owari
UK Garage
Музыка британской меланхолии.
Как она повлияла на мир и как еще может повлиять на слушателей.
Это полностью британская тема. Это тема ни чёрных, ни белых. Это та музыка, где мы лучшие
— MC Creed
Все началось совсем не в Британии, впервые гэридж зазвучал в почти легендарном нью-йоркском клубе "PARADISE GARAGE", откуда жанр и взял свое название. Среди разношерстной публики клуба нашлись те, кто оценил новаторское звучание здешних диджеев, в этом числе оказались их британские коллеги. В то время на лондонских площадках вовсю крутили тяжелый, но глубокий рагга-джангл и регги.
Трудно сказать, что сделало UKG таким, каким он стал. Немалую роль играли в этом ямайские и карибские мотивы музыки, которые еще с колониальных времен были известны британцам. Очень многое сделало стремление этой культуры к некой загадочности и серости, на этих островах любили меланхолию. Конечно же, огромное влияние американской хаус-сцены трудно переоценить. Однако этот жанр стал настолько большим и самодостаточным, что оставил после себя еще много других поджанров, поколений диджеев и MC.
В самом начале британский "гэридж" и американский "гараж" не воспринимались разными стилями и лондонские диджей-сеты содержали и то, и другое. В то же время публика уже начала определять, где играет продукт американского хауса, а где слышатся "родные" нотки. Путаннице положил конец полноценный релиз нескольких треков и плейлистов, например "Feel MY Love" Tuff и Jam, которые наиграли совсем новый даб на одноименную композицию американских музыкантов. Это был 1991 год.
Кардинальные отличия британского гэриджа от остальных жанров заключаются в более широких и сильных басовых партиях, подстать всей грубой и мрачной англо-саксонской культуре. Также англичане старались избегать быстрого темпа рагга-джангла, который приелся всем, свои миксы они разбавляли вырезанным из оригинальных песен женским вокалом, телефонными трелями, звуками выстрелов, шумом города.
К 1994 году уже вся музыкальная тусовка включилась в создание нового жанра, отделившись окончательно от заокеанских собратьев. Первым, кто начал записывать настоящие гэридж-гимны стал Грант Нельсон, однако в этот момент британские продюссеры и лейблы почувствовали привлекательность гэриджа для масс и приступили к его освоению. Это привело к признанию британских артистов не только на родине, но и за рубежом. Уже американские саундмейкеры приняли эстафету, однако в этой стране, настоящей родине гаража, наступила смерть жанра. Он стал сугубо британским явлением.
Мы все испытывали американское влияние. Но теперь у нас в Англии появилась своя тема. Мы создали собственный звук.
Jam
Трек американского продюссера, записангного с песни популярной R'bB' исполнительницы Тины Мур. В гэридж-тусовке признавался эталоном британского звучания, вот такой парадокс.
Twostep-garage, Speed-garage, dark garage
В течение 1995-1997 годов лондонские диджеи почувствовали, что гэридж в своем настоящем виде не может стать выразителем их творческих идей. Все это время 2step-Garage, как его назвали позднее, использовался для того, чтобы раскачать толпу перед выступлением топовых MC, обязанных британскому стилю своей популярностью.
В поисках новаторских решений лондонские независимые музыканты использовали все, до чего могли дотянутся, в 1996 году они обратили внимание на ремикс песни "Spin Spin Sugar", замиксованного Армнадом ван Хелденом - "Armand's Dark Garage Mix". Глухой, дребезжащий и глубокий бас из этого трека стал ориентиром в творчестве таких знаковых коллективов, как R.I.P. и 187 Lockdown.
SPEED-GARAGE
Впоследствии те, кто пошел вслед за R.I.P. и 187 Lockdown, основали новый поджанр Speed-Garage, который имел менее широкую аудиторию и более андеграундный характер. Благодаря этому выход нашли ноунейм-MC, путь которым на топовые вечеринки был заказан. Они подхватили этот звук и стали выступать в подполье на нешироких площадках среди маргиналов и панков. Такими были ныне признанные Wiley, Dezzee Rascal, Geeneus. Они заменили строчки о рейвах и шампанском чем-то более резких и злым.
DARK-GARAGE
К началу 2000 2step-Garage полностью заполонил британские радиочарты, а известные реп-исполнители все еще пытались заработать на волне популярности жанра. Однако в то же время бурная деятельность саундмейкеров из андеграунда приводила ко все более мрачному звуку, который уже стал визитной карточкой королевства. Из стремительного и пронзающего саундом спид-гэриджа рождался новый стиль, более проникновенный и атмосферный.
Речь идет о Dark Garage. В этом свете знаменателен тем, что вобрал в себя самые лучшие, по мнению диджеев, черты не только андеграундного спид-гэриджа, но и тустеп-гэриджа, став своеобразной квинтэссенцией британского звука. Однако многое повлияло на то, чтобы в будущем все жанры, произошедшие от оригинального UKG стали развиваться отдельно друг от друга.
