Женские журналы СССР
1945–1991 гг.
Причины появления
После изнурительной Второй мировой войны стране нужно было сплоченное общество, способное к интенсивному восстановлению промышленности, выполнению послевоенной пятилетки, развитию науки и прочее, прочее. Женщины, очевидно, были важной частью аудитории, на которую агитационно-пропагандистский аппарат должен был влиять. Для обеспечения максимального идеологического воздействия необходимы были восстановительные меры так же в области СМИ.
Женский общественно-политический журнал при определенных политических и экономических условиях является эффективным средством для объединения женщин в производственные коллективы и замены личных интересов общегосударственными.
«Советская женщина»
В 1945 году был создан журнал «Советская женщина». Нацелен он был не только на гражданок СССР, но и на иностранных читательниц; он одновременно формировал идеологию трудящейся на благо страны женщины и пропагандировал ее образ жизни за рубежом.

Особенностью этого периодического издания было появление отдела «Женское движение». В нем освещалась деятельность различных женских организаций социалистического характера. Была рубрика «Хроника международного женского движения».
председательница Антифашистского комитета советских женщин, по инициативе которого был создан журнал
Нина Васильевна Попова
Также после войны открылось множество женских периодических изданий в союзных республиках:
  • в 1946 г. – украинская «Советская женщина», белорусская «Работница и крестьянка»;
  • в 1950 г. – казахский «Сталинский путь», «Женщина Узбекистана»;
  • в 1951 г. – «Женщина Азербайджана», «Женщина Киргизии», «Женщина Молдавии»;
  • в 1952 г. – «Женщина Советской Латвии», литовская «Советская женщина» и др.

В довоенные годы в отечественной женской прессе существовали сложившиеся ранее женские типы:
  • Женщина-работница;
  • Женщина-крестьянка;
  • Женщина – политическая активистка.
В послевоенные годы отечественная женская пресса стала формировать новый образ советской женщины добавился образ женщины – борца за мир.

В 1953 году из-за низкого уровня развития сельского хозяйства была провозглашена новая программа его роста. И поскольку женщины играли важную роль в колхозном и совхозном производстве, женские журналы сразу заполнились материалами о проблемах села, о сельских жителях. Передовицы зачастую были посвящены отчетам о проделанной работе, очеркам о руководителях и рядовых работниках. В одном из журналов появилась рубрика «Слово целинницам».
Подобное развитие женской прессы в послевоенных условиях привело к тому, что к началу 60-х гг. в система периодической печати для женщин представляла собой определенную иерархию. Верхнее звено в ней занимали три центральных журнала: «Работница» (1914), «Крестьянка» (1922) и «Советская женщина». Дальше шли журналы республик и автономий. Каждый из журналов отличался чем-то своим, но все они следовали единой идеологии и программе.
Особенностью женских изданий в СССР было отсутствие деления аудитории на читательские группы
«Работница» и «Крестьянка» основное внимание уделяли производственным темам, также они сообщали своей аудитории о различных широкомасштабных событиях: введение новых сельскохозяйственных планов, изменения политического руководства страны, полет человека в космос. Несмотря на постоянный авторский состав с обилием профессиональных кадров, поощрялось участие и печать материалов от простых женщин, не имевших отношения к политике – работниц и крестьянок, ученых, партийных работниц и руководительниц.
Оттепель
Период второй половины 50-х — начала 60-х гг., вошедший в историю
под названием «оттепели», внес значительную долю свободы в мышление и инициативность населения, что отразилось в культуре, литературе и искусстве. Журнал «Работница» взялся за возрождение некогда популярного движения общественниц. Появилась «Страница общественницы» с сообщениями и письмами домохозяек, членов женсоветов: «Жены шахтеров», «Дел у нас много», «Контроль за стройками», «Будни одного женсовета» и др.

Движение общественниц – пропагандистское движение с целью привлечения женщин к работе над улучшением условий быта. «Если он видит заботу о себе, интерес к делу, если видит в жене товарища и друга, у него настроение хорошее станет, легче ему, веселее работать будет», – Надежда Крупская о движении общественниц.

Если он видит заботу о себе, интерес к делу, если видит в жене товарища и друга, у него настроение хорошее станет, легче ему, веселее работать будет
Надежда Крупская
В 1964 г. журнал «Работница» был награжден орденом Ленина «за большую работу по идейно-политическому воспитанию советской женщины и привлечение ее к активному участию в строительстве коммунизма».
В 1968 году журнал совместно с Комитетом советских женщин и комиссией по работе среди женщин ВЦСПС учредили Клуб общественниц. В дальнейшем они будут инициатором организации множества конкурсов, например как: смотры дошкольных учреждений, сельскохозяйственных предприятий общественного питания, сельских поваров и др. (рубрика «Идет смотр»).

Можно сказать, что большое внимание женские журналы уделяли психическому состоянию женщины, оказавшейся в условиях давления общества с его идеалами идеальной советской гражданки. В «Работнице» открылась специальная рубрика «Беседы психолога», в «Советской женщине» – «Уроки психолога». В статьях, очерках, беседах специалистов раскрывались причины личных конфликтов, представлялись варианты их решения.

