такая разноплановая, по-своему прекрасная, удивительная, по-своему трагичная. Но, конечно, хочется верить в лучшее. Именно в жизнеутверждающей вере в лучшее заключена сила этого фильма.

Союзники
(2016)
Tilda Publishing
Долгожданная драма, сделанная Земекисом «от и до» в одной тональности. «Союзники» — это то, к чему Земекис шел долго. Это изображение трагедии людей, в которой нет места смеху. Этот фильм выпадает из органики режиссера, который все-таки известен в больше мере как сказочный, комичный киноавтор. Эта же история посвящена любви, искрометной, страстной, но все-таки обреченной на несчастье. В одном лишь Земекис остался неизменным: в изображении финала. Последняя сцена, несмотря на водопад слез перед ней, оставляет приятное послевкусие вместе с осознанием того, что все-таки счастье возможно при любых обстоятельствах, если ты не остаешься одинок в этом жестоком мире. У каждого есть шанс на свою маленькую ферму с лошадьми.
Выводы по творчеству
Tilda Publishing
Центральный герой кинематографа Земекиса — безумец. Романтическая натура, которой тесны рамки обыденной действительности, ищущая приключения, взрывающие серые будни. Такова одинокая писательница дамских романов, попадающая в джунгли Колумбии («Роман с камнем»). Таков сумасшедший профессор, раскидывающий подростков по пространственно-временному континууму («Назад в будущее»). Таковы чокнутый антропоморфный кролик («Кто подставил кролика Роджера») и обаятельный аутист, творящий историю («Форрест Гамп»).
Роберт Земекис является крупнейшим в Голливуде поклонником технологических новинок, прежде всего, позволяющих создавать спецэффекты. Многие картины Земекиса оказались революционными в области спецэффектов. Но все технические приемы и визуальные эффекты используются как инструменты раскрытия характеров и драматургии.
Интерес к передовым технологиям у Земекиса сочетается с трепетной любовью к прошлому. В этом смысле DeLorean, преображенный в машину времени, можно считать символом всего творчества режиссера. «Мне нравится оглядываться на историю, — говорит режиссер. — Этим и прекрасно кино. Оно дает возможность спустя годы взглянуть на другую эпоху, когда никто понятия не имел, что войдет в историю». Пожалуй, фильмографию Земекиса можно назвать энциклопедией американской жизни второй половины XX века, поскольку режиссер часто помещает своих героев в это время и затрагивает значимые события тех лет.
Tilda Publishing
Екатерина Зайкова
Мария Кулижинских