Своеобразным гимном Dark Garage стал трек "Gorgon Sound" Horsepower Productions.
Такая обособленность имела последствия. В начале 2000 музыканты-выходцы из гетто ворвались на сцену тустеп-гэриджа благодаря своей неординарной подаче текста, лишенного романтики. Это были So Solid Crew, в то время они обрели оглушительный успех у слушателей, побежавших скупать пластинки и кассеты с их записями. Этому попытались воспротивиться мэтры 2step-Garage тусовки, впрочем, они не добились желаемого. Однако добились желаемого нечистоплотные в плане материала журналисты, которые устроили скандал вокруг So Solid Crew и стиля в целом. В итоге тустеп был полностью дискредетирован в глазах общественности, которая теперь видела в направлении одних гангстеров и лицемеров, притворяющихся гангстерами.
grime, bassline, dubstep
GRIME
Pay As U Go Cartel - самая первая грайм-площадка, основанная первопроходцами этого жанра Wiley и Geeneus. Эксперименты, начатые андеграундными рэперами несколько лет назад дали свои плоды, дав возможность грайму обрести свое место в уличном груве Британии. Взявший начало из низкокачественного звука неизвестных исполнителей, которые не гнушались грувбоксами и даже игровыми консолями, грайм распространялся с пиратских станций.
Позднее в тусовку грайма влились уже знакомые So Solid Crew, Dizzee Rascal и еще очень много исполнителей. Все они прониклись вайбом спид-гэриджа и дарк-гэриджа. Благодаря этому в обоих направлениях стали прослеживаться одинаковые черты, а грайм обрел популярность у себя на родине.
BASSLINE
Уже к 2002 году сцена грайма стала гораздо шире, многие MC стали обращаться к менее аутентичному, но не менее энергичному направлению бейслайн. Основной его отличительной чертой является очень запутанный бас, извлекаемый диджеями из всех жанров, но при этом стандартная для гэриджа схема ударных 4/4. Для наполнения могли использоваться любые шумы, трели, взрывы, глубокие вокальные партии, которые не всегда сочетались с агрессивным характером стиля, но, возможно, поэтому бэйслайн снискал такую любовь у публики.
История бейслайна началась с получившего общественный резонанс полицейского рейда на клуб «Niche» в городе Шеффилд, где под эту музыку якобы принимали наркотики и беспрепятственно занимались насилием. С тех пор бейслайн и грайм многими воспринимаются как музыка, связанная с преступной деятельностью.
DUBSTEP
Развитие грайма привело к притоку свежей крови в музыкальную индустрию островов. Ему обязан появлением один из самых известных и противоречивых жанров, который стал полноценным наследником всего UKG - дабстеп. Составляющие дабстепа: Ударная схема UKG, присущее Drum n' Bass сведение, Wobble-бас. Дабстеп проникнут мрачной атмосферой индустриального города, он воплощает в себе самую суть всей британской электронной музыки, к которой стремились саундпродюсеры еще со времен первых гэридж пластинок на пультах. Это очень глубокая музыка, под которую люди на танцполе погружались в глубокий музыкальный гипноз, почти как у музыкального жанра Trance, но гораздо сильнее.
Дабстеп возник в переулках Кройдена, района Южного Лондона. Там, в магазинчике олдскульных пластинок Big Apple Records, работал продавец Терри. Он только и делал, что круглые сутки вместе с другом Дэнни писал гэридж. Однажды к ним в студию пришел Benny ill, техно-продюсер. Он сказал им:
"Я хочу поробовать написать гэридж".
Терри ответил ему "Да, чувак, это круто, попробуй". Он вспоминал, что этот продюсер увлекался регги и рагга-джанглом.
Позже Benny ill спросил у них, как им этот звук.
Денни посдушал и сказал "Чувак, это вообще не гэридж, ты не то делаешь".
А Терри сказал "Да это охренительно, чел, мне реально нравится".
Терри - это известный dubstep-продюсер Hatcha. Именно он вместе с Дэнни основал знаменитый лейбл Hyperdub, самый крупный oldschool dubstep лейбл на британском музыкальном рынке
В 2006 году узнаваемый в узких кругах дабстеп-исполнитель Burial выпустил одноименный альбом, который по-настоящему произвел фурор среди обычных слушателей и музыкальных изданий, в том числе немецкий журнал «Groove». Альбом был включён в списки лучших альбомов 2006 года британскими музыкальными журналами Q и Uncut. Альбом был настолько популярен, что среди простой британской аудитории дабстеп ассоциировался именно с этим звучанием.
Обложка альбома Burial
Brostep, UK funky, leftfield bass, future garage
Вплоть до 2010 года дабстеп почти целиком доминировал на музыкальной арене Британии, волна его популярности была настолько сильной, что в высших учебных заведениях страны всерьез обратили внимание на этот жанр как на культурный феномен и культурологи начали писать диссертации и полноценные исследовательские работы.