ОТ ЦВЕТКА ДО СЦИМИТАРА:
ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Маленький эксперимент: вспомните имена нескольких русских писательниц и поэтесс – первые, что придут  голову. Анна Ахматова? Марина Цветаева? Тэффи? Зинаида Гиппиус? Отлично.


Но давайте посчитаем, кто из них живет с нами в одном столетии и описывает в своем творчестве актуальную обстановку? В этом есть определенная проблема: мы упускаем из внимания современное искусство, хотя оно ярко и точно отражает окружающую нас действительность, знакомые и близкие нам проблемы. Этот лонгрид – стремление познакомить читателя с несколькими яркими именами в нынешней русской литературе.

ДАРЬЯ СЕРЕНКО
ФЕМИНИСТКА ПОЭТЕССА ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВИСТКА
Tilda Publishing
Дарья Серенко – российская поэтесса, журналистка и акционистка. Чаще всего ее имя в широком медийном пространстве связывается с проектом #тихий_пикет, автором которого Дарья является. #тихий_пикет – художественная акция, чья главная цель ­– сломать границы между незнакомыми людьми.
Участник акции сочиняет плакат на волнующую его тему, но не выходит с ним на улицу, держа, как это принято, на уровне груди – а прикрепляет к плащу, пакету, рюкзаку. Привычный вид пикета монологичен – #тихий_пикет становится пространством для диалога. Заинтересовавшись плакатом, незнакомый человек может вступить в беседу с участником акции и вместе с ним искать новые идеи и смыслы.
Я –ПОСЛАНИЕ, ПРОСЬБА О ПОМОЩИ
МЕНЯ НАЙДУТ
И ПРОЧИТАЮТ ТЕБЕ
Tilda Publishing
Стихотворения Дарьи Серенко – предельно личное повествование, причудливым образом смешивающееся с социальным и политическим. События масштабов страны осмысляются через образы семьи, личный опыт разрастается до символов, актуальных для всего человечества. В ее текстах часто поднимаются темы телесности и насилия – частного и государственного.
Сама Дарья говорит, что для нее очень важны вопросы слабости, вопросы замалчиваемые, табуированные: «как будто я захожу в комнату и подсвечиваю ее изъяны – и в этих изъянах для меня конструируется эстетическое».






ГРОМКО И ЧЕТКО
СВОБОДНО И ЛЕГКО
АЛЕНА ШВЕЦ
ПЕВИЦА
Tilda Publishing
Алена Швец – российская музыкантка. Мир ее поэзии – сигарета, выкуренная на балконе во время вечеринки, плач в школьном туалете, страстные влюбленности и первые попытки разобраться во взрослой жизни.

В своих песнях Алена создает узнаваемые образы действительности российского подростка и осмысляет опыт, через который прошла большая часть молодежи постсоветского пространства.
В текстах Швец удивительная хрупкость и нежность сочетаются с горящей яростью. С одной стороны, ее песни переворачивают каноны прежней поп-культуры с образом жертвенной созависимой женщины: лирическая героиня ее песен – яркая, отчаянная, порой агрессивная.

С другой стороны, тексты Алены будто противостоят современным установкам, диктующим идеальную осознанность и полную нетоксичность. В ее песнях – живое чувство, и не так важно, благое или дурное.
ПРОСТО БУДЬ СОБОЙ
ПРОСТО ДЕЛАЙ МУЗЛО
АНАСТАСИЯ ЛЕКАНСКАЯ
ПЕВИЦА ПОЭТЕССА ПИАНИСТКА
ВАЛЕРА УСПЕНСКАЯ
ПОЭТ_ЕССА ПИСАТЕЛЬ_НИЦА
Tilda Publishing
Валера (предпочитаемая форма имени) Успенская – писатель_ница и поэт_есса. Себя Валера предпочитает называть «орком» (не в толкиеновском толковании) – это основной образ ее текстов, воплощение сокровенного, сердцевинного огня, страшной силы и жгучей любви.

И для поэзии, и для прозы Валеры вообще характерно обращение к глубинному, архетипичному внутри читателя: ее тексты не зря похожи на старинные песни, певшиеся у костра, с самобытным языком и ритмикой.
Ключевой для творчества Валеры вопрос – вопрос честности с собой и с миром. Во многом ее тексты – своеобразная терапия для читателя: с помощью слов вскрываются старые раны, нанесенные обществом или, что страшнее, близкими людьми, и сквозь слои травм и вредоносных установок пробивается настоящее «Я» человека.
ДАЖЕ АД ОТСТУПИЛСЯ
ДАЖЕ АД УБОЯЛСЯ МЕНЯ ТОГДА
Good design is obvious. Great design is transparent.