Важным становится убедить женщину в том, что она способна самостоятельно предотвращать конфликты. Автор Е. Кононенко в статье «Разговор о семейном счастье» ставит риторический вопрос: «...почему некоторые из вас не дают отпора отсталым настроениям мужа и с первых дней замужества принимают всю тяжесть забот о домашнем быте на свои плечи?»

Авторы (журналисты, психологи, педагоги, писатели) старались совмещать темы личного мира с социально-общественными вопросами. Потому тематика рубрик была довольно широкой: любовь, дружба, здоровье, выбор профессии, чувство собственного достоинства, взаимоотношения в коллективе, воспитание характера, этика поведения и т. д.
В конце 70-х гг. стали появляться публикации, раскрывавшие отдельные стороны нерешенности женского вопроса в СССР. Появившееся свободомыслие позволило заявить о некоторых проблемах советской женщины. В частности, женская пресса показывала, что совмещение функций работницы, жены и матери увеличивало физические нагрузки на организм женщины, негативно отражалось на психологическом состоянии.

В 1979 г. «Работница» поместила материал М. Ганиной, которая заметила, что «...не так-то легко отыскать женщину, которая сумела бы полноценно сочетать... личное с общественным. Потому большинство... лишено личного счастья».
Майя Ганина
Середина 80-х
В этот период со страниц женской прессы исчезает идеализированный образ советской женщины. Не имея более единой пропагандистской и идеологической, женские журналы расширили круг своих тем и сконцентрировались не только на женщине, но и на ее семье. В 1987 г. впервые в «Работнице» возникает рубрика для мужчин – «Мужской разговор». Была неоднозначно принятая общественностью рубрика «Разговор для двоих», посвященная культуре интимных отношений.

Детям авторы журнала посвятили рубрику «Детский клуб “Филиппок”». Издание приступило к разработке развлекательного направления — открылись рубрики «Беседы о кино», «Театральные встречи», «Школа Глобы», «Клуб трех “Н”» (незнакомое, непонятное, невероятное)


В «Крестьянке» появилась рубрика «По вашей просьбе» (интервью с известными актерами, певцами, композиторами и др.), началась публикация материалов под общим заголовком «Астрология без мистики и тайн». Журнал открыл приложение «Хозяюшка» с рубриками «Красота и здоровье», «Шьем, вяжем, вышиваем», «Зеленый уголок», «Домоводство», «Календарь-месяцеслов».

В «Советской женщине» для детей начала выходить страничка «Катюша».


В женские журналы стали помещать кроссворды и гороскопы.

В 1987 г. в Советском Союзе появился журнал «Бурда-моден». Красочное
иллюстрированное издание не только знакомило советских женщин с «красивой жизнью», но и наглядно объясняло, как ее можно сделать своими руками. Редакции «Работницы», «Крестьянки», «Советской женщины» не могли предложить выкроек эксклюзивных моделей одежды, программ эффективного ухода за внешностью, дизайнерских разработок оформления интерьера, изготовления предметов домашнего обихода.
90-е годы
Именно появление «Бурды моден» показало, насколько
отечественная женская пресса была далека от мировых тенденций.
Распад СССР, разрушение тоталитарной идеологии, переход к рыночной экономике приводят к развитию рынка прессы после 1991 года. Появляется множество новых типов женской периодики, которые подвержены влиянию зарубежного медиабизнеса. Старейшие отечественные женские журналы перестают удерживать лидерство в сфере женских СМИ. В роли издателя теперь могут выступать коллективы редакций, издательства, акционерные общества, фирмы, объединения и организации.

Новые издания популяризируют современные и разные идеалы: воспитательница детей, спутница жизни, хозяйка, раскованная сексуально женщина, предпринимательница, светская львица. В плане содержания политические и экономические темы вытесняются вопросами внешности, самочувствия, дома, семьи. Не освещаются негативные стороны действительности.
Классификация
Издания этого периода отличаются огромным тематическим разнообразием. Можно выделить следующие типы изданий:

  • Социально-бытовые («Работница», «Крестьянка»);
  • Семейно-бытовые («Лиза», «Домашний очаг», «Натали»;
  • Элитарные (Cosmopolitan, Elle, Marie Claire, Harper’s Bazaar);
  • Феминистские («Женское чтение», «Преображение»);
  • Профессиональные («Сестринское дело», «Секретарь»);
  • Религиозные («С Верой, Надеждой, Любовью», «Сестра»);
  • Журналы для юных девушек («Штучка», Cool Girl);
  • По интересам («Бурда моден», «Диана моден», «Золушка вяжет»).

Появляются также журналы для матерей, для женщин
с невысоким достатком, пресса о женском здоровье.



Основной целью изданий становится помощь женщине во всех ее личных вопросах
Екатерина Зайкова
Анна Ковальчук
Валерия Гриднева
Над проектом работали студентки группы ФЖ-301:
Ирина Цыганова
Валерия Хисамутдинова
Виктория Котова