Инсталляции
Современные композиции из готовых форм, история и наглядные примеры
Что такое инсталляция?
Инсталляция – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм. Материалом служит почти все, что угодно: природные объекты, промышленные и бытовые предметы, фрагменты текстовой и зрительной информации.
Структура
Что мы сделали:
История
Детали
Выдающиеся инсталляции
История становления инсталляций связана с именем Марселя Дюшана - французского и американского художника.
1910-е годы
1. Марсель Дюшан. «Фонтан»
2. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы»
3. Энди Уорхол. Диптих «Мерилин»
4. Пабло Пикассо. «Герника»
5. Анри Матисс. «Красная комната»
В 2004 году газета «Дейли телеграф» провела опрос среди инсайдеров британского артрынка. В итоге 500 самых влиятельных художников, дилеров, критиков, хранителей музеев и владельцев галерей сформировали ТОП-5 произведений 20 века, оказавших наибольшее влияние на дальнейшее развитие мирового искусства.
Эксперт, которого попросили прокомментировать тот факт, что писсуар занял первое место, признался, что он слегка шокирован - не потому, что «Фонтан» недостоин такой чести, а потому, что он опередил Пикассо и Матисса.
В чем заслуга и идея Марселя?
Он подверг сомнению ранее очевидные вещи. 1. Что произведение должно быть СДЕЛАНО РУКАМИ ХУДОЖНИКА. 2. Что конечный продукт творчества – это, собственно, тот самый МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ, который сделал художник. Вместе с писсуаром Дюшан фактически выставил идею, что художественный акт – это не картина маслом, а те сложные процессы в голове и душе художника, которые этому предшествуют. Опровержение старого и очевидного и расширение тем самым границ искусства – вот в чем гениальность дадаиста Дюшана.
Отличительной чертой инсталляции от других видов искусства является применение абсолютно всех видов материалов. В инсталляции могут быть использованы как обычные материалы: дерево; металл; бумага; камень, так и абсолютно необычные: создание с помощью высоких технологий, использование переработанных материалов, частей целого, оборудования и так далее. При создании инсталляции художник не имеет никаких границ в выборе материала, для создания своей задумки.
Илья Кабаков — один из лидеров советского и российского концептуализма. 
Стал всемирно известным в позднесоветский и постсоветский периоды благодаря инсталляциям, в которых исследовал чувство отчуждённости и скуки, характерное для советской повседневности.

Благонадежный, благополучный иллюстратор Кабаков — это лишь внешняя оболочка, которая в 60-е скрывает его настоящую личность: рефлексирующего художника, занятого поисками своего «я» и пути в искусстве. То, что Кабаков делает «для себя» в полуподвальных мастерских, — нарочито нехудожественное, «неискусство» в привычном смысле, его личный протест против «красивого», «правильного», «реалистичного».


В 1980-е годы он стал меньше заниматься графикой и сосредоточился на инсталляциях, в которых использовал обычный мусор и обыгрывал жизнь и быт коммунальных квартир. В 1982 году Кабаков придумал одну из своих самых знаменитых инсталляций — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», законченную к 1986 году. Впоследствии такие масштабные проекты он стал называть «тотальными инсталляциями». В 1987 году получил первый зарубежный грант — от австрийского объединения Grazer Kunstverein — и построил в Граце в фойе Оперного театра инсталляцию «Перед ужином». Год спустя он устроил первую «тотальную инсталляцию» из проекта «Десять персонажей» в нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана и получил стипендию французского министерства культуры. В 1989 году Кабакову дали стипендию в фонде DAAD (Германская служба академических обменов) и он переехал в Берлин. С этого времени он постоянно работал за пределами сначала СССР, а потом России.
Британский художник-эколог Стивен Мэссам (Steven Messam) создал три потрясающие инсталляции в парке шотландской усадьбы XVIII века – Меллерстайн.
Архитектурные арт-объекты явились частью программы культурных мероприятий «Границы».
Каждая часть серии под названием «ХХХ» гармонично интегрирована в окружающую среду.

Бывшая сторожевая башня, известная как коттедж Pekingese Stud, дополнена надувной установкой из белой ткани, которая заполняет полость главного здания.
Верхняя поверхность имитирует скатную крышу и содержит 22 удлинённых пика, которые разнонаправленно поднимаются на 3 м.
Аргентинская концептуальная художница Марта Минухин (Marta Minujín) в немецком городе Касселе создала потрясающую архитектурную инсталляцию под названием «Парфенон».
Масштабная копия знаменитого греческого храма была изготовлена из 100 тыс. запрещённых изданий в разное время по всему миру.
В состав композиции входят ткацкий станок, установленный у алтаря, сотни метров ярких нитей, 14-метровая ковровая дорожка, архитектурное сооружение, и церковный дворик.
Произведение получило название «Пенелопа» в честь верной жены Одиссея, сильного духом персонажа из эпической поэмы Гомера.
Перевернутая и окровавленная телефонная будка стала публичным ответом дизайнера Бэнкси (Banksy) на предложение отказаться от красных телефонных будок, ставших символом королевства.
Скульптура простояла в Сохо всего одну ночь, но даже за такое короткое время успела разделить британцев на 2 непримиримые группы. Одни в ней увидели высокое искусство и важный посыл, а другие — неуважение к символу.
Существует мнение, что таким образом Бэнкси также высказал сожаление об исчезновении живого общения в век интернета и высоких технологий.

Бутылки были закреплены на большой настенной росписи, изображающей фирменную бутылку Grolsch. Каждая бутылка была украшена при помощи различных методов уличного искусства, включая ярнбомбинг (вязаное граффити) и напыление.
Арт-инсталляция миланских художников Goldschmied & Chiari под названием "Сегодня ночью мы ходили на танцы" оказалась на свалке. Уборщица галереи Museion в итальянском городе Больцано приняла ее за мусор, скопившийся после вечеринки, и выбросила все.

Видеоинсталляция — форма современного искусства, сочетающая видеотехнологии с инсталляцией и используя все аспекты созданного пространства для воздействия на зрителя.
Один из основных принципов, которым следуют художники при создании видеоинсталляции — использование пространства в качестве ключевого элемента нарративной структуры. Благодаря этому хорошо знакомое линейное кинематографическое повествование распределяется по всему пространству, обеспечивая эффект погружения. Зритель играет активную роль, поскольку именно он определяет повествовательную последовательность, продвигаясь в организованном пространстве.
Спасибо за внимание!