Талант из глубинки:
как учатся сельские школьники и почему они не хуже остальных
Рассказ о том, как и чему учатся дети в сельских школах России
В России больше половины школ от общего числа – сельские. Малокомплектные, зачастую очень удаленные. О таких на ум приходит одно – низкий уровень образования, постоянная нехватка кадров, кабинеты совдеповских времен, а о компьютерных классах и химических лабораториях и думать не стоит… Но что, если это не совсем так?

В этом лонгриде не будет призывов и утверждений. Только истории людей и факты, чтобы вы могли составить собственное мнение.
Навигация
1
Портрет сельской школы
Деревянные парты и точно такие же стулья, «съевшие» не одну пару девчачьих колготок, советские плакаты на обшарпанных стенах кабинетов, узкие коридоры, не менее узкие лестничные клетки, учителя, которые ведут три дисциплины сразу... А может современные, оснащенные техникой классы, педагоги по каждому предмету, наполненные смехом и топотом детских ног коридоры?
Для того чтобы составить ассоциативный портрет сельской школы, было решено провести опрос, в котором респондентов просили описать образы, возникающие у них со словами «сельская школа», «образование в селе», «ученик из села». Около 80% опрошенных – жители крупных населенных пунктов, и о сельских школах они знают понаслышке. На основании более пятидесяти ответов было создано облако слов, отражающее представления тех, кто учился в селе или никогда даже мимо такой школы не проходил. И все они говорят о разном.

Получается, что стереотипы и предрассудки в отношении сельского образования все-таки существуют. Или это не предрассудки вовсе?

Вместе с людьми в этом лонгриде говорят факты. И факты утверждают одно: многие горожане схожи во мнении, что сельские школы сегодня – это во многом отличные от городских школ заведения. Результаты проведенного анкетирования показали, что 64% опрошенных ассоциирует сельские школы с необразованными учениками, недостатком квалифицированных педагогических работников, зданиями времен СССР, панибратскими отношениями между учителями и учениками, благодаря чему последние легко получают наивысшие оценки и красные аттестаты.

|

«Вы спрашиваете меня, какая она, моя родная школа? Хм, да самая обычная. Я же здесь с семи лет, а сейчас мне сорок с хвостиком (тсс, об этом никому). Всю свою сознательную жизнь в этих кабинетах провела, только немного на учебу в университете отлучилась и снова в строй. Было бы плохо, давно бы уехала в город. Но я до сих пор здесь. И в город совсем не тянет. Наверное, это что-то да значит»

Ольга Новожилова,
заместитель директора по учебной работе, учитель информатики Коменской школы

Ольга Григорьевна (так принято обращаться к педагогу) – та, чье имя в школе знает каждый из 176 учеников (численность учащихся коменской школы, находящейся в Свердловской области). Сто семьдесят шесть – это не только из Коменок, но и ближайших деревень – Прищаново, Кашина, Поповка, Кондратьево. И все в Коменскую школу. И все на уроки к Ольге Григорьевне. А знают ее просто потому, что человека, который контролирует в этой школе все (или почти все), не помнить нельзя. Она и расписание составит, и задачу решить поможет, и мероприятие сфотографирует. Ольга Григорьевна уверена, что фотографии могут передать куда больше, чем слова. Благодаря созданным ей фотоснимкам, можно составить настоящий, цифровой портрет Коменской школы. Попробуйте сами.

Коменская школа давно отошла от стереотипного, устаревшего образа сельской школы. МАОУ Коменская СОШ сегодня – учебное заведение, в котором работает стабильный творческий коллектив, нацеленный на достижение результатов. В 2021 году в школе открылся Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», кабинеты которого оснащены современным оборудованием. Уроки химии, физики, биологии и информатики теперь проходят еще интереснее. Особой популярностью пользуются занятия робототехникой, которые проводятся в обновленном компьютерном классе. В школе развито волонтерское движение. Волонтерский отряд «ДНС» на протяжении многих лет осуществляет проекты и акции различной направленности. Помимо этого отряд дважды становился победителем Всероссийского конкурса «Лига добровольческих отрядов». Все это становится возможным благодаря слаженной работе педагогического коллектива и нашего небольшого ученического состава.

