Советское телевидение 1950-1980-х гг.
Выполнили:
  1. Владислав Завьялов
  2. Юрий Дубских
3. Евгений Рыженьков
Развитие электронного телевидения в СССР после ВОВ
После войны первым в Европе 7 мая 1945 года возобновил передачи Московский телецентр по довоенному стандарту. Ленинградский телецентр был переоборудован на четкость в 441 строку и пущен 7 ноября 1947 года.
В 1946—1949 годах выпускались телевизоры «Ленинград Т-1» и «Москвич Т-1». В 1949 году на Александровском радиозаводе началось производство первого массового телевизора «КВН-49» (по первым буквам фамилий конструкторов — Кенигсон, Варшавский, Николаевский).

С 1951 года Центральное телевидение перешло на ежедневные телевизионные передачи в Москве. В 1950—1955 гг. началось распространение телевизионного вещания по всей территории страны. На первых этапах в разных городах (в Харькове (первый), Калинине, Горьком, Одессе, Риге, Томске, Свердловске, Омске, Владивостоке, Уфе, Нальчике, Архангельске, Воронеже, Севастополе, Гомеле, Хабаровске, Барнауле, Перми, Казани, Комсомольске-на-Амуре) возникали временные любительские телестудии.
Design creates culture. Culture shapes values. Values determine the future.
В 1954 году было всего три программных телевизионных центра (в Москве, Ленинграде, Киеве), в 1955 — девять (в Калинине, Таллине, Харькове, Свердловске, Томске, Омске), в 1956 — девятнадцать (в Минске, Вильнюсе, Баку, Тбилиси, Ташкенте, Ереване, Владивостоке, Сталино, Сталиногорске, Риге)[15], в 1957 — двадцать (Новосибирск), в 1960 — 84 телецентра, в 1965—121 телецентр, в 1970—130.
В 1951 году было начато строительство кабельной телевизионной линии Москва — Ленинград (КМ-3). 1 марта 1955 года в Калинине начал работу первый в СССР ретранслятор, получавший телевизионный сигнал по кабелю из Москвы. Строительство радиорелейных и кабельных магистралей позволило осуществить строительство ретрансляционных телевизионных станций, получавших программу по междугородным линиям связи.
С 1 января 1962 года была отменена регистрация радиоприёмников и телевизоров, введённая для радиоприёмников ещё в 1924 году. Регистрировались телевизоры в почтовом отделении по месту жительства.
В 1965 году был выведен на орбиту первый отечественный спутник «Молния-1», давший возможность транслировать телевизионные программы, что стало новым значительным импульсом в развитии ТВ.
В 1967 году стала действовать национальная система спутникового телевещания «Орбита», позволившая транслировать передачи из Москвы на всю территорию СССР и увеличить телеаудиторию сразу на 20 млн человек за счёт районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Средней Азии. Выдающимся событием также стала сдача в эксплуатацию в 1967 году Останкинской телевизионной башни и телецентра. В 1976 году была введена в эксплуатацию новая спутниковая система «Экран», которая позволила принимать передачи Центрального телевидения на территории Сибири и Дальнего Востока.
8 февраля 1991 года вместо Гостелерадио СССР была создана Всесоюзная государственная телерадиовещательная компания. 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. 27 декабря 1991 года в связи с распадом СССР ЦТ СССР была упразднена.
Переход на цветное вещание
В феврале 1957 года вышло постановление Совета Министров по вопросам цветного телевидения с поручением начать в следующем, 1958 году, опытное вещание уже по совместимой системе.
В 1953 году была предпринята попытка внедрения системы цветного телевидения с последовательной передачей цветных полей. Это была советская версия устаревшей американской системы CBS, несовместимой с чёрно-белыми телевизорами. При стандарте разложения в 525 строк, за секунду передавались 150 цветоделённых полукадров, по 3 на каждое поле. Первая опытная станция цветного телевидения (ОСЦТ-1) была построена в Москве, на Шаболовке и работала с 5 ноября 1953-го по 5 декабря 1955 года. Затем её аппаратура была переделана на чёрно-белый стандарт, и с её помощью в Москве в начале 1956 года началось регулярное вещание по второй программе Центрального телевидения.
В марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения, и через два года в качестве общесоюзного стандарта была утверждена система SÉCAM. Первая широковещательная цветная телепередача по этому стандарту в СССР состоялась 7 ноября 1967 года из ОСЦТ-3, оборудованной аппаратурой французской фирмы «Томсон-ЦСФ».С января 1977 года все программы Центрального телевидения стали передаваться в цвете.
