Советские плакаты 1920-х – 1940-х гг.
История создания советских плакатов с опорой на историю каждого исторического периода.
1920: НЭП. Конструктивизм и другие авангардные течения
НЭП
Политика проводилась советской властью в период с 1921 по 1928 годы. Это была попытка вывести страну из кризиса и придать толчок в развитии экономики и сельского хозяйства. Идейную концепцию НЭПа впервые дал В.И.Ленин. Случилось это на выступлении на десятом и одиннадцатом съездах ЦК ВКП (б), которые состоялись в 1921 и в 1922 годы, соответственно. Новая Экономическая Политика была рассчитана на 5, максимум 10 лет.

НЭП - это социалистическая диктатура опирающиеся на социалистические производственные отношения и регулирующие широкую мелкобуржуазной организацию хозяйства.

В. И. Ленин
Совокупность НЭПа:
  • отказ от трудовой мобилизации и равной системы оплаты труда для всех.
  • перевод (частичный, разумеется) промышленности в частные руки из государственных (денационализация).
  • создание новых экономических объединений - тресты и синдикаты. Повсеместное введение хозрасчета
  • формриование в стране предприятий за счет капитализма и буржуазии, в том числе и западной.
НЭП в сельском хозяйстве
  • Принятие Земельного Кодекса. (22-ой год). Превращение продналога в единый сельхоз налог с 1923 года (с 1926 года полностью в денежной форме).
  • Сельхозкооперация кооперация.
  • Равный (справедливый) обмен междусельским хозяйством и промышленностью. Но этого добиться не удлось, вреультате чего появились, так называмые, "ножницы цен".

Коллективизация и раскулачивание до сих пор не оцениваются однозначно историками. Одни видят в ней путь к построению великой страны, другие – преступление против собственного народа, его ограбление.
Конструктивизм
В истории мощного русского авангарда участвовали многие художественные течения, новаторские достижения которых в свете общего развития искусства различны. Одни интересны лишь для эволюции русской национальной школы, другие тесно связаны с поисками европейского модернизма, третьи внесли неоспоримый вклад в фундамент всего современного творчества в мире. К последним, несомненно, относится конструктивизм 1920-х - 1930-х годов, не только оригинально утвердивший себя в живописи, графике, архитектуре, кино, дизайне, но и ярко отразивший особенности уникального исторического эксперимента, каким явились русская революция 1917 г. и построение первого в мире социалистического государства. Именно это определяет своеобразие конструктивизма в России, в основе которого лежали не только формальные, но и социальные поиски.
В футуристических изданиях 1910-х гг. — "Пощечина общественному вкусу", "Рыкающий Парнас", "Первый журнал русских футуристов" и т.п., в стихах Владимира Маяковского, Василия Каменского, Давида Бурлюка, Велемира Хлебникова, Алексея Крученых провозглашалась свобода от всех классических канонов и идея тотального "словотворчества". Считая литературный язык материалом, который наряду с другими формальными элементами должен быть подвергнут обработке в соответствие с задачами нового времени, футуристы в стихах часто отрицали патриархальную сущность старого общества, воспевая город и урбанистическую культуру, развивающийся индустриальный быт, организующий стихию человеческих масс.
Введен новый способ иллюстрации путем монтировки печатного и фотографического материала на определенную тему, что по богатству материала делает бессмысленной всякую "художественно-графическую иллюстрацию".

Из журнала "ЛЕФ".
"ЛЕФ" стал громким рупором идей "производственного искусства", ареной бурной полемики. В нем же публиковались и разнообразные новаторские проекты конструктивистов. Создавая совершенно новые по стилистике плакаты, конструктивисты и их последователи отказывались от традиционной образности и часто придумывали сугубо геометризованные композиции, целиком построенные на контрастах шрифта, разномасштабных буквенных гарнитур, полиграфических планок и линеек, рисунок которых оттенялся контрастом цветовых плоскостей

В плакатах "ЛЕФА" (1924), выполненных для рекламы изделий Резинотреста — детских сосок и мячиков — его авторы — Родченко и Маяковский выступили действительно подлинными изобретателями, отказавшись от привычного фигуративного языка и сконструировав, например, традиционный образ ребенка с помощью простейших геометризированных элементов.
Для рекламы другого товара Резинотреста — галош, они также использовали весьма схематизированные фронтальные фигуры восточных людей, которые поддерживают треугольник с галошами.
В период Гражданской войны (1918-1922) Маяковский стал одним из организаторов московских "Окон РОСТА" — плакатов, выпускаемых Российским Телеграфным агентством, которые расклеивались на улицах, часто вывешивались в окнах пустующих магазинов (отсюда их название).

