Перформанс
История возникновения, ключевые личности, БИ-2 и Oxxxymiron
Перфо́рманс (англ. performanceисполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, жанр театрально-художественного представления, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени.
Впервые слово «перформанс» было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4′33″» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось — перформанс. Перформанс родился из уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театра Баухауза. Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства.
В США история перформанса началась с работ великого экспериментатора Джона Кейджа. Он объявлял музыкой все окружающие звуки и говорил, что его любимое произведение — то, которое мы слышим, когда молчим. В партитурах Кейджа партии исполняли свистки чайников, шум воды, звук мотора и хлопанье дверей, а самая знаменитая его работа «4:33» представляла собой четыре минуты и тридцать три секунды тишины: на концерте музыкант поднимался на сцену, садился перед инструментом, одергивал фалды фрака, заносил руки и... ничего не происходило. Произведением была даже не сама тишина, а те звуки, которые слышались во время четырех с половиной минут молчания.
В Европе идеи американцев продолжали Ив Кляйн, Пьеро Мандзони и Йозеф Бойс. Первый вслед за Флуксусом отрицал традиционную живопись и говорил, что искусство — это форма жизни, а вовсе не помахивание кистью в мастерской. Продолжая свою философию, он делал свои «Антропометрии» при помощи отпечатков человеческого тела на полотне. Во время публичных демонстраций произведений девушки, вымазанные фирменным «международным синим цветом Кляйна», катались по лежащему на полу холсту. Все это происходило под аккомпанемент оркестра, играющего «Монотонную симфонию», состоящую из одной ноты длиной в десять минут и паузы такой же продолжительности.
В 1970-е начала работать будущая «бабушка перформанса» — Марина Абрамович. В перформансе «Ритм 0» она, можно сказать, повторила стэнфордский тюремный эксперимент. Тогда, в Неаполе 1974 года, Мариной на стол были помещены 72 предмета: нож, пистолет, заряженный одной пулей, спички, вино, скальпель и другие вещи. Одни могли принести боль, другие удовольствие. Сама художница отдалась во власть зрителям, которые в течение 6 часов могли делать всё что угодно, при помощи предложенных предметов. В перформансе она опиралась только на эмоции, вследствие чего, возник прямой энергетический контакт с публикой, основанный на абсолютной честности. Таким образом, Марина Абрамович стала объектом эксперимента, обнажающего человеческую природу.
BOYZ
She has been nominated for an Academy Award, two Grammy Awards, and the Mercury Prize
перформанс сильно менялся в течение века, но одно в нем оставалось неизменным: обязательная провокация
В 2018 году в рамках фестиваля "КРУГ СВЕТА" на фасаде Большого театра демонстрировали совместный клип группы «БИ-2» и рэпера Оксимирона на трек «Пора возвращаться домой»
Би-2 и Oxxxymiron – это необычный дуэт рок-исполнителей с исполнителями хип-хопа. БИ-2 охарактеризовали эту песню как «результат сплетения творчества разных поколений»
В центре внимания трека– история многочисленных русских эмигрантов, сначала покинувших Россию после прихода советской власти, а затем – вернувшихся обратно (в конце клипа к песне – надпись «посвящается»). Кто, если не Би-2 и Оксимирон, могли бы искренне рассказать о том, как это желание – вернуться домой – перекрывало любые страхи и сомнения бывших жителей Российской империи, которые возвращались в СССР. К Сталину, НКВД, исправительно-трудовым лагерям. Карточкам и массовым стройкам послевоенных лет. Ко всему тому, от чего раньше хотелось бежать.


Данный перформанс происходит с использованием светового шоу (аудио-визуальное искусство представляющее световую проекцию на физический объект). Художники (в данном случае исполнители) присутствуют только в проекции, они взаимодействуют со зрителем с помощью текстового ряда, который вольно или невольно вовлекает их в смысл трека.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! <З