Как и другие массмедиа, реклама и мемы, кино передает и производит мифы и влияет на социальное бессознательное через метафоры и символы, циркулирующие в обществе.
В подробном разборе механизмов, которые наполняют фильмы смыслами, Александр Паранов рассказывает о принципах семиотизации кино и о том, почему люди живут в мире постоянного мифотворчества: как аллегории и метафоры связывают кино и реальность? из-за чего каждый зрительский опыт уникален? по какой причине многие скучают, смотря артхаус? где во «Властелине колец» можно разглядеть отсылки к нацистской Германии? А также почему просмотр мультфильма «Бэмби» иногда становится для детей не удовольствием, а шокирующим опытом.
Предпринимаемые попытки анализа с психоаналитических традиций или попытки возведения всеобщей теории кино привели к классической ситуации, когда концепция или система стремится вместить в себя то, что ей противоречит. Кино многообразно, наращивает свой технический аппарат… но, что самое важное, — границ смыслообразования попросту нет. Каждая работа обладает некоторой одновременно уникальной и обобщенной семантической картиной. Хотя мифология и остается чаще именно коллективной мистификацией объекта, но именно поэтому и семантическая интерпретация кино редко бывает оригинальной. Сколько найдется интерпретаций массовому и классическому, или даже экспериментальному кино? Сколько всего будет распознано?
Исследование с точки зрения мифологии позволяет не навязывать кино обязательный теоретический аппарат, не сводить все к одному единому метаязыку или классификации образов, но гибко проводить анализ и даже производить типологию, исследовать опыт зрителя. Ведь кино — пространство генерации мифического и его обмена.
Не будем забывать, что автор крайне умен.