В "Окнах РОСТА" сформировалась яркая индивидуальная манера Маяковского, отличавшаяся динамизмом, экспрессией, необычной остротой соединения слова и изображения. А среди создателей петроградских "Окон РОСТА" выделялся Владимир Лебедев, который создавал очень лаконичные по форме, емкие по смыслу и актуальные по содержанию образы ("Резка железа", "Союз рабочего и крестьянина".

"Окна РОСТА" выпускались во многих городах, например, для Смоленска работал ученик Малевича Владислав Стржеминскийв листе которого "Красная армия героически сражается на фронте" присутствует яркая супрематическая композиция. Для фронта был выполнен в Витебске и знаменитый плакат Лазаря Лисицкого "Клином красным бей белых" (1920), ставший одной из самых выразительных формул "утвердителей нового искусства".


1930: Индустриализация. От авангарда к соцреализму
Соцреализм
К 1930-м гг. с многообразием в плакатной графике было покончено, в связи с введением единого метода в искусстве (в том числе и прикладном) под названием «соцреализм». Теперь все создаваемое художниками, писателями, поэтами и другими творцами подчинялось жесткой задаче насаждения новой идеологии. Графики-плакатисты испытали это на себе в первую очередь. Социальные плакаты должны были не только формировать «правильное» отношение к советской власти, но и освещать индустриализацию, происходящую в стране в этот период, а также бороться со всеми личными и общественными пороками.
Плакаты 1930-х годов можно поделить на три группы (по тематике): индустриализация, коллективизация, культурная революция.
Все три понятия относятся к «триединой задаче по коренному переустройству общества»
По-другому социалистическую индустриализацию СССР еще называют сталинской индустриализацией. Это был процесс ускоренного наращивания промышленного потенциала Советского Союза, чтобы сократить отставание отечественной экономики от экономики капиталистических стран.

Начало социалистической индустриализации было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928—1932).
Коллективизация сельского хозяйства
Политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы), проводившаяся в СССР в период с 1928 по 1937 год с целью преобразования мелких индивидуальных хозяйств в крупные общественные кооперативные производства для упрощения системы изъятия её продуктов и обеспечения за их счёт роста промышленных производств.
Культурная революция
Была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией
Немаловажными были социальные плакаты, призывающие осуществлять в сроки планы первых пятилеток. Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов было из деревень. Процесс продолжал идти в течение нескольких десятилетий, так что в начале 1960-х численность городского и сельского населения сравнялись.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
1941-1945
С началом Великой Отечественной войны советский плакат обретает новое значение. Плакаты этого периода отражали динамику развития военных действий. С первых дней войны основные темы плаката - защита родины, вражеское нашествие, бдительность советских граждан, помощь тыла фронту. Центральным был образ сражающегося за Родину бойца. Большинство плакатов того периода можно разделить на две группы - плакат героический и плакат сатирический.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ
САТИРИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ
ЭТА ЖЕНЩИНА ЗАНЯТА
Следующий, наиболее распространенный сюжет плакатов 1941 года - женщина у станка, за рулем трактора или за штурвалом комбайна, заменившая мужчину, ушедшего на фронт.
В последующие годы войны развивается тема мести и героизма советских воинов. Образы становятся менее картинными и более реалистичными.
КОНЕЦ ВОЙНЫ
характеризуется особенно сильным звучанием темы окончательного разгрома врага в его логовище, возвращения советских воинов домой.
Наконец, тема восстановления народного хозяйства знаменует собой возвращение к мирной жизни, возвращение народа к радостному созидательному труду.
Выставка плакатов в Государственном историческом музее Южного Урала

ВОЙНА ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков!
Мощным визуальным призывом к борьбе стали агитационные плакаты. Кто-то хотел показать в своих работах гнусность и глупость врага, поэтому создавал смешные шаржи, где Адольф Гитлер изображён со скрюченными руками, огромным носом, его хватают, переворачивают, протыкают оружием. Эталоном военных плакатов можно назвать портреты солдат в военной форме, с медалями на груди, оружием в руках, улыбкой на лице и лозунгом внизу: «Красной армии победительнице – слава!»

Но есть и другие плакаты. На них изображены страдания жителей оккупированных городов, их стремление всем, чем только можно, помочь солдатам.

© Журфак ЧелГУ.
Дарья Шпилёва, Виталий Карпенко и Анастасия Салтыкова.
Группа ФЖ-202.

Made on
Tilda