Людмила Желнина
директор Коменской школы
Проблему существования предрассудков в отношении сельских школ комментирует директор Управления образования городского округа Богданович Кристина Горобец, а ученица и сельской, и городской школ Яна Ширяева рассказывает о своих трудностях перехода из одного учебного заведения в другое.
2
Предоставим слово цифрам
Принимая во внимание тот факт, что проблема восприятия сельских школ все-таки существует, важно понять причины данного явления. За ответом на этот вопрос обратимся к графикам и исследованиям.
В 2020 году Высшая школа экономики выпустила двухатомный «Мониторинг экономики образования», в статьях которого исследователи анализируют проблемы российской системы образования. Отдельные статьи сборника посвящены изучению образовательной системы сельских школ России. На основе этих текстов попробуем составить сравнительный анализ состояния городских и сельских школ.
Как уже говорилось ранее, сельские школы составляют половину от общего количества школ в России, но обучается там лишь четверть от всего количества российских школьников.
С каждым годом их количество уменьшается. Исследователи связывают это с масштабными образовательными реформами, проводимыми в стране с 2005 по 2012 годы.

В связи с тем, что в сельских школах обучается лишь четверть всех учащихся, средняя численность учеников в таких учебных заведениях в четыре раза ниже, чем в городе. Однако этот показатель усредненный и ситуация меняется в зависимости от региона. Так, например, в селах Тюменской и Тамбовской областей средняя укомплектованность школ составляет 600 человек, а в Магаданской области – 25 человек. Очевидно, что этот показатель зависит от плотности населения в тех или иных частях субъекта Российской Федерации.

Неравномерно и региональное распределение сельских школ: от 88% в Республике Алтай и 84% в Республике Дагестан до 27% в Магаданской области и 19% в Мурманской.
Это объясняется соотношением сельского и городского населения в субъектах Российской Федерации. И рассматриваемые ниже отличия сельских и городских школ во многом определяются особенностями региональных образовательных систем.
В последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип сельской школы как школы маленькой и бедной. Тем не менее инфраструктурные характеристики свидетельствуют о том, что современная сеть сельских школ очень неоднородна и говорить о ней в усредненных показателях не совсем корректно. Однако по многим параметрам в среднем по стране городские школы действительно имеют более развитую материально-техническую базу.
Bрамках приоритетного национального проекта «Образование» до 2024 года планируется значительное обновление материально-технической базы школ. Реализуются проекты по строительству новых зданий современного типа. В Калининградской, Тамбовской, Тюменской областях, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах был реализован комплекс мероприятий (включая обновление материально-технической базы сельских школ), направленный на создание равных условий для городских и сельских школьников в получении качественного образования. Сегодня в этих и ряде других регионов здания сельских школ ничем не уступают городским, а в некоторых случаях и превосходят их.
3

Мама, я сдала ГИА: сельские школьники о поступлении в Москву, искренних переживаниях за результат и планах на жизнь

Выпускники сельских школ делятся своими историями успеха. Все упомянутые в этом блоке имена, баллы итоговой аттестации и нынешние места учебы ребят действительны, а любые сходства с реальностью неслучайны!

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ГИА)

это форма государственного контроля (оценки) освоения выпускниками IX (X) и XI (XII) классов основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Источник: данные Федерального статистического наблюдения
Согласно статистике, сельские школьники сдают государственную итоговую аттестацию хуже, чем школьники из города. Однако это не значит, что среди них нет ребят с красными аттестами, наивысшими баллами ОГЭ, золотых медалистов, высокобалльников и даже стобалльников. Есть. А вот красных аттестатов «за дружбу с учителем» давно нет, так как в 2019 году изменились условия получения этого документа: теперь необходимо подтвердить успехи в учебе результатом не менее 70 баллов на ЕГЭ по русскому языку и математике.
«Так волновалась, а потом поступила на бюджет в ВУЗ мечты»: сельские школьники о выборе будущей специальности
Анна Зотова
выпускница сельской школы, ныне студентка УрГПУ
К ЕГЭ я начала готовиться частично в 10 классе, так что в конце учебного года понимала структуру каждого экзамена. Вся подготовка проходила в разных форматах, по некоторым предметам на уроках мы разбирали задания, например, по русскому языку. По профильной математике было сложнее, некоторые задания приходилось искать самостоятельно. В этом мне помогли курсы и видеоуроки. Когда наступила пора экзаменов, было немного страшно. В итоге по русскому языку я набрала 90 баллов, а по профильной математике – 72. После получения результатов подумала, что ничего не получится, но продолжала подавать документы. И вот, в середине августа я увидела свою фамилию в списке поступивших. Я была очень рада! Сейчас учусь на направлении «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки математика и информатика» в УрГПУ.
Наталья Шайхатарова
выпускница сельской школы, ныне студентка ТюмГУ
Когда в 10 классе я определилась с профессией, начала свою подготовку к экзаменам. Мне необходимо было сдать русский язык, профильную математику и географию. Учителя в моей школе помогали мне с подготовкой: объясняли задания, разбирали темы и давали ответы на возникающие вопросы. Основательная часть подготовки была в 11 классе, так как в 10 мы ещё изучали некоторые темы. Множество дней я сидела за различными прорешивала, как отдельные задания, так и варианты полностью, в каких-то вопросах пыталась разобраться сама. После всего пройденного наступили экзамены. Задания попались нетрудные и знакомые, поняла, что такое мы уже решали в школе. После нескольких дней я узнала результаты, которые меня порадовали. В общей сумме за 3 предмета я набрала 243 балла, чего мне вполне хватило для поступления в университет мечты.
Лиана Бушунц
выпускница сельской школы, ныне студентка УрГПУ
Я училась в МБОУ СОШ N10 села Юца Предгорного района Ставропольского края. С самого раннего детства мне нравилось учиться. Начиная с 5 класса я участвовала в различных олимпиадах школьного, муниципального и регионального уровня, участвовала в различных конкурсах, участвовала в мероприятиях, была активистом школы. По интересующимся темам конкретных уроков находила дополнительную информацию. Поэтому учёба в школе мне давалась легко и всегда училась на отлично. К экзаменам готовилась самостоятельно и с помощью школьных педагогов, подготовка у меня была регулярной, поэтому экзамены сдала на желанные баллы: 88 баллов по русскому языку, 72 балла по профильной математике и 68 по обществознанию. Я рада, что поступила в ВУЗ, так как здесь учёба ещё интересней.
Несмотря на средние результаты по стране, ученики школы №1 села Миасское Челябинской области год за годом получают наивысшие баллы и оценки на ГИА. О том, как им удается достичь таких результатов и каких показателей они ожидают в этом году, смотрите в сюжете.
4

Причины, по которым сельские школы могут быть даже лучше остальных

В этом блоке плюсами обучения в сельской школе поделятся те, кто не понаслышке знает о том, что такое учеба в городской школе, но детей отдает в сельскую.
Филолог, журналист, публицист, мама Анастасия Миронова, переехавшая после долгих лет городской жизни в деревню, опубликовала на сайте mel.fm статью о том, какими преимуществами может обладать сельская школа перед городской. Приводим текст материала ниже.
9 причин, почему сельские школы могут быть даже лучше остальных
В маленькой школе маленькие классы
Чем меньше населенный пункт, тем меньше школьные классы. В селах и маленьких городках встречаются старшие классы, в которых учатся от трех до пяти человек, а то и один. С этими классами учителя работают, как с любыми другими.
На селе более гибкое обучение
Другой плюс такой школы — отдаленность от контролирующих органов. Звучит странно, ведь в XXI веке бюрократия стала электронной. Однако в России удалённость от центра всегда становится поводом расслабиться. Для школы в деревне или маленьком городке это означает, что учитель может больше экспериментировать. И что, в конце концов, он меньше загружен бумажной работой. Я живу в деревне и знаю, что в школах в округе дети смотрят кино, в том числе артхаус, сдают экзамены в форме спектакля, а на уроках биологии ходят в лес.
Дети много занимаются вне школы
В деревне или маленьком городе классы более мобильные. Если в Москве в парк нужно порой вывозить детей на автобусе, а на пикник ехать за 50 километров, то в деревне освоение окружающего пространства проходит проще. Я вижу, что в нашей школе в соседнем поселке дети часто занимаются в парке, на лыжах катаются не только на пятачке возле школы, но и на окраине поселка, где можно оборудовать хорошую лыжню. А на берегу реки устраивают школьные пленэры.
Деревенский школьник больше спит
Если дети городские и те, кто живет на селе и ходит в местную школу, спят примерно одинаково, то те же деревенские школьники или дети из райцентров, которых возят на занятия в крупные населенные пункты, недосыпают. В нашей деревне есть такие примеры: ученики местной школы просыпаются в 7.45, из дома выходят в 8.15-8.20. Дети, которых возят в школу в райцентр за 40 километров, выезжают из дома в 7.20. То есть они спят на час меньше. И на час меньше играют (читают, рисуют, занимаются) — это время у них съедает обратная дорога.
В селе или в райцентре дорога до школы безопаснее
Это вопрос важный. Ребенок сельский по пути в школу порой не переходит вообще ни одной автомобильной дороги. Или идет по грунтовке, где медленно ездят. То же самое в райцентрах — там нет широкополосных дорог. Шанс быть задавленным минимальный. Даже если ваш ребенок живет в деревне и пользуется развозкой до поселковой школы, едет автобус по проселочным дорогам, а там совсем низкие скорости. А вот дети, которых возят в школы в райцентр, или городские школьники, чьи родители выбрали лучшую гимназию в центре, каждый день рискуют попасть в аварию.
В деревне учитель больше знает о проблемах учеников
Преимущество, на первый взгляд, сомнительное. Зато в сельской школе невозможны ситуации, когда ребенок возвращается с похорон, а учитель отчитывает за прогул. Когда мать сильно заболела, дети заняты работой по дому, а в школе их вызывают на ковер и ставят двойку за не вовремя сданный гербарий. Бывает, что деревенские нрав и любопытство становятся даже у учителей бестактными, но поле для обидных и неуместных ситуаций узкое.
В сельской школе меньше травли
Когда все друг друга знают, обижать безнаказанно не получается. Чем меньше населенный пункт и меньше школа, тем меньше в школе травли. Потому что каждый в такой школе друг другу сосед, родственник или друг соседа. К тому же в деревнях детей мало, все они — партнеры по играм, поэтому до старших классов дети в каком-то смысле ценят приятелей, ведь выбор для общения у них не так велик.
Переезд в мегаполис часто приводит к ухудшению жилищных условий ребенка
Жил себе ребенок в селе, в собственном, пусть даже и неказистом доме. А может, он жил в двухэтажном благоустроенном доме в райцентре или на окраине поселка. У него, возможно, даже была своя комната, своё рабочее место. И вот семья переезжает в большой город или даже в Москву. Родители в первые годы много работают, с большой вероятностью — на не самых привлекательных позициях. Снимают 1-комнатную квартиру, а то и комнату. У ребенка после переезда в город нет не только своей комнаты, но и своего стола.
В провинции у родителей больше свободного времени
Это хоть и последний, но, возможно, самый важный плюс для семьи, которая решает не переезжать в большой город из-за учебы ребенка. В селе или в райцентрах люди много не работают, там нет супержесткой конкуренции за высококвалифицированные места, там нет многочасовых изматывающих дорог до работы и обратно. Сельский родитель дольше времени находится дома. И если у него действительно есть желание дать ребенку хорошее образование и воспитание, он может это сделать.
В галерее представлены комментарии людей под материалом на сайте mel.fm. И мнения комментаторов во многом разделились. Это в очередной раз подчеркивает неоднозначность ситуации: нельзя с уверенностью говорить, что сельские школы – это дно образовательной системы, точно также нельзя заявлять и обратное.
– Дима, мой старший сын, пошел в первый класс в городскую школу, хотя мы живем в селе. Ему там нравилось, с ребятами подружился, и учительница с ним тоже установила хороший контакт. Так как он у меня ребенок очень гиперактивный, ему было тяжело сосредоточиться на учебе и сконцентрировать внимание на уроках. Полгода проездили в город. Конечно, были трудности для ребенка – это ранние подъемы и вечные поездки в школу и обратно. В декабре он мне сказал, что хочет ходить в школу со своими ребятами из садика, которые пошли в сельскую школу. Начал меня расспрашивать, почему я его отправила в город, а все остальные ходят в школу вместе. Ну, и мы решили с ним, что переведемся в сельскую школу, к его дружной компании друзей из детского сада. Теперь он довольный бегает в школу, ребята по нему соскучились, поэтому встретили его с теплотой.

Оксана Шевченко
мама двоих детей, проживающая в селе
И родители, и дети любят сельские школы за разнообразную внеучебную деятельность. В последние годы в селах все активнее развиваются кружковые движения, спортивные секции, программы дополнительного образования и многое другое. В связи с небольшим количеством детей, педагоги уделяют время каждому ребенку, помогая развить талант и освоить какие-то навыки. Это способствует достижению высоких результатов на районных, областных и всероссийских конкурсах. Читайте об успехах сельских школьников ниже.
5
У сельских школьников есть шанс?
Время подводить итоги
вывод
Этот лонгрид – не желание идеализировать сельские школы в глазах общественности, принизить важность получения качественного образования или дискредитировать городские школы. Вовсе нет. Это попытка доказать, что сельские школы в наше время, в эпоху тотальной компьютеризации и информатизации тоже не стоят на месте. Сельские школы сегодня ≠ отсталые дети, отсутствие перспектив и некачественное образование. Сельским школьникам нужно просто дать шанс быть успешными и счастливыми людьми.
Автор проекта
Анастасия Шешегова
студентка 1 курса факультета журналистики ЧелГУ