Аркаим в медиа
Насколько археологический заповедник хорошо включен в медиа и достаточно ли серьезно подходят к визуализации этого места?
М. В. Загидуллина
Археология, общество и медиа
Археология – наука, которая интерпретирует древний мир через артефакты древности, а также перемещается в публичное пространство – «археология и общество».
Что не так с темой археологии в медиа?
С появлением археологов-интеллектуалов, которые могут простым языком донести до публики это знание (популяризатор) совпало с ростом возможностей медиа, расширением визуальной культуры, в том числе появлением научно-популярных программ. Одним из таких людей был Г. Б. Зданович, который большую часть жизни изучал Аркаим, написал десятки книг об этом месте, в том числе и для массового читателя. Однако профессионалам такой подход к популяризации не очень понравился, поскольку в медиа порой идет упрощенная информация о сложной науке. Тем не менее без выхода в медиа и популяризации археологам сложно существовать, главным образом огласка привлекает финансирование раскопок.
Свыше 90 % информации, распространяемой по поводу Аркаима, является плодом необоснованных фантазий или откровенно антинаучных измышлений.
Федор Петров
Челябинский археолог
Симакова С. И.
Визуализация Аркаима в медиа
Особенности визуализиции информации в журналистских материалах, посвященных Аркаиму на основе 173 уникальных публикаций за 2020 год.
В медиа уделяют недостаточно внимания качественному визуалу в текстах об Аркаиме. Почему? Ответ на вопрос наглядно виден на графике:
Визуал отсутствует в 17 из них, а это почти 10 %. Лидером среди визуального контента является статичная фотография: ее используют примерно в 70 % случаев.
К сожалению, такой подход – это следствие недостатка ресурсов в медиа, главным образом финансовых. Лучше всего ситуацию описывает вот этот мем:
Топчий И. В.
Сайт Аркаима и насколько он хорош
Лицо Аркаима (и почти любого подобного проекта) в современном интернете и медиапространстве – это его сайт. Но насколько он хорош?
Сайт Аркаима условно относится к категории сайтов музеев. Иронично, что большинство современных проектов соответствует стандартам нового интернета: сайты в последнее время стали удобнее и красивее, но вот каталог музейных сайтов переносит нас прямиком в начало 2000-х годов. Такой вот археологический wayback.

В этой области в российском интернете произошел ощутимый прогресс, который мы изобразили на занимательной тайм-линии.
Как определить, хорош ли сайт?
Для того, чтобы считать сайт хорошим, необходимо оценить его по нескольким критериям. Да, мало того, что сайт просто должен существовать. Им должно быть удобно пользоваться, а во время этого процесса не хотелось его закрыть, а наоборот, погрузиться и провалиться. Всего выделяется 10 критериев, по которым можно оценить сайт музея, в том числе и сайт Аркаима. 
Сайт регионального заповедника может легко конкурировать с федеральными проектами в интернете.
Сайт Аркаима рассмотрен по всем этим критериям. Так, в навигации помогает большое количество полезных блоков, а дизайн сайта хоть и минималистичен, но хорошо продуман: наблюдается хорошее сочетание цветов друг с другом, отбор фотографий, ритмичность страницы. Остальные критерии также оказались соблюдены, за исключением недочета по переводу сайта на другие языки: сайт Аркаима существует только на русском языке, а на английском – лишь фрагмент карты от Google. Соответствие сайта этим критериям качества говорит о том, что сайт регионального заповедника может легко конкурировать с федеральными проектами в интернете.
В какой ситуации находится Аркаим с точки зрения медиа?
Сами археологи с одной стороны недовольны выходом таких проектов, как Аркаим, в медиапространство. Сложная наука часто как минимум сильно упрощается, как максимум – перевирается и дополняется разного рода мистикой, не имеющей к науке отношения. Однако медийная включенность позволяет оставаться на плаву и привлекать деньги и туристов.

Интернет-лицо Аркаима в виде сайта – его главное медийное преимущество: он прекрасен, удобен и информативен. Однако в СМИ с визуализацией заповедника остаются проблемы: да, присутствуют фотографии, но ими почти всегда все и ограничивается. Впрочем, в новостных материалах этого достаточно, а вот в более обширных публикациях ощущается явный недостаток классного визуала.
Спасибо за внимание!
Работу выполнил Виталий Карпенко, студент группы МФЖ-101