Первые телепередачи
29.06.1949 — первая внестудийная передача Московского телецентра. Это был репортаж о футбольном матче со стадиона «Динамо». Его вёл Вадим Синявский
27.10.1954 — первый номер телевизионного журнала «Искусство»
25.06.1956 — первый номер телевизионного журнала «Знание»
04.12.1957 — первый номер телевизионного журнала «Для вас, женщины»
23.02.1960 — первый номер телевизионного журнала «Здоровье». Ведущая Ю. Белянчикова
04.09.1975 — первый выпуск телевизионной игры «Что? Где? Когда?»
Отмена регистрации радиоприёмников и телевизоров
С 1 января 1962 года была отменена регистрация радиоприёмников и телевизоров, введенная для радиоприёмников ещё в 1924 году. Регистрировались телевизоры в почтовом отделении по месту жительства.
Гостелерадиофонд: политика цензуры
В 1957 году был создан Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Таким образом, в сферу цензуры было включено развивающееся в СССР новое средство распространения информации — телевидение. Цензура охватывала и кинематограф, и музыку. Все новые фильмы, передачи, концертные программы и спектакли должны были проходить утверждение худсовета.
В конце 1967 года состоялось открытие «четвёртой программы» телевидения, рассчитанной на интеллигентного зрителя. По словам руководителя программы Леонида Дмитриева, суть эксперимента заключалась в том, чтобы «искать истину и говорить правду». Эксперимент продолжался около года, после чего научные рецензенты из Высшей партийной школы — или, говоря словами Дмитриева, «около ста пятидесяти цензоров», в обязанность которых «входило написание рецензий на каждую передачу без исключения» — дали отрицательный отзыв, охарактеризовав это как идеологически ошибочную и политически вредную попытку создать элитарную программу, недоступную массам. В результате программа была закрыта
В целом в этот период на телевидении сократилось до минимума прямое вещание, и почти все передачи проходили тщательный монтаж и предварительную цензуру. В 1970 году Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР был преобразован в Государственный комитет Совета министров по телевидению и радиовещанию, а 5 июля 1978 года — в Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Последнее преобразование вывело телевидение из подчинения Совету министров и поставило его в прямую зависимость от руководителя страны Л. И. Брежнева.
Основные каналы: ред. Политика, основной контент
К концу 1980-х годов Советское ТВ включало четыре всесоюзных канала (два были доступны во всех регионах на МВ-диапазоне) и республиканские (были доступны во всех союзных республиках, кроме РСФСР).
Голубой огонек
Телевизионная музыкально-развлекательная программа, выходившая в эфир на Первой программе Центрального телевидения СССР с 6 апреля 1962 года по 1985 год
Изначально программа транслировалась еженедельно по выходным дням, а затем — только по праздничным и нерабочим. В выпусках «Огонька» принимали участие известные советские исполнители оперы, балета, оперетты, цирка, народной и эстрадной музыки, а также почётные гости — космонавты, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, видные военные деятели, передовики производства и многие другие представители науки и искусства. Почетный гость первого выпуска 1962 года — космонавт Юрий Гагарин.

Идея возникла после открытия в 1960 году молодежного кафе в Москве на улице Горького. В нём проходили всевозможные диспуты, выступали артисты, поэты читали свои стихи. В музыкальной редакции ЦТ была создана творческая группа в составе заведующего отделом эстрады Виктора Черкасова, режиссёров Юрия Богатырёва и Алексея Габриловича, редактора Валентины Шатровой. Сначала совместно с руководителями молодежного кафе планировали вести прямые трансляции из зала, но скоро от идеи отказались в пользу самостоятельной телепередачи. При этом атмосферу кафе сохранили, поставив столики и придумав фабулу: известные деятели культуры, театра и кино, передовики производства как бы заходят в кафе на чашечку кофе.

Изначально программа называлась «Телевизионное кафе», затем — «На огонёк», после — «На голубой огонек» (имелся в виду голубоватый свет от экранов наиболее распространённых тогда чёрно-белых телевизоров) и, наконец, — «Голубой огонёк». Одним из первых её ведущих был актёр Алексей